Мечети и минареты Южного Дагестана
0
39
Мечети и минареты Южного Дагестана имеют свои особенности, в том числе наиболее старыми эпиграфическими памятниками на арабском языке в виде камней в стенах сооружений. Селим Омарович Хан-Магомедов, советский и российский искусствовед, исследователь архитектуры народов Дагестана, в частности его южной части, приводит в своей книге «Рутульская архитектура» интересные факты, подробный анализ архитектурных особенностей сел Рутульского района. Однотухумные малые аулы, объединяясь в один большой, образовывали, как правило, отдельные тесно застроенные кварталы со своей мечетью и местом для разговоров мужчин (ким). Собрания джамаатов происходили на киме или в мечети. Проникновение и закрепление ислама в горных районах Дагестана — это многовековая эпоха в истории народов «страны гор». Начавшись в середине VII века, процесс исламизации Дагестана в основном завершился лишь к XV в. По мнению А.Шихсаидова, наиболее ранними памятниками арабской письменности в Дагестане были не региональные или одноаульные хроники, а эпиграфический материал, а основном это надписи на камнях. Не только в кладке мечетей и минаретов, но и в стенах многих домов есть камни с арабской надписью и датой (в мусульманском летоисчислении). За многовековую историю строительства культовых сооружений в Дагестане выработался определенный тип мечети, варьируемый в зависимости от ее назначения (соборные мечети, квартальные мечети, мечети-родники, мечети на кладбищах), размеров и местных строительных традиций. Соборные мечети — это, как правило, древнейшие мечети аулов. В то же время именно эти мечети чаще перестраивались и расширялись, например, в связи с ростом числа жителей аула. Большая часть сохранившихся крупных мечетей капитально перестроена или построена в XVIII—XIX вв. Однако есть и древние мечети, точная датировка многих из которых представляет большие трудности. В рутульских аулах выявлены и детально обмерены две крупные мечети — в Ихреке и Рутуле. Соборная мечеть в Ихреке, согласно местным преданиям, основана в период распространения ислама в Южном Дагестане. Мечети в Рутуле существовали, по-видимому, еще в XII веке. Во всяком случае, ислам в этом ауле в XII веке утвердился уже прочно, о чем свидетельствует надпись 545 года хиджры (1150 г.), сообщающая о строительстве общежития для суфиев — ханака. Обнаружены в Рутуле и две надписи, относящиеся к XIII веку, в которых сообщается о строительстве (или ремонте) мечети; на одной из них указана точная дата — 683 год хиджры (т.е. 1284 г.). В третьей надписи говорится о строительстве мечети в 910 году хиджры (1504—1505 гг.) Но в основном, строительство мечетей широко развернулось в XIX веке в связи с Кавказской войной. В аулах Южного Дагестана минареты были распространены в прошлом относительно широко, хотя здесь и не было выработано единого канонического типа минарета. По конфигурации плана минареты Южного Дагестана делятся на круглые и квадратные. По архитектурно-художественным качествам среди обследованных минаретов есть архаичные по форме, а есть и законченные по композиции и удачные по пропорциям сооружения. Среди них, в первую очередь, можно выделить круглый в плане минарет в агульском ауле Рича и минареты в рутульских аулах Ихрек (круглый) и Шиназ (квадратный). Но если ричинский минарет как бы венчает группу однотипных, характерных именно для агульской архитектуры минаретов (парапет на аркатурном поясе), то минареты в Ихреке и Шиназе это, так сказать, штучные шедевры, созданные профессиональными мастерами-строителями. Судя по всему, минареты в Дагестане рассматривались как самостоятельные архитектурные объекты. В надписях на камнях, как правило, отдельно сообщается о строительстве мечети и минарета. Минарет был более сложным для возведения объектом и, скорей всего, его возводили специально приглашенные мастера-строители, специалисты именно в этом виде строительства. Кстати, нередко минареты в Южном Дагестане не пристраивали к мечети, а возводили как отдельно стоящее самостоятельное сооружение (минареты в Рича, в Джули и др.). Минарет в с. Шиназ является, бесспорно, выдающимся произведением архитектуры Южного Дагестана. Поражают, прежде всего, его размеры. Минарет стоит у подножия горы, на склоне которой расположен аул. Поэтому минарет открыт для обозрения на всю высоту (более 22 метров) и на фоне расчлененной скученной застройки аула вырисовывается как крупная лаконичная форма. Минареты имели для аула не только функциональное и архитектурно композиционное значение, но и были своеобразным символом независимости аула. Причем символ этот имел вполне материальную форму — это был белый камень, венчавший купольную часть верхней башенки минарета. Жители Шиназа рассказывали мне, что белый камень, согласно местному преданию, был увезен жителями аула, враждовавшего с Шиназом, но затем после победы над врагом шиназцы вернули его и вновь водворили на место. Подобное же предание записал в Рутуле Л.И. Лавров: «Сохранилось предание о кровопролитной борьбе Рутула с лезгинским селением Хрюк. Предание облеклось в легендарную форму борьбы за белый камень на верхушке минарета. Однажды, говорит оно, с минарета рутульской мечети хрюкцы украли белый камень и установили его на своем минарете. Рутульцы выкрали его назад, но хрюкцы снова его украли. Так камень несколько раз переходил из рук в руки. Из-за него разгорелась война... Наконец, некий праведник во сне получил приказание от Аллаха помирить обе стороны. Этот человек сделал точную копию спорного камня и тайно поставил его на том минарете, на котором в тот момент камня не было. В результате война прекратилась. В настоящее время оба минарета, хрюкский и рутульский, имеют наверху по одинаковому белому камню, и никто не знает, который из двух камней был предметом вражды".