Мы в Telegram
Добавить новость
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017 Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

На тахте сидеть - не Орду водить!

0 100

На тахте сидеть - не Орду водить!

и ещё раз о том, чего никогда не было - "Золотая орда"!

Термин «Золотой престол» в Поволжье по данным арабографичных источников (к вопросу о статусе г. Булгара на ордынском и постордынском пространстве).

Задачей настоящей публикации является рассмотрение истории существования в Поволжье терминов «Сарир аз-захаб» и «Алтын тахт» (Золотой престол) и особенностей бытования выражения «Алтын тахт» на территории Булгарского удела Улуса Джучи и на территории Казанского ханства.

По общему мнению исследователей, ранние мусульманские источники относят термин «Сарир аз-захаб» (Золотой престол) к «государству Сарир». располагавшемуся в Дагестане, которое было современно Хазарской державе. Правитель Сарира носил титул «Сахиб ас-сарир» (Обладатель престола). «Золотой престол» в ранней мусульманской традиции связывается с легендой о перенесении золотого трона Сасанидов из Ирана на Кавказ 1.

У ряда мусульманских авторов золотоордынского и постзолотоордынского периодов (Абу-л-Фиды, ал-Омари, Хамдаллаха Казвини, Махмуда ибн Вали) прослеживается тенденция к отождествлению упоминаемого в раннесредневековой арабо-персидской географической литературе «Золотого престола» с хазарской столицей на Нижней Волге — Итилем, а последней, в свою очередь, с Сараем 2. Так, египетский автор XIV в. ал-Омари отождествляет «Дом Берке» (Джучиев Улус) с Хазарским каганатом, приписывая хазарскому государю титул «Сахиб ас-сарир» 3.

Одной из причин этого явления был книжный характер арабо-мусульманской средневековой географической литературы, довольно часто порождавший анахронизмы. Не менее важной причиной, несомненно, была такая особенность политического быта Монгольской империи и государств, [143] образовавшихся после ее распада, как наличие у ханов-чингизидов «Золотой орды» — богато украшенного ханского шатра 4 и восседание их на «Золотом троне».

Под влиянием этих факторов название второй столицы Хазарского каганата Итиля, как и стольного города Улуса Джучи Сарая, располагавшегося в низовьях Волги, в золотоордынский период было переосмыслено мусульманскими авторами как «Сарир аз-захаб» (Золотой престол).

Несомненна семантическая взаимосвязь между арабским выражением «Сарир аз-захаб» и встречающимся в тюркоязычных источниках термином «Алтын тахт», с одной стороны, и наименованием ханского парадного шатра — «Золотая орда», с другой стороны 6. Все три термина были связаны с символами монаршей власти. Достаточно привести слова Токтамыша из дастана «Идегей»: «Алтын йыгач тэхетем бар» (Есть у меня деревянный, [покрытый] золотом трон) 7 или указание на «ханский золотой трон» из одного раннего списка татарского историко-литературного сочинения конца XVII в. «Дафтар-и Чингиз-наме» 8. Здесь достаточно очевидна аналогия с тюркским наименованием Большой Орды — Тахт эли / Тахт мамлакати (Престольное владение) 9. Хорошо знакомый с арабографичными источниками татарский историк XIX в. X. Фаизханов термин «Алтын тахт» использует для обозначения державы джучидов 10. В грамотах крымских государей (подчеркивавших свои претензии на золотоордынское наследство) эпитет «алтын» (золотой) выступает как синоним эпитета «улуг» (великий). Так, в шертной грамоте крымского хана Мурад-Гирея царю Федору Алексеевичу от 3 января 1093 (1682) г. указано: «Иазылды алтын твхетгяЬымыз Багча сарайында» (Писано в нашей золотой столице Бахчисарае) 11. В шертной грамоте Ивану и Петру Алексеевичам от 10 августа того же года Бахчисарай назван «олуг твхетгяhымыз» (наша великая столица) 12.

В одном из татарских источников — «Фарханг-наме» — «Золотым престолом», «Золотой столицей» (Алтын тахт) именуется Булгар. Считаем целесообразным вкратце остановиться на истории изучения этого письменного памятника, несколько скорректировав свои выводы о нем, высказанные ранее 13.

Ф. И. Эрдман, в книге «Beitraege zur Kenntniss des Innern von Russland» (K изучению Внутренней России) привел со ссылкой на «Фарханг-наме» название г. Булгара «Золотой трон» (Алтун [144] тахт).

В своей неопубликованной работе «Новые списки татарских летописей» (закончена в 1930 г.) татарский археограф и историк А. Рахим привел текст записи хроникального характера, озаглавленной «Фи бейан-и тарих» (В изложение истории). В нем приведена тамга Алтын-бека, название и начертание которой совпадает с тамгой бека Кыята из «Дафтар-и Чингиз-наме», а Булгар именуется Золотым троном (Алтын тахт) 21. А. Рахим отметил, что такое наименование Булгара в других татарских летописных текстах не встречается, «лишь Эрдман приводит из неизвестной нам рукописи книги (или отрывка) "Фэрхэнг-намэ" то же самое название Болгара» 22.

Возвращаясь к вопросу о бытовании термина «Золотой престол» в Поволжье, отметим следующее. Во-первых, в известных на сегодня письменных источниках, происходящих с территории бывшего Улуса Джучи, термин «Золотой престол» упоминается в форме «Алтын тахт». Во-вторых, оба известных нам упоминания «Золотого престола» (Алтын тахт) в работах Ф. И. Эрдмана и А. Рахима обозначают г. Булгар золотоордынского периода и взяты из арабографичных рукописей, по всей видимости являющихся списками одного сочинения или свода, известного под названием «Фарханг-наме». Этот источник был создан в Волго-Уральском регионе не позднее конца XVIII в., однако отдельные его части, вероятно, следует датировать более ранним временем.

Когда же Булгар начал именоваться «Золотым престолом»? Действительно ли Булгар имел значение общеордынской столицы или использование термина «Алтын тахт» в Среднем Поволжье не связано с этим и является позднейшим «изобретением»?

Ответ на этот вопрос связан с уточнением статуса г. Булгара и Булгарского вилайета в составе Улуса Джучи. Этот вопрос давно интересует исследователей, однако, ввиду скудости аутентичных письменных источников, по-прежнему далек от своего разрешения. Камнем преткновения здесь в определенной мере может явиться неясный статус правителей Булгарского вилайета в золотоордынскую эпоху: принадлежали ли они к джучидам, или являлись лицами нечингизидского, княжеского происхождения? Решить данную [146] проблему на базе известных сегодня источников представляется весьма затруднительным 35.

Примечательно в связи с этим, что объединитель Джучиева Улуса Toхтамыш в «Карсакпайской надписи» Тимура (1391) именуется «ханом Булгараш «булгарским ханом» (bulgar qani») 43. Вряд ли это указание связано с нахождением в Среднем Поволжье наследственных владений предков Токтамьша. Как известно, отец последнего Туй Ходжа был правителем Мангышлака, относившегося к левому крылу Улуса Джучи (Кок-Орде) 44, тогда как Поволжье на всем протяжении относилосос к владениям государей правого крыла Джучиева Улуса (Ак-Орде) 45. Можно было бы допустить, что первое словр в указанном словосочетании следувй читать как «bulgaq» (смута). Разняш заключается лишь в написании поспедней буквы. В этом случае «bulgaq qani» может быть переведено как хан смупя хан-смутьян. Слова «bulqaq» (смута), «bulgawul» (смутьян) использовании в одном из источников тимуридского круга — «Мунтахаб ат-таварих-и Муини» Муин ад-Дина Натанзи 46.

Под влиянием перемещения административного центра края из Булгара в Казань фраза «Алтын тахт Булгар» могла быть переосмыслена как «Алтын тахт Казан». На наш взгляд, именно этим можно объяснить встречающееся в «Казанской истории» несколько загадочное выражение «ново царьство срачинское, Казань, по русскому же языку котел, златое дно (выделено нами. — И. М)» 73. На наш взгляд, выделенный фрагмент может являться русским переводом татарской фразы «Алтын тахт Казан». Кажущееся несоответствие перевода слова «тахт» как «дно» может быть объяснено тем, что переводчик или интерпретатор этой татарской фразы спутал персидское слово «тахт» (трон, престол; столица, резиденция монарха) с арабским словом «тахт» (низ). В татарском произношении они являются омонимами, а их написание отличается лишь диакритической точкой над одной из букв («потеря» или сознательное опускание диакритических знаков вообще не редкость в арабописьменных текстах). Позднее «Золотой престол» в татарских легендах об основании Казани мог превратиться в «золотой котел» (алтын казан), который уронил в воду слуга одного из казанских беков 74, либо «золотую рыбу» / «золотую плотву» (алтын балык / алтын чабак), на месте поимки которой должна была быть основана Казань 75. Таким образом, мы полагаем возможным отнести самое раннее письменное упоминание выражения «Золотой престол» для обозначения административного центра Среднего Поволжья ко второй половине XVI в., т. е. ко времени написания «Казанской истории».

В свою очередь, сведения «Казанской истории» об основании Казани «Саином Болгарским», именование Казани «Саиновым (Батыевым. — И. М.) юртом» 76 и «золотым дном (престолом?)» могли быть почерпнуты из татарского источника, имевшего целью обоснование преемственности Казани и Булгара, а также ведущей роли этих городов на постордынском пространстве. Тезис «Казань — Саинов юрт» был явно выгоден Улуг-Мухаммаду и его потомкам, с 1445 г. окончательно обосновавшимся в Казани и первоначально претендовавшим на статус всеордынских государей. Это тем более вероятно, что после пленения московского великого князя Василия Темного войском Улуг-Мухаммада и его освобождения ордынский «выход», по-видимому, стал выплачиваться великим князем Улуг-Мухаммаду и его сыну Махмутеку, осевшим в Среднем Поволжье 77. В данном случае признание Улуг-Мухаммада и Махмутека государями всего Улуса Джучи отвечало и интересам Василия Темного, вынужденного производить платежи в Казань, а не в Большую Орду. Это могло найти отражение и в русских источниках середины — второй половины XV в., позже использованных анонимным автором «Казанской истории».

В заключение можно отметить следующее. Появление термина «Золотой престол» в Поволжье, по-видимому, следует связывать с периодом существования Улуса Джучи. Им обозначался трон ордынских ханов. В этот же период под влиянием историко-географического фактора (совпадение столичных территорий Хазарского каганата и Улуса Джучи) и особенностей материальной культуры державы джучидов (наличие ханского «Золотого шатра (орды)» и «Золотого престола») происходит перенесение арабскими и персидскими авторами выражения «Сарир аз-захаб», относящегося к раннему средневековью, на столицу Улуса Джучи Сарай и даже на всю державу джучидов. Нельзя исключать определенную роль мусульманской историографии и в распространении терминов домонгольского времени на территории самого Улуса Джучи. В качестве примера можно привести топоним «Дешт-и Кыпчак» (Кыпчакская степь). Возникнув в XI в. в источниках персидского происхождения 78, в XVI в. он прочно вошел в тюркоязычную постордынскую историографию и в ханскую титулатуру (Крымские Гиреи среди прочих титулов имели звание «государей Дешт-и Кыпчака» 79.

Термин «Золотой престол» в форме «Алтын тахт» стал сравнительно [150] распространенным и приобрел оттенок официальности, по-видимому, лишь в Среднем Поволжье и только после фактического распада Улуса Джучи, когда утвердившейся в Казани династии Улуг-Мухаммадовичей потребовалось обоснование своих великодержавных притязаний. Их отголоски могли сохраниться в отдельных письменных источниках, происходящих из Волго-Уральского региона, вроде упоминавшегося «Фарханг-наме».

Публикацию подготовил Ильяс Мустакимов, ведущий советник ГАУ при КМ РТ

Текст воспроизведен по изданию: Термин "Золотой престол" в Поволжье по данным арабографичных источников (к вопросу о статусе г. Булгара на ордынском и постордынском пространстве) // Эхо веков, № 1. 2008

===

===

===

Материалы по истории Русской одежды. В.А. Прохоров

Материалы по истории Русской одежды.Том 1
Авторы: В.А. Прохоров
Год издания: 1881
Кол-во страниц: 236
Издательство: типография Императорской Академии наук С-П

I. ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ.

Славянские племена, с незапамятных времен, до Р. X., занимали восточную часть Европы, начиная с береговых стран Балтийского моря, Карпатских возвышенностей и Балканского полуострова*), а на Восток — всю южную Россию, от Дуная (центра русских славян) вверх по Днепру, — и все береговые местности Черного и Азовского моря до Кавказа. Это многомилионное племя, по Иродотову описанию (450 л. до Р. X.), известно было под именем Скифов (предков Славян). Иродот подразделяет их на земледельцев и удалых кочевых наездников, с хорошо устроенными сильными дружинами, которые господствовали над прочими Скифами-земледельцами.
____________
*) Хотя между обитателями на Балканском полуострове видное место занимают Фракийцы, но еще учеными не доказано — кто именно были Фракийцы? Во всяком случае нельзя отвергать существования здесь и Славян, под каким бы названием они ни являлись; это подтверждают лучше всех неясных сказаний самые памятники искусств; на Трояновой колонне — греческом произведении, (а Греки всегда старались верно представлять изображаемые ими народы), на ней представлены разные народы — Фракийцы, Даки и др. В числе главных и многочисленных деятелей изображены здесь типы Славянские и преимущественно — чисто Русские, как пешие, так и конница. Рассказы арабских писателей о Русских, и, между прочим, о русской коннице их совершенно сходны с изображениями Русских на Трояновой колонне.

О северных прибрежных обитателях Скифо-Славянах, в последствии известных отважных мореплавателях и предприимчивых торговцах, Иродот почти ничего не говорит. Хотя он именует Скифов одним племенем, но называет их разными именами, смотря по образу их жизни, занятиям, обстановке и другим случайным признакам.

На северо-восток от Скифов-Славян обитали также древнейшие племена Финские, которые имели свои подразделения и различные названия. Чем далее к востоку, тем более заметна (в последствии) в этих обитателях примесь Монгольская. Финны окрестностей балтийского моря сходны с племенами европейскими.

Скифы-Славяне земледельцы, по описанию Иродота и по сохранившимся их памятникам, находились на довольно высокой степени развития того времени; близкое знакомство и торговые сношения, а иногда даже родственные связи с греческими образованными колониями (и самой Грецией), которыми населены были берега Черного и Азовского моря, давали им все средства к развитию. И в этом отношении Скифы стояли несравненно выше, чем современные им племена Германские.

В таком положении находилась восточная Европа, когда описывал ее Иродот. После его сообщения настает длинный, многовековый, малоизвестный период — истории Скифо-Славянских племен.

Мы видим, что в этом периоде они начинают постепенно упадать в своем развитии. Одна из главных причин следующая: Когда Римляне завоевали почти весь древний исторический мир, то в это время подпали их господству Греция и все греческие колонии (во 2-м и в 1-м веке до Р. X.). Подпал весь Балканский полуостров до Дуная и небольшая часть славянских земель за Дунаем. Грубые Римляне имели подавляющее влияние на покоренных ими народов. С этого времени как в Греции, так и в ее колониях, начинается постепенное падение образованности, искусств, промышленности и торговли. Этот застой в сильной степени отразился и на Скифах-Славянах. Это падение, напр. в памятниках искусств, мы видим в произведениях более поздних — в Славянских могилах первых веков после Р. X.*). В других, уже более поздних наших языческих могилах, мы видим — в найденных в них вещах — уже влияние Византийское.
____________
*) Некоторые из таких могил разрыты проф. Самоквасовым в Киевской губернии, в Коневском уезде, у села Яблоновки, где, в числе разных вещей, находятся и золотые пластинки, на которых вытиснены узоры; они служили украшением на княжеских шапках и других одеждах. Эти пластинки сделаны точно также, как и найденные в древних Скифских курганах IV и III в. до Р. X. Но простота рисунка показывает в них уже значительное падение искусства в сравнении с древним Скифским.

В последствии времени пришлось еще на долю сильному Славянскому племени постоянно бороться с наплывом многочисленных восточных племен, а вместе с тем и невольно сделаться оплотом, или защитой и Европы от их наводнения. В таких борьбах Славянам хотя и приходилось иногда уступать более сильным наплывам и отдавать им части своих земель, а иногда даже подчиняться в некоторых местах их влиянию, но потом все-таки они успешно выбивались из таких затруднительных обстоятельств.

Сила и могущество независимых Скифо-Славянских племен были так велики, что сами Римляне боялись их более, чем всех других народов древнего мира. Вот повидимому безмолвная цифра, которая убедительнее всех доказательств подтверждает это: границы Римской империи (составленной из разноплеменных покоренных ими народов) охраняли римские легионы; взгляните внимательно на число римских легионов, охранявших эти границы от тех, или других народов. Вот эти цифры: в Испании стоял 1 легион, в Африке тоже 1, в Британии 3 легиона, на границах Германии 5 легионов, в Египте 1 и 8 легионов, стоявших по берегам Евфрата охраняли против всего Востока, а на Дунае, для охраны границы от Славянских племен, стояли 11-ть легионов (!), и два сильные флота; один в северной части Адриатического моря, а другой в Понте Эвксинском (Черном море) при Дунайских берегах.

Да, на этот многознаменательный факт следовало бы обратить особенное внимание нашим историкам; тем более, что в эти-то смутные периоды до того искажена история нашего Славянского мира западными писателями, что трудно добиться у них чего-нибудь положительного, достоверного; каждый из этих писателей, основываясь на неверных источниках и рассказах, описывает Славян по своему и дает им имена и происхождения произвольные, происшествия изуродованные. Часто эти писатели один другому совершенно противоречат в своих рассказах и названиях. Иные (в особенности писатели немецкие) намеренно искажали историю, быт и всю обстановку Славянского мира.

Каким же путем мы придем к более основательным, беспристрастным, более истинным сведениям?

Опуская все неверные, противоречащие один другому рассказы и умышленные искажения, я обращаюсь к более верному источнику, разъясняющему жизнь и обстановку наших древних славян — это сохранившиеся их памятники искусств, которые нам скажут более и правдивее, чем неверные сказания западных писателей.

Где же эти памятники?

Подземный мир скрывает неистощимые богатства таких памятников; но мы ограничим наши обозрения только памятниками открытыми, насколько они исследованы до настоящего времени.

Рассмотрим их с исторической и археологической стороны.

 

СКИФСКИЕ ПАМЯТНИКИ.
Сказания Иродота о Скифах и их памятники искусств, уже достаточно указывают на степень их развития вообще и некоторую роскошь двора Скифских царей и на богатую обстановку их жизни.

Открытие в царских могилах подземных сокровищ, хотя и не к таком уже виде, в каком они первоначально были положены, достаточно объясняют нам:

1) В каком состоянии находилось их искусство под влиянием греческих художников, которые находились при дворе скифских царей.

2) Одежды их, наряды и разные украшения у царей, цариц и других — головные уборы, гривны, ожерелья, браслеты, серьги, разные подвески, перстни, разнообразные золотые и др. пластинки, бляхи, монисты и пр.

3) Военные оружия, доспехи, их убранство, мечи, кинжалы, копья, стрелы, луки и колчаны, их формы и пр., знамена, или значки царские и т. п. Убранство лошадей, колесниц, сбруя, ее украшения и пр.

4) Домашняя утварь, дорогая и простая; вазы золотые, серебряные, бронзовые; блюда, чары, котлы разных величин и форм и пр. Одним словом все предметы, относящиеся к обстановке жизни Скифов и их обычаев.
С понятием язычников о загробной жизни тесно связан был и самый обычай погребения покойников, что именно для нас теперь и составляет весь интерес. Язычники имели обычай класть в могилу любимые вещи покойника, полагая, что они понадобятся ему и на том свете. Чем знатнее был покойник, тем богаче была обстановка его погребения, т. е. тем многочисленнее и дороже были предметы, которые клались ему в могилу. Что объясняет множество найденных таких вещей при разрытии этих могил? Они для нас тем более интересны, что многие из этих древнейших памятников, относящихся к обстановке быта Скифов, повторяются и в последующих многовековых периодах жизни Славян вообще и в особенности Славяно-Руссов, даже в периоде историческом (христианском), где они или буквально повторяются, или имеют близкое сходство и значение с ними. Напр. гривна, начиная с Скифских курганов и наших русских языческих могил, продолжается в таких же формах и в периоде Христианском. Кроме древних летописных указаний, напр. что князь Глеб (сын Владимира Свят.) надел гривну на шею любимого своего отрока, мы видим подобные же гривны на миниатюрах древних наших рукописей. Даже в XVI веке на миниатюре в Царственной Летописи (в Патриаршей библиотеке в Москве), изображающем княжескую свадьбу, гривны надеты на шеях жениха и невесты. Такое же повторение и многих других Скифских предметов мы встречаем у нас в историческом периоде, напр. шапки, женские головные уборы, разные принадлежности и украшения одежд; военное оружие и пр. — что́ я постараюсь объяснить приложением в рисунках сравнительных памятников древностей разных периодов.

Теперь прилагаю здесь рисунки с более интересных памятников, относящихся к объяснению Скифских одежд и вообще к обстановке жизни Скифов-Славян.

К счастию у нас находятся богатые раскопки именно тех местностей, где было средоточие Славянства и, в особенности Славян-Руссов; — именно: раскопки Екатеринославской губ. по Днепру и раскопки Пантикапейские.

Изображение Скифов на этой вазе, которую относят к IV веку до Р. X., для нас очень важно, как драгоценный материал для научного определения и уяснения наших одежд доисторического периода. При сравнении этих одежд с Славянскими вообще и, преимущественно, с Русскими последующих периодов мы встречаем очень сходные признаки.

Скифы здесь одеты в коротенькие кафтаны, или полушубки, удобные для верховой езды, иные с разрезами по бокам, как мы видим и в русских одеждах (в более позднем периоде); они обшиты неширокой каймой, или мехом и подтянуты ремневым поясом. На пояса обыкновенно нашивались металлические бляхи с различными чеканными изображениями; у царей и знатных лиц бляхи были золотые, у других бронзовые, а у иных и простые ремни без украшений, с одной какой-нибудь пряжкой для застегивания. К поясу привешивались мечи, ножи, колчаны с луком и стрелами и разные другие необходимые предметы, как то: гребешки, мусаты и т. п. Подобные принадлежности пояса мы находим как в Славяно-русских курганах; так и в более поздних исторических наших памятниках. На Скифах надеты широкие штаны, какие всегда носили и у нас в России, преимущественно в Южных губерниях; их вкладывали в небольшие сапоги, подвязываемые ремнями, а иные носили их сверху сапогов — со штрипками. Волосы носили длинные, иные зачесывали их назад, а иные стригли в скобку, как у нас в России. На вазе Скифы изображены — иные юношами, а иные с окладистыми бородами; вообще физиономии их очень сходны с нашими Русскими.
Вообще характер Скифских одежд — восточный, в роде Ассирийских, Персидских и др., но, преимущественно, характер народов Малоазийских, где, по историческим намекам и преданиям, первоначально жили Скифы и откуда потом перешли в Европу и заселили сначала все береговые места Черного и Азовского морей, а потом и всю восточную часть Европы. Древнейшие памятники искусств, оставшиеся от этого периода, более всего подтверждают вероятность этого предания; потому, что многие Малоазийские памятники совершенно сходны со Скифскими; преимущественно это сходство отразилось на одеждах, их украшениях и т. п. А так как Скифы строго и неизменно держались древних преданий своих предков, то некоторые из подобных одежд сохранили у них свой характер не только многие столетия и тысячелетия, но и уцелели между их потомками — Славянами, в особенности между Славяно-Руссами. Иные из них уцелели даже до настоящего времени; напр. приложенные здесь, в пояснительном рисунке, древнейшие Малоазийские женские одежды совершенно сходны с нынешними нашими малороссийскими и русскими одеждами: те же малороссийские плахты, или русские паневы и с такими же узорами; подобные же кофточки и головные покрывала и пр. Такое же сходство, или общий характер мы находим и в других одеждах, как женских, так и мужских. Подобные вытисненные или выбивные (басменные) и гравированные металлические пластинки, или как у нас называются — дробницы (которые были также и финифтяные, в особенности на богатых одеждах, не исключая и священнослужительских, как напр. на саккосе митрополита Филиппа и др.). В числе недавних Троянских раскопок (Шлимана) находятся многие предметы, преимущественно украшения, относящиеся к женским нарядам, и головные золотые уборы (которые названы Приямовыми сокровищами); они совершенно сходны с уборами Скифскими и, в особенности, с открытыми в русских языческих могилах, или курганах и с уборами русских женщин периода уже христианского, даже до конца XVII века.

 

ОДЕЖДЫ СКИФСКИХ ВОИНОВ.

Кроме обыкновенных одежд, к ним принадлежали еще разные доспехи, преимущественно чешуйчатые; лук, колчан со стрелами; мечи и ножи с дорогими рукоятками и ножнами; копья разных величин и пр. На шее носили гривны, или обручи, золотые, серебряные и даже бронзовые, смотря по знатности и богатству. Браслеты были подобные женским, золотая серьга в правом ухе, как носили всегда и все у нас в России, начиная с князей. Пояса с наборными металлическими бляхами с различными изображениями; они были золотые, серебряные и бронзовые. Такие же пояса носили и женщины. Иногда пояса были цельные металлические в виде обруча, а у недостаточных — простые ременные. К поясу прикреплялись: меч, ножик, мусат, колчан, лук и пр. необходимые принадлежности. Также носили высокие остроконечные с разными металлическими украшениями или в роде кожаных и других башлыков, какие например изображены у Скифов на Куль-Обской золотой вазе и других Скифских произведениях.

СЛАВЯНО-РУССКИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ МОГИЛЫ.

Множество предметов, найденных в наших древних языческих могилах, составляет обильный материал для истории Славяно-русских одежд и обстановки жизни народной. В разных местностях России, таких курганов разрыто несколько тысяч; в них найдено такое громадное число предметов, что в настоящее время необходимо требуется научная археологическая разработка, или исследование их для верного определения. Какие вещи найдены собственно в Славяно-русских могилах, и какие в могилах разных финских племен (северных и северовосточных), и какие отличительные их особенности; потому, что в тех и в других могилах разных местностей, находятся многие совершенно одинаковые вещи, а иногда даже с одинаковой обстановкой погребения покойника т. е. с сожжением и погребения без сожжения.

Хотя в настоящее время исследователи могил Славянских и могил различных финских племен положительно определяют, что у Славян был обычай сожигать покойника, а у финских племен похоронят без сожжения; но этот финский обычай относится уже к периоду более позднему; тогда как в древнейших могилах, как например Ананьевских и других, мы видим обряд погребения покойников с сожжением.

У Славян обряд сожжения покойников был двух родов: 1) Сожженный прах тщательно собирали и складывали в сосуд (горшок), помещаемый в насыпи, или кургане. 2) Труп сжигался на костре, со всей обстановкой, которою пользовался покойный при жизни. Таковы самые дорогие одежды и украшения, утварь, оружие и пр., домашние животные — собака, лошадь, птицы и пр., также съестные припасы и напитки. Вместе с умершим сожигали также его жену и рабов. Язычники веровали в будущую жизнь и полагали, что все это ему понадобится и на том свете. По сожжении покойника, над костром его насыпали могилу.

В курганах, где был обряд погребения без сожжения, находимы были трупы в различных положениях: 1) в лежачем, на поверхности земли (под насыпью), при чем труп помещался прямо без гробов или в гробах, 2) в положении сидячем и 3) верхом на лошади.
….
Полнотекстовые версии четырёх выпусков издания со всеми иллюстрациями на Технэ:
[Выпуск 1] : [І. Доисторическое время; ІІ. Период исторический] / В. А. Прохоров. — 1881. — [2], 86 с., 70 л. цв. ил.
[Выпуск 2] / А. В. Прохоров. — 1883. — [2], VIII с., 40 л. цв. ил.
[Выпуск 3] : [О мебели в древней России] / А. В. Прохоров. — 1884. — [2], 4 с., 33 л. цв. ил.
[Выпуск 4] : [Изразцы в древнерусском искусстве] / А. В. Прохоров, Н. В. Султанов. — 1885. — [2], 64, II с., 28 л. цв. ил.

PS 
Скифы - русские, предки русских! Так руских назвали ромеи-греки!

ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Стлб. 21-35.

си суть свои ӕзыкъ имуще ѿ колѣна Афетова . иже живуть на странахъ полунощныхъ Словеньску же ӕзыку . ӕко̑ же ркохом̑ А живущю на Дунаи . придоша ѿ Скуфъ . рекше ѿ Козаръ . рекомии Болгаре . и сѣдоша по Дунаєви

и живѧху в мирѣ . Полѧне и Древлѧне . и Северо и Радимичи . и Вѧтичи . и Хорвати . Дулѣби же живѧху по Бугу . кде ннѣ Волынѧне . а Оуличи И Тиверци сѣдѧху по Бугу . и по Днѣпру . и при(при)сѣдѧху къ Дунаєви . и бѣ множтво ихъ . сѣдѧху бо по Бугу . и по Днепру . ѡли до морѧ .
и суть городи ихъ и до сего дне . да то сѧ зовѧху ѿ Грѣкъ Великаӕ Скуфь . имѣӕхуть бо ѡбычаӕ своӕ . и законы оц҃ь своихъ . и преданиӕ кождо своӕ норовъ

В лѣто . ҂s҃ . у҃ . е҃ı [6415 (907)] ❙Іде Ѡлег(л)ъ на Грѣкы . Игорѧ ѡставивъ Кыєвѣ̑ . поӕ же множьство Варѧгъ . и Словѣнъ . и Чюди . и Кривичи . и Мерю . и Полѧны . и Сѣверо и Деревлѧны . и Радимичи . и Хорваты . и Дулѣбы . и Тиверци . ӕже суть толковины . си вси звахутьс̑ Великаӕ Скуфь . и сь сѣми всеми поиде Ѡлегъ . на конѣхъ и в кораблѣх̑ . и бѣ числомъ кора̑блии . ҂в҃ . и приде къ Цс̑рюград̑ . и Грѣци замкоша Судъ . а городъ затвориша. и вылѣзе Ѡлегъ на берегъ .

===

===

===

Троя и Шлиман.

 

Проф. К. Э. Гриневич
Директор Государственного Музея Херсонеса Таврического

Опыт методологии археологической науки

Посвящается Керченской археологической конференции 1926 года и Керченскому музею древностей (1826—1926)

1926

Разрядка в тексте заменена жирным шрифтом.

Постраничная нумерация сносок заменена сквозной

Орфография частично осовременена

 

Римский учитель красноречия (ритор) Дион Златоуст в 100 году н. эры посетил Ольвию — древнегреческий город, находившийся почти у слияния Днепра с Бугом, на месте нынешнего села Парутина, в 40 верстах к югу от Николаева. Он дает в XXXVI речи чрезвычайно яркую картину жизни этого города, перенесшего целый ряд разрушений и являющегося аванпостом античной культуры среди моря варваров, заселявших причерноморские степи. „Случилось мне летом быть в Борисфене (так называет Дион Ольвию), когда я после изгнания прибыл туда морем, имея в виду, если можно будет, пробраться через Скифию к гетам... Почти все борисфениты усердно читают Гомера, вероятно, потому, что они и теперь еще воинственны, а может быть, вследствие любви к Ахиллу: они чрезвычайно чтут его, построили ему один храм на так называемом Ахилловом острове, а другой в самом городе, и, кроме Гомера, ни о ком другом и слушать не хотят. Хотя они по-гречески говорят не совсем уже чисто, благодаря тому, что живут среди варваров, но все-таки Илиаду почти все знают наизусть.
Мы не будем здесь приводить историю открытия Трои, рассказанную в автобиографии словоохотливым Шлиманом — она достаточно известна.20) Переходим к тем данным, которые имел в своем распоряжении Г. Шлиман перед раскопками Трои.
За год до начала троянских раскопок Генрих Шлиман предпринял предварительное исследовательское путешествие в Троаду для определения местоположения древней гомеровской Трои. Вместе с этим он посетил материк Греции и о. Итаку — родину гомеровского героя Одиссея. Результаты этого предварительного путешествия изложены Г. Шлиманом в небольшой книжке — „Ithaka, der Peloponnes und Troja" (Leipzig, 1869) — Archäologische Forschungen. Кроме того, источники предварительных разысканий изложены им в книге „Iliоs, Stadt und Land der Trojaner". Leipzig, 1881.
Разумеется, главным и руководящим источником в полном смысле этого слова для Шлимана служили поэмы Илиада и Одиссея. Они для него непререкаемый источник исторического значения, что особенно следует подчеркнуть, ибо для Шлимана почти не существовал „гомеровский вопрос". [13]
По свидетельству Гомера, Троя должна была находиться в долине Симоиса и Скамандра, который должен течь с юга на север, с вершины горы Иды.21) Троя видна с Иды и вершины о-ва Самофракии, как свидетельствуют следующие стихи из Илиады (XIII, 9):
Но соглядел не напрасно и мощный земли колебатель (Посейдон),
Сам он сидел, созерцая войну и кровавую битву
С горных вершин, с высочайшей стремнины лесистого Сама
В Фракии горной; оттоле великая виделась Ида,
Виделась Троя Приама и стан корабельный ахеян.
Самый город представлялся стоящим как бы на горе, во всяком случае, часто Трое предпосылается эпитет „высокая".
Под стенами города сразу было болото.22) Самый город стоял на месте двух источников, питавших реку Скамандр (Ил. XXII, 147):
Так он (т.-е. Ахилл) за Гектором пламенный гнался, а трепетный Гектор
Вдоль под стеной убегал и быстро оборачивал ноги.
Мимо холма и смоковницы, с ветрами вечно шумящей,
Оба вдали от стены, колесничной дорогою мчались;
Оба к ключам светлоструйным примчалися, где с быстротою
Два вытекают источника быстропучинного Ксанфа.
Теплой водою струится один, и кругом непрестанно
Пар от него подымается, словно как дым от огнища,
Но источник другой и средь лета студеный катится,
Хладный, как град, как снег, как в кристалл превращенная влага.
Там близ ключей водоемы широкие, оба из камней,
Были красиво устроены; к ним свои белые ризы
Жены троян и прекрасные дщери их мыть выходили
В прежние, мирные дни, до нашествия рати ахейской.
Вот нахождение этих ключей и должно было служить исходной точкой для искания места древней Трои, по мнению Шлимана.
„Илиад?




Москва

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Сбер подарил Орлу умный светомузыкальный фонтан

Сбер подарил Орлу умный фонтан

Путешествовать по России в майские праздники будут 2,8 миллиона туристов

Едем на все четыре стороны. В Самарской области прошла презентация туристических поездов 

Новости Дагестана

Что можно отметить в этот день

Нижегородка скончалась на платформе Московского вокзала

звезды шоу-бизнеса посетили весеннюю неделю моды estet fashion week

«1418»: выставка секции «Арт-фото» ТСХР в зале «Лаврушинский`15»


Жизнь по средствам: почему пора перестать на всем экономить

Обязательная программа для дачника: что нужно успеть на огороде в майские праздники

В Екатеринбурге пройдет благотворительный забег Ural Legal Run

Омбудсмен по делам КМНС Камчатки возмутилась, что ее не пустили в Нью-Йорк (ее коллега из Якутии туда съездил)


Облачно и тепло: синоптики сделали прогноз на воскресенье в Москве

Жизнь по средствам: почему пора перестать на всем экономить

В Москве задержали 10 нелегалов среди сотрудников аэропорта Шереметьево

Музей-заповедник «Царицыно» заявил об открытии летнего сезона 1 мая


Глава Дагестана Сергей Меликов
Москва

Собянин поздравил работников скорой помощи с профессиональным праздником


Частные объявления в Дагестане



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Анастасия Волочкова

«Это не такая серьезная ситуация»: личные кадры с раздетой Анастасией Волочковой попали в открытый доступ



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Махачкала на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Концерт ко дню адыгского флага привлек молодежь Черкесска

Компания ICDMC стала победителем престижной премии в сфере ЗОЖ – Green Awards 2023/24

Матильда Шнурова примерила откровенный наряд в сетку

Певец Розенбаум похвастался возрождением сети советских пивных в Петербурге


Азаренко проиграла в 1/16 финала турнира WTA-1000 в Мадриде

Медведев рассказал, что у него не получилось в первом сете матча с Арнальди в Мадриде

Камбэком обернулся матч вундеркинда из России перед стартом Еленой Рыбакиной в Мадриде

Кто отец Дианы Джокович?


As residents complain of strong odors, Carroll officials pass moratorium on DAF storage

NYU Hospital on Long Island performs miraculous surgery

Ryan Poles Needs A Last-Minute Review Of His Quarterback Scouting Notes To Ensure Nothing Is Missed

Chat log from R7 of 2024: Gold Coast vs West Coast