Мы в Telegram
Добавить новость
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012 Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Реальность отменяется!

0 3
Реальность отменяется!

Павлу Крусанову шестьдесят; как будто бы самое время начинать бронзоветь: заседать в президиумах, поучать несмышлёную юность, давать многомудрые интервью. Что ж, Крусанов и заседает, и молодёжи вокруг него полно, и интервью раздаёт направо и налево – только где же бронза? Заседания что-то неподобающе весёлые, молодёжь слишком уж себе на уме, а интервью – какое ни прочтёшь, чувство такое, будто писатель водит журналиста за нос. Вообще трудно представить себе забронзовевшего Крусанова.

Несколько лет назад в Петербурге модно было обсуждать проблему литературного старчества: в литературе в каждый момент времени должен быть свой старец, как в любом уважающем себя монастыре, такой, к которому стекаются за благословением и с окрестных сёл, и из далёких столиц. Старец как бы окормляет литературную паству и в то же время представляет всю литературу целиком – для обывателя ли, которому не терпится испытать уважение к Писателю, для чиновника ли, которому надо же время от времени с Писателем сфотографироваться.

Таким старцем был Солженицын – очень хотел и пробился. Назначили старцем Гранина, хотя тут уж слишком было заметно и со временем становится только заметнее комическое несоответствие роли масштабу фигуры. А вот Битов ролью старца явно тяготился, норовил улизнуть. Почему? Да потому, что наряду с очевидными плюсами тут есть и некоторые минусы: в частности, окормляемая публика заставляет старца сесть в позу мудрости и изрекать глупости с банальностями.

Хороший старец должен сидеть не рыпаться и, поднимая утомлённые веки с печальных глаз, постоянно говорить, что добро – это добро, а чёрное – это чёрное, молоко надо пить по утрам, а менталитет русского народа не избыл крепостничество. Публика с благоговением и со слезами умиления выслушивает изречения старца. Впоследствии труп такого хорошего старца можно будет обмазать глиной, раскрасить и катать по городу в повозке по случаю различных праздников.

К чему я это всё? Да к тому, что из Крусанова старца, пожалуй, не сделаешь. Ну то есть Крусанов, конечно, первый писатель Петербурга и уже давно – первый и по уму, и по таланту, и по заслугам, – ну окей, Сергей Носов рядом с ним, но все остальные-то уж точно даже не близко. И, глядя на писателя в день его шестидесятилетия, невольно думаешь: место старца в петербургской литературе пустует, не назначить ли Крусанова? Не-а, не получится.

Не получается представить себе изрекающего банальности Крусанова, изрекающего глупости Крусанова, Крусанова, приподнимающего утомлённые веки над печальными глазами. Скорее, Крусанова, перестукивающего старцев по лбам: который тут деревянный? Крусанова, который, хохоча, закладывает динамит под повозку со статуями. Крусанова – щекочущего пёрышком в носу у печальных и утомлённых; выражение лица у него при этом исследовательское.

Нет, речь не идёт о шутовском колпаке (хотя если художник отказывается время от времени примерить шутовской колпак, то возникает закономерный вопрос: а точно ли он художник? не физрук ли? не прапорщик?) – нет, Крусанов предельно серьёзен, однако в природу этой серьёзности ещё предстоит проникнуть.

Реальность позднего капитализма выхолащивает человеческое в человеке. Лучше всего этот механизм описал один из наших министров образования, когда сказал, что позднему капитализму от школы нужен не творец, а квалифицированный потребитель. Человек превращается в кольцо червя, проталкивающего через себя капитал; сокращения его описаны давным-давно знаменитой формулой Т–Д–Т (товар-деньги-товар. – Ред.). Квалифицированному потребителю не следует иметь амбиций и устремлений выше чистенького офиса и нового холодильника. Ему противопоказаны страсти и мечты, ему надлежит быть предсказуемым и безопасным, ему чужды и соблазны, и аскеза, и грех, и святость. Хайдеггер пророчески говорит о таком человеке, что он находится в беспочвенности и ничтожестве несобственной повседневности. Этого человека отправляют пастись на электронные пастбища, и он превращается, по слову Секацкого, в хуматона. Там он не причинит никому вреда, будет радоваться своими маленькими радостями и огорчаться своими маленькими огорчениями. Впрочем, если системе надо будет всё-таки где-то для общего блага разбомбить города с детьми и старухами, то у неё всегда есть дроны и ЧВК (частные военные компании. – Ред.), главное, чтобы об этом не слишком беспокоился хуматон.

Такой хуматон живёт, объясняет Жижек, в МакМире – мире стандартизированном, предельно упрощённом и уплощённом. В этом мире нет ни гор, ни бездн; ни подлости, ни благородства; ни зла, ни блага. Движение по заранее вычисленной траектории, конвейер, несколько предустановленных опций на выбор – всё. В этом мире ток времени ослабевает, и сама история вместо поступательного движения вперёд только делает туда-сюда тик-так, как постепенно затухающий метроном.

Так вот, на фоне всеобщего восторга по поводу отмены больших нарративов и торжеств в честь конца истории Крусанов первым в русской литературе увидел явление хуматона и наступление Мак-Мира. И с весёлой яростью бросился в бой.

Уже в ранних рассказах поражает прежде всего галоп безудержной фантазии и лихой замах замысла. Тут вам не жилищные сложности маленького горожанина, не спермотоксикозные страдания онлайн-онаниста, не похвальбы «настоящего мужика» своей тачкой, бабой, хатой – о чём там ещё нынче принято писать, – нет, тут действуют колдуны и человекогусеницы, халиф Кордовы и птица Феникс, проносятся пейзажи Аравии и Трапезунда, вздыбливаются континенты и разверзается инфернальная бездна. Так заканчивается рассказ «Бессмертник», рассказ о человеке, «ставшем копилкой вечной страдающей жизни», о том, что «человек, чьи слёзы побеждают немоту мёртвой глины, должен побеждать собственную смерть». В «Сотворении праха» рассказывается о пламенниках, чине медвежьей охоты и солярных мифах, в «Скрытых возможностях фруктовой соломки» – о пробуждении титанов, забегах обезглавленных и закипающих колодцах, а в «Том, что кольцует ангелов» – ну да, об этом и рассказывается.

Что, не реализм? Ну так Крусанов как раз и отказывается признавать реализм, и в особенности т.н. психологический реализм (что бы под этим ни имелось в виду и как бы кто до сих пор ни верил, что этот махокрыл существует и работает); в частности, потому что он в историческом плане – изобретение и творческий метод буржуазии, когда-то героической и прогрессивной, но к концу шестидесятых годов окончательно испустившей дух, а к девяностым уже и провонявшей, как старец Зосима. Крусанов нащупывает в литературе её мифологическое основание и на этом камне возводит свою поэтику.

В первом своём романе «Ночь внутри» Крусанов делает пробную попытку мифологизации русской истории XX века – в этом, кстати, его опыт должен рассматриваться в связи с совершавшейся независимо и параллельно в Москве работой другого великого визионера и мифотворца, Владимира Шарова, – и в этом же романе впервые появляется архетипический мотив любви героя к собственной сестре, любви, которая роковым образом уничтожает не только любящих, но и мир вокруг них.

В полной же мере этот мотив развернётся в «Укусе ангела» – романе, который и сейчас, двадцать с лишним лет спустя, обжигает пальцы того, кто переворачивает его страницы. Иссушённый своей наукой, библиограф определит карточку с этим романом в ящичек для альтернативной истории: Россия не проиграла Крымскую войну, а вместо этого вернула себе Константинополь с проливами, потом разделилась на Западную и Восточную империи, а теперь под рукой императора Некитаева по прозвищу Чума объединяется и вступает в войну со всем подлунным миром. Но дело тут не в фантастике с её попаданцами, магическими бластерами и прочей белибердой, а в создании небывалой силы мифа о Небесной России, империи, по которой катятся гигантские огненные колёса; на чьей стороне ангелы вступают в сражения с вертолётными звеньями противника; которая в конечном счёте отказывается удовлетвориться противостоянием с дольними врагами и вступает в неравный бой с Псами Гекаты – зловещими порождениями изначальной тьмы.

Для поздней ельцинской России, страны, которая с упоением пьяного вдрызг недоросля, впервые оказавшегося в борделе, училась продавать, покупать, потреблять, наживаться, жить по принципу «умри ты сегодня, а я завтра», – для этой страны «Укус ангела» был как звонкая пощёчина, как явление с иголочки одетого аристократа-офицера на шабаше вспотевших менял и ростовщиков: автора, разумеется, обвинили в фашизме. (А знаете, кто ещё мечтал об империи?) Обвинения эти были столь нелепы, что сами собой стихли, едва прозвучав.

Дело тут вот в чём. При спорадическом внешнем сходстве крусановской эстетики с эстетикой, скажем, Эрнста Юнгера – основания её существенно иные. Фашизм – это идеология и политическая практика мелкой буржуазии на том историческом этапе, когда экономический рост сменяется спадом, а эксплуатируемому классу нужно объяснять, на каком основании в петлю надо лезть сообща, а курицу из борща слаще грызть в одиночку. Крусановские же видения – при всех своих выпуклости, гомеричности, некоторой онейрической монструозности – в своём основании имеют тоску впавшего в спячку порабощённого человечества по судьбе, истории и телеологии.

И не вина Крусанова, если кто-то из недалёких умом читателей прочёл «Укус ангела» как манифест великой национальной России или рессентимент униженного имперского сознания. Дело вовсе не в том, чтобы захватить проливы или отсоединить Новороссию от одной торгашеской олигополии и присоединить к другой. Дело в том, чтобы вернуть человека в измерение истории – туда, где находятся его достоинство и основа для самостояния. И если кому-то нужны доказательства этого, то такие доказательства – последующие романы Крусанова.

krusanov-knigi450.jpg

«Бом-бом», «Американская дырка» и «Мёртвый язык» отнюдь не повторяют ни блистательные приёмы «Укуса ангела», ни друг друга.

В «Бом-бом» Крусанов обращается к мифогенности русской истории в последний раз. И то сказать: если мастер из раза в раз пользуется всё тем же набором инструментов, то возникает вопрос: не надоел ли ему инструментарий, а вместе с ним и само мастерство? Роман весёлым ветром проносится над всей русской историей, рассказывая историю рода Норушкиных, мистическим образом связанного со всеми самыми тёмными, хаотическими её эпизодами.

Именно в «Бом-бом», может быть, выпуклее всего явлено мастерство Крусанова-стилиста. Эпизоды из разных эпох рассказаны в этом романе каждый своим языком – языком, стилизующим эпоху. И тут становится очевидно, с какой лёгкостью Крусанов переключает регистры, играет оттенками и пользуется самыми разными словарями. Обычно принято приписывать великое стилистическое мастерство Сорокину, и так-то оно так, только тот с такой настойчивостью всё время тычет им в глаза, что становится ясно: разница тут примерно как между человеком, который долго учился и выучился правильно петь, и тем, у которого слух и голос от рождения, просто так, так что ему и в голову не приходит как-то специально ими гордиться.

В «Бом-бом» впервые появляется мотив башни наоборот – подземной колокольни, который станет центральным в «Американской дырке». В этом романе Крусанов вызывает дух великого питерского беспокойника Сергея Курёхина, чтобы вместе с ним бросить вызов цивилизации наживы и чистогана, и заодно крусановская поэтика заметно смещается в сторону сократического диалога как важнейшего приёма. Именно по этой формальной линии заметнее всего сближение двух великих современников – Павла Крусанова и Виктора Пелевина, их творчество в русской литературе, уж конечно, существует не по принципу конкуренции, а по принципу дополнительности. Это отдельная большая тема, наметим её лишь одним штрихом: оба писателя, отталкиваясь от структуралистской и постструктуралистской традиции, в диапазоне от Ги Дебора и Маркузе до Делеза с Гваттари и Жижека, вглядываются в политическую и социальную реальность позднего капитализма, анализируют её, издеваются над ней и внутри созданного художественного мира отменяют её, хотя и по-разному. У Пелевина отмена происходит на субъективном уровне – так, героиня «Священной книги оборотня» в финале просто «перестаёт создавать этот мир», – Крусанов же не удовлетворяется утверждением субъективного идеализма, его герои вмешиваются в работу этого мира и меняют его.

«Если бы я нашёл правильные слова, – говорит главный герой «Мёртвого языка», – я бы давно остановил состав, я бы взорвал эти дьявольские рельсы, по которым мир скользит в мерзкое небытие, прикрытое, как дымовой завесой, цветной, мерцающей, надушенной, облитой лаком, сочно лоснящейся телекартинкой». В финале, разумеется, герой именно такие слова и находит. Финал «Мёртвого языка», может быть, самый загадочный из всех крусановских финалов. Решив, что старый мир неспасаем, и разрушив его, автор создаёт для героев новый, в котором они, однако, уже никогда не будут людьми. По отношению к героям, которые мыслили и любили, это выглядит, пожалуй, несколько жестоко, но Крусанов никогда и не исповедовал гуманизма.

Из книги в книгу Крусанов настойчиво повторяет: в мире, где есть благородство, подвиг, любовь и правда, – в этом мире неизбежно, логически уже допущены и подлость с жестокостью, и ненависть с несправедливостью. Попытки политкорректного вегетарианского общества выполоть из человеческой природы эти последние не то чтобы обречены на провал, нет, но они неизбежно оставляют её и без тех первых. Скорбный умом читатель, вероятно, может вычитать тут призыв к жестокости и оправдание насилия, но всё-таки не для дураков писано. Крусанову вообще чужд страх смутить малых сих, потому что если всё время бояться, что тебя не так поймут, то придётся никогда не раскрыть рта.

Крусановский текст зачастую провокативен, дерзок, высокомерен, он любой ценой хочет раскачать сознание читателя. И пусть кое-кто из открывших крусановские книги схватится за сердце, прочитав, что провозглашаемое эпохой равенство прав каждой букашки не стоит того, чтобы его защищать, – нельзя не заметить, что как раз Крусанов-то, как никто, внимателен к каждой букашке и знает их куда лучше среднего сердобольного читателя.

Биолог по образованию, Крусанов всегда предельно конкретен и подробен в описании живого мира. Важнее других тут одна из последних книг, «Голуби», которую можно навскидку охарактеризовать как «Записки охотника» XXI века. Как будто бы эта книга более камерная и спокойная по сравнению с другими книгами писателя – тут нет рушащихся миров и вздыбливающихся континентов, просто внимательный, ироничный, влюблённый в жизнь охотник ходит с ружьём по псковским лесам, а то и, вооружившись сачком, по южноамериканской сельве. (Крусанов-энтомолог, коллекционер жуков и автор удивительнейших композиций из этих прекрасных созданий, – отдельная тема, для которой сегодня нет места.) Однако и тут то и дело задувает метафизический сквознячок – то герои изловят и посадят в трёхлитровую банку чёрта, то заговорят с ними ангелы, а то монтировщик насекомых своим искусством невзначай уничтожит тварный мир.

Тут кроется, быть может, важнейший для крусановской прозы мотив – мотив прямого воздействия искусства на реальность. Мотив вопиюще несовременный. Трудно в 2021 году всерьёз верить в то, что искусство и в особенности книги могут что-то поменять в жизни. Не в последнюю очередь именно поэтому падают тиражи и переводится читатель; все философы мира не смогли, вопреки 11-му тезису о Фейербахе, изменить его – так стоит ли тратить время на бесплодные фантазии, не лучше ли потратить его на шопинг? Или всё-таки смогли?

Герой «Яснослышащего», последнего на сегодняшний день романа Крусанова, рассказывает об Асса-культуре, путешествует в воюющий Донецк и живёт в трудовом скиту на приладожском Севере, но, главное, он сочиняет музыку – такую, которая по-настоящему изменит мир, потому что иначе какая же это музыка? Настойчивость, с которой мотив этот повторяется у Крусанова: «и тут рыбки запели», – заканчивается «Американская дырка», но в финале любого крусановского текста в том или ином смысле поют рыбки, – не даёт счесть его просто метафорой – ну там, например, облагораживающего воздействия доброго слова на душу человека. (Все помнят поговорку про доброе слово и кольт.) Тут что-то другое. Тут как будто бы в нашу эпоху заглядывает из-за крусановского плеча другая – эпоха, в которой у искусства ещё не было вырвано его ядовитое жало, а идеи, овладевая массами, становились материальной силой.

Впрочем, если и так, то взгляд этот не столько строгий и угрожающий, сколько озорной и хулиганский. «Не чужд он был и чистой мистификации, подчас выдувая пузырь голой выдумки, весёлой бессмыслицы, а затем оборачивая его, словно слоями чёрного перламутра, историческими аналогиями, социокультурными парадигмами и непугаными метафорами, так что в результате на свет являлся основательный и вполне жизнеспособный мираж, бесспорный в своём торжествующем безумии» – это сказано об одном из крусановских героев, но подобным образом любит развлекаться и он сам. Крусановская весёлая вакханалия фантазии уже сама по себе перпендикулярна плоскому миру, главному его врагу.

Широта взгляда и величие порыва, ирония и игра, внимание к вещному миру и глубокое знание живого, стремление проникнуть за их метафизическую подкладку, глубокие познания в самых неожиданных областях, от алхимии до теоретической геофизики и от средневековой китайской литературы до особенностей северо-западных русских говоров, мотивы радикального изменения реальности под воздействием искусства и преодоления немоты речью как демиургического акта – из этого всего складывается проза Крусанова.

Что ещё мы забыли? Ну, конечно. Язык.

Крусановский язык – одно из главных сокровищ современной русской литературы (впрочем, почему же только современной). Афористичный, звучный, торжественный, кристально прозрачный, гибкий, способный звучать и громовыми раскатами, и журчанием ручья, и высокогорной тишиной, – его невозможно спутать ни с каким другим, и любую крусановскую страницу опознаешь среди других неподписанных с первого взгляда. Попытки подражать Крусанову проваливаются.

Что ж, мы ничего не сказали о деятельности Крусанова как издателя, многолетнего главреда «Лимбус Пресс», человека, который инициировал десятки издательских проектов, среди которых только в последние годы «Как мы пишем», «Русские дети» и «Русские женщины», а ещё раньше «Беспокойники города Питера», «Незримая империя» или первое в новейшее время переиздание Розанова. Ничего не сказали о Крусанове – лидере группы «Петербургские фундаменталисты», которая прославилась многочисленными хулиганскими, гомерически смешными выходками вроде похорон языка современной прозы во дворе ЦДХ или письма Макрону с предложением восстановить Бастилию. Не сказали о Крусанове-охотнике, Крусанове-путешественнике, Крусанове – исследователе истории терроризма, Крусанове – авторе тончайших статей о современной и классической литературе. Да мало ли. Всего не перескажешь. Рискуем сбиться с жанра юбилейной статьи к провозглашению тостов. Тосты ещё непременно будут.

А пока – главное. Павлу Крусанову шестьдесят. Но не представить его ни забронзовевшим, ни чиновным литературным старцем. Слишком он для этого умён и беспокоен, слишком независим. Однако если у искусства вообще есть какая-то задача – быть камертоном подлинности, транслятором зова бытия, резонатором счастья, то крусановская проза – искусство высочайшей пробы. И если уж говорить о тостах, то пожелаем Крусанову не бронзоветь. Не бронза подобает крусановской стати, но чистое золото.

Вадим Левенталь

Поздравляем Павла Васильевича Крусанова с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, умных читателей и новых книг!




Москва

Патриотическую программу провели на Поклонной горе


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Якутск — снова в аутсайдерах по качеству жизни в стране

В Москве и Подмосковье ударили первые майские заморозки

Впервые за семь лет: Якутянин Лев Павлов вышел в финал чемпионата России по вольной борьбе

Депутат Семигин vs боец «Топаз»: важные вопросы (ФОТО)

Новости Крыма

Пресс-релиз | CRYPTONIUM | Новая экосистема для заработка на криптовалюте | Арбитраж | Трейдинг | Обучение

Галина Янко: главные традиции и приметы Пасхи

Композитор Классической музыки Сергей Брановицкий представляет произведения классической музыки.

Москву и Санкт-Петербург назвали лучшими городами для подработки


Мобильный принтер этикеток iMove T3Pro - лёгкий, производительный, компактный

Более пяти тысяч участников будут бороться за премию «Новатор Москвы»

Кэмерон в Астане: «мягкая сила» с колониальным подтекстом

Журналисты Tencent удивились поведению Лукашенко в Кремле и улыбке Путина


От нашего стола

Кэмерон в Астане: «мягкая сила» с колониальным подтекстом

Московский поставщик отказался от установки скандальных вывесок в Угличе

Гинеколог Гончарук рассказала, чем можно заразиться в общественном туалете


Глава Крыма Сергей Аксёнов
Москва

Собянин перечислил самые популярные виды туризма в Москве


Частные объявления в Крыму



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Концерт

Бурятия, Россия, Дети, Концерт: Театр кукол Ульгэр в Улан-Удэ представит "Вальс Победы" к празднику



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Симферополь на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Гордон заявила, что вместе с Кудрявцевой готова оплатить Волочковой психиатра

Концерт памяти Булата Окуджавы пройдёт на Камчатке

Создание, оформление, настройка, продвижение и раскрутка YouTube канала, и переформатирование уже созданных.

«Больно смотреть»: Кудрявцева обнародовала переписку с Волочковой


После победы в Мадриде Рублев поднялся с 8-го на 6-е место в рейтинге ATP

Свентек переиграла Соболенко и выиграла титул WTA в Мадриде

Рублев не отстал от «Реала»! Как русская звезда тенниса покорила Мадрид

Рублёв поднимется на шестое место в рейтинге ATP после победы на «Мастерсе» в Мадриде


T20 cricket is here to stay, will take the game forward: Ganguly

Seven reasons Sporting are champions of Portugal

Two Skinny Pitties Reunite A Year After Rescue - The Dodo

'Our fielding has let us down', says GT skipper Gill