Мы в Telegram
Добавить новость
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016 Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2 3 4 5 6 7 8 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Алексей Шевченков: «Свою лучшую роль я еще не сыграл»

0 70

Проснулся... в бочке. Вылез весь в грязи и ржавчине, побрел по улице. Встречные шарахались. Когда...

11-й Открытый российский фестиваль кино и театра «Амурская осень» С. Иванов/Photoxpress.ru

Проснулся... в бочке. Вылез весь в грязи и ржавчине, побрел по улице. Встречные шарахались. Когда спросил у прохожего где ближайшее метро, тот брезгливо отвернулся, как от бомжа. Интересно, если бы этому человеку тогда сказали, что перед ним будущий заслуженный артист, он бы поверил?

— Мечта об актерской профессии появилась у меня лет в пять или шесть, во многом благодаря советскому кино. Посмотрев по телевизору какую-нибудь захватывающую картину, я бежал к зеркалу и пытался сыграть самые яркие эпизоды.

В школе знали, что хочу стать артистом. Учительница начальных классов этим воспользовалась. Как-то сказала: «Леша, тебе надо подтянуть математику. С такими знаниями не поступишь в театральный институт». Во втором классе я, конечно, понятия не имел, какие предметы туда сдают, поверил ей на слово и налег на цифры. Но рвения хватило ненадолго. Точные науки — не мой конек. В общем, с мечтой пришлось распрощаться — учительница ведь сказала, что в артисты меня не возьмут!

Через пару лет придумал замену — решил стать каскадером. В то время лицедейство у меня ассоциировалось исключительно с кино, потому что в театре я никогда не был. Родился и вырос в Черняховске, маленьком городке в Калининградской области. За его пределы практически не выезжал.

Профессия каскадера казалась сродни актерской. Непонятно было только, где ей учат. С этим вопросом обратился в «Пионерскую правду» — не особенно надеясь на ответ. Но он пришел, да еще на красивом бланке с логотипом газеты, что стало огромным событием не только для меня, но и для всего класса и даже всей школы. Хотя по существу это была обыкновенная отписка: прилежно учись, будь хорошим мальчиком — и поступишь в любой вуз. Перед советским человеком все дороги открыты!

Когда и этот план потерпел неудачу, я все силы переключил на футбол. Занимался с девяти лет, причем достаточно успешно. В четырнадцать даже взяли в футбольную школу «Союз» в Москву. Пробыл я там недолго — через месяц не выдержал и вернулся домой. Слишком одиноко и тоскливо было в чужом городе, да и небезопасно. В столице тогда воевали молодежные группировки — любера, металлисты, другие полукриминальные элементы. Возвращаясь из «Лужников» с тренировки, мы с ребятами постоянно оглядывались, чтобы не нарваться на какую-нибудь шпану. Иногда пробирались к метро дворами. Как-то отправились на рынок продавать куртку и остались ни с чем — у нас ее отобрали.

Однажды шел по улице от метро «Новогиреево». В небе пылал закат. Вид был потрясающий, но меня неожиданно пронзила мысль: «Если сейчас что-нибудь случится, меня никто не найдет! Сгину в этом городе». Стало так страшно! Наверное, я просто был еще ребенком, поэтому чувствовал себя песчинкой в огромном мегаполисе...

Вернувшись в Черняховск, продолжил заниматься футболом. В семнадцать уже играл за калининградский клуб «Прогресс» и чуть не попал в одну из польских команд. Поляки выискивали у нас перспективных молодых игроков с целью их дальнейшей перепродажи в европейские клубы. И меня хотели купить, но сделка не состоялась. Я обиделся, разругался с руководством клуба и ушел из команды.

Именно в этот переломный момент, когда не знал, что делать дальше, в кармане каким-то волшебным образом нашлась бумажка с телефоном ЛГИТМиКа. Ее чуть ли не год назад всучила мне одноклассница Лариса, собиравшаяся в этот вуз: «Ты ведь когда-то хотел поступать в театральный? Вдруг пригодится!»

Машинально взяв бумажку, я тут же о ней позабыл. А когда неожиданно нашел, решил, что это знак: «Поеду в Питер!» Лариса, кстати, штурмовать ЛГИТМиК не рискнула.

Ребята у нас подобрались яркие, талантливые. Самым старшим был Андрей Федорцов... Persona Stars

Уже не помню, сколько летом 1992 года стоил билет на поезд Калининград — Санкт-Петербург, но для нашей семьи это были сумасшедшие деньги. И мама с отчимом их наскребли. Понимали, что мальчишке нужно дать шанс вырваться из провинции.

Семья у меня была самой обыкновенной. Отец и отчим — из рабочих. Мама — вообще от сохи, из деревни в Пензенской области. На момент знакомства с отцом у нее уже была дочка от первого брака — моя старшая сестра Лена.

У родителей жизнь не сложилась. Отец пил и распускал руки, маме доставалось даже во время беременности. Она всерьез опасалась, что ребенок родится больным. Какое-то время терпела выходки мужа, пыталась на него повлиять, а потом не выдержала. Ушла в никуда, когда мне было шесть месяцев. Кем только ни работала, чтобы прокормить двоих детей. Помочь-то было некому — родные жили далеко. Свекровь первое время была настроена против невестки. Потом, когда страсти постепенно улеглись, стала брать меня к себе. Ее дом стоял на окраине города, у самого леса. Мне там очень нравилось. Полдома занимали бабушка с мужем, полдома — мой отец. Мы с ним общались, но настоящей близости, искренних родственных чувств не было. Хотя должен сказать, что меня он никогда не обижал.

— Вы похожи на отца?

— Думаю, от него у меня внутренняя природа. Он был очень одаренным и творческим человеком, и это, видимо, передалось. Да и внешне мы похожи.

Отец работал в депо, но был невероятно артистичным, хорошо рисовал, писал стихи. Наверное поэтому нравился женщинам, которых у него было много. На мою матушку, правда, поэтические чары отца не действовали. «Писал мне какие-то стишки, — рассказывала она. — Хорошие или нет, не скажу. Я в них не очень понимаю». Мама — женщина простая, не какая-нибудь романтическая особа.

Возможно, в другое время и при других исходных данных отец мог бы стать артистом. Но он был из маленького городка, из очень простой семьи и далеко не красавец. А в советское время к актерам предъявляли другие требования в плане внешности, нежели сейчас. Думаю, невозможность реализовать себя, свои стремления и мечты и привела его к злоупотреблению алкоголем. Так он пытался справиться с разочарованием и тоской, заполнить душевную пустоту.

Я не пытаюсь оправдать отца. Некоторые его поступки все равно оправдать невозможно. Для меня стало шоком, когда мама рассказала, как он с ней обращался. В то время я был уже взрослым. В сердцах даже изменил фамилию — с Шевченко на Шевченков, — чтобы дистанцироваться от отца. Со временем отношение к нему изменилось, особенно когда он тяжело заболел и стал нуждаться в поддержке.

Алкоголь превращает в животное даже самого прекрасного от природы человека. Он отца и погубил.

— Мама нашла свое счастье?

— Мне было лет десять, когда появился отчим. Они с мамой вместе уже больше тридцати лет, хотя отношения у них своеобразные. Мама человек непростой — слишком долго тянула все сама и привыкла командовать. Отчиму с ней нелегко. Он настоящий мужик, самостоятельный, рукастый. Выпивает, не без этого, но в меру и никогда не впадает в агрессию. Сколько бы ни принял накануне, в семь утра уже на ногах, что-то делает по хозяйству. Они с мамой живут в моем загородном доме под Тарусой. Хотел взять к себе и сестру, но она предпочла остаться в Черняховске.

— По футболу потом не скучали?

— Скучал. И не очень верил, что затея с театральным не закончится пшиком.

В дорогу мама дала мне куриную ножку, лук и хлеб. Поезд приходил в Питер ранним вечером, а прослушивание в институте начиналось в двенадцать дня. Денег на гостиницу, как и на еду, не было, знакомых в городе — тоже, поэтому ночевал я на вокзале. Есть хотел ужасно, но терпел, чтобы растянуть свои скудные харчи. Ближе к ночи не выдержал, достал курицу — и тут подошел мужик бомжеватого вида:

...самой младшей — Аня Банщикова. С мастером нашего курса Дмитрием Астраханом. Премьера фильма «Любовь без правил». Кинотеатр «Иллюзион». Москв Persona Starsа

— Хочешь подработать?

— А что нужно делать?

— Вагон разгрузить.

— Да можно...

— Тогда сейчас найду еще двоих ребят и вернусь за тобой. Что это у тебя? — схватил куриную ножку и убежал. Я даже ахнуть не успел.

Пришлось довольствоваться хлебом с луком. Обратно этот проходимец, конечно, не вернулся. На скамейке в зале ожидания я не выспался и утром безумно хотел спать и есть.

Прослушивание проводила какая-то женщина — как выяснилось впоследствии, Ариадна Николаевна Кузнецова, она преподавала у нас на курсе. Я прочитал ей отрывок из рассказа Федора Абрамова — романтично-печальный монолог про лошадей. Для пущей убедительности, дабы быть похожим на деревенского мужика, сунул в зубы беломорину. От недосыпа слезились глаза. Когда по щеке покатилась слеза, я обрадовался: «Как удачно получилось!» И тут услышал от экзаменаторши: «Хватит сопли разводить. Повеселее что-нибудь есть?» Я опешил. В моем представлении театр был искусством серьезным, замешанным на трагедийности. А она заявила: «С таким материалом вы вряд ли пройдете. Попробуйте взять что-нибудь другое». Но пропустила на экзамены.

На первом туре вместо строгой дамы я увидел какого-то мужчину. Оказалось, курс набирал Дмитрий Астрахан. Ему я читал отрывок уже «повеселее» — из «Василия Теркина». И прошел на второй тур, а потом и на третий.

Во время экзаменов иногородние абитуриенты жили в институтской общаге, девушки — в актовом зале, а юноши — в спортивном. Жизнь там не замирала ни на минуту. Представьте — одни ребята спят на раскладушках, другие играют в баскетбол, третьи репетируют, и все это одновременно. Спали мы часа по два, но энергия била ключом. Вспоминаю это время с огромным теплом.

Последним испытанием стало сочинение, которое было достаточно написать на троечку. Все остальное я сдал, меня уже практически приняли в институт. Думал, что с сочинением проблем не будет, уж в нем-то я блесну своим красноречием и оригинальностью мышления. Но неожиданно получил двойку.

Стою в полном шоке в коридоре, и тут подбегают какие-то девчата:

— Срочно пишите заявление, что вы в этот день болели!

— Я же не болел...

— Делайте, что говорят, и пересдадите сочинение с кукольниками.

Кукольники на меня потом смотрели как на врага народа: «Наверняка блатной! На турах мы его не видели».

На пересдаче среди преподавателей литературы я, к своему удивлению, обнаружил Астрахана. Тут появился легендарный Юрий Николаевич Чирва, завкафедрой русской литературы и искусства:

— Дмитрий Хананович, а вы что здесь делаете?

— Да вот собираюсь снимать кино про абитуриентов. Хочу понаблюдать, как они ведут себя на экзаменах.

Чирва, конечно, все понял. Посмотрел на меня, на Астрахана и откланялся:

— Не буду вам мешать!

Меня сразу окружили заботой, я получил свою тройку и все-таки поступил.

— Учиться было легко?

— Мне нравилось, а когда нравится, все легко. Конечно, были определенные сложности. Мы расходились с Астраханом в понимании некоторых вещей и профессии как таковой. Это нормально, не плохо и не хорошо. Хотя с другим педагогом — Ильей Михайловичем Макаровым — были ближе по многим параметрам. Не хочу никого сравнивать или обижать, Дмитрию Ханановичу безумно благодарен. Если бы не он, я бы вообще не попал в институт.

Ребята у нас подобрались яркие, талантливые. Самыми старшими были Андрей Федорцов и Геннадий Свирь, самой младшей — Аня Банщикова. А безусловной звездой курса — Марк Горонок. Астрахан считал его гением. Марк был обаятельным, легким. Правда иногда заигрывался и рассказывал о себе невероятные истории — как якобы воевал в спецназе в Закавказье, сидел в зиндане.

В сердцах даже изменил фамилию — с Шевченко на Шевченков, — чтобы дистанцироваться от отца. Со временем отношение к нему изменилось из архива А. Шевченкова

Горонок часто вызывал у меня недоумение: ну почему ему достаются лучшие роли? А Гена Свирь — искреннее восхищение и даже белую зависть. Я его очень уважал и ценил. Гена обладал редкой индивидуальностью. Внешне — типичный герой, красивый, мужественный, такой Джордж Клуни, и при этом замечательный характерный артист. За время учебы многие из нас снялись в картинах мастера «Ты у меня одна» и «Все будет хорошо». Они были очень популярны во второй половине девяностых — начале нулевых. В фильме «Все будет хорошо» Горонок сыграл молодого гения Петю Смирнова, главную роль. А Свирь — музыканта Сергея Карелова, приезжавшего на трех машинах за любимой, роль небольшую, но яркую. И запомнился.

Многие студенты не парились, просто весело проводили время, бухали и гуляли. А некоторые все-таки пытались учиться, репетировать. Я первый год пахал как сумасшедший. Очень долго не мог отделаться от ощущения, что люди, принимавшие вступительные экзамены, ошиблись в отношении меня. Скоро осознают это, придут и скажут: «Простите, вам на выход. Не вы должны здесь учиться, а другой человек». И все кончится.

Наверное, я просто растерялся, попав в незнакомую среду. Никогда не общался с такими ребятами. Они все играли на гитаре, что-то пели, рассказывали. Тогда была эпоха расцвета рок-н-ролла, и у нас было много рок-н-ролльщиков. Я смотрел на них открыв рот и чувствовал себя провинциальным, неинтересным, неказистым. Потом постепенно успокоился, расправил крылья и «влился в коллектив».

— То есть стали «бухать и гулять»?

— Не без этого. Но время было непростое — смутное, голодное. Сейчас вспоминаю и удивляюсь, как мы вообще выжили. Первые два месяца родители к иногородним студентам не приезжали, а деньги у всех кончились очень быстро. Подработать негде, питались черным хлебом с солью и подсолнечным маслом. Если удавалось добыть майонез, это был просто праздник. От голода очень помогали сигареты. Покуришь — и вроде есть не хочется.

Постепенно родители стали навещать нас и привозить какую-то еду. После их визитов мы собирались все вместе в общаге и устраивали пир. Ко мне в основном наведывался отчим — то картошки мешок подкинет, то сальца. Местные студенты поначалу никого из понаехавших к себе не приглашали. Потом уже, курсе на третьем, мы все наконец передружились и стали ходить в гости.

— А почему после окончания института вы не остались в Питере, ведь уже работали в одном из самых прославленных коллективов — Театре комедии?

— Это, можно сказать, наша альма-матер. Театром в то время руководил Дмитрий Астрахан, и он во многих спектаклях занимал своих студентов. Но зарплаты у актеров были просто нищенскими, а после одной из выходок моих сокурсников, жестко похулиганивших по пьяному делу, нас никто не жаждал видеть в штате. Подробности опущу, неприятно вспоминать. Я в бесчинствах не участвовал, но меня автоматически записали в хулиганы. Было очень обидно.

Лет через пять после той истории встретил на «Мосфильме» одного из ведущих артистов Театра комедии Анатолия Равиковича и признался:

— Знаете, мне очень хочется попросить за всех прощения.

— Лично к вам у меня никаких претензий нет. Никогда не относился к вам так, как к вашим товарищам, — ответил он.

Я безумно уважал Анатолия Юрьевича, бегал на его спектакли, смотрел, как он работает.

— Значит, в Питере перспектив не было?

— Никаких. И опять вмешалась судьба. В Москве начались съемки «Стрингера» Пола Павликовского. Я не просто получил там роль — для меня сняли квартиру, и мы с подругой и однокашницей Татьяной Ивановской смогли перебраться в столицу. Жили вместе со второго курса.

У нас были близкие отношения, я называл Армена Борисовича Дедом. Сцена из спектакля «Театр времен Нерона и Сенеки» Д. Русинов/ТАСС/

В Москве было больше возможностей показаться в самые разные театры. Однажды с однокурсником Андреем Чумановым я даже попал во МХАТ. Когда мы вышли на сцену и увидели в зале Олега Ефремова, Андрея Мягкова, Евгения Киндинова, Алексея Жаркова и других звезд, поджилки затряслись. Корифеи вели себя придирчиво, ни один из наших шести отрывков смотреть не хотели. Только мы начинали — обрывали: «Спасибо, достаточно!» Но у нас с Андреем на крайний случай была еще заготовлена сценка похожая на то, чем сейчас занимаются ребята из Comedy Club. Ее мы показывали минут пятнадцать, пока сами не остановились. Нас не прерывали! И ушли мы под аплодисменты. Обрадовались: «Ну все, победили!» Но во МХАТ нас не взяли.

— Может, и к лучшему. Вы бы сгинули в этом театре — МХАТ переживал нелучшие времена.

— Возможно. Я не очень расстроился, потому что вскоре получил приглашение от Марка Розовского — в театр «У Никитских ворот». В тот год мы с несколькими ребятами с курса принимали участие во Всероссийском конкурсе артистов эстрады. Вышли в финал с музыкальным номером и получили премию. Марк Розовский, сидевший в жюри, нас заметил и предложил показаться к нему в театр. Я понравился худсовету. Марк Григорьевич сказал, что берет меня и будет вводить в спектакли. А на следующий день Валерий Белякович позвал в Театр на Юго-Западе. Тогда это был один из крутейших театральных коллективов. К Беляковичу люди ездили даже из других городов.

Я не мог отказаться от такого предложения и предпочел Беляковича Розовскому. Сейчас уже не помню, на какую роль метил меня Валерий Романович. Несколько раз приходил на репетиции, но ничего не делал, просто сидел в зале. Параллельно у меня шли съемки в «Стрингере», а в театрах тогда крайне неодобрительно относились к работе артистов в кино. Я не мог не сниматься, потому что должен был как-то существовать. И наши пути разошлись.

Пока продолжались съемки, мы с Татьяной кое-как перебивались, а когда они закончились, пришлось съехать с квартиры и срочно искать какую-то работу. К счастью, удалось устроиться в «Малую драматическую труппу» — театрик в Чертаново. Там мы фактически и жили, благо начальство разрешило ночевать. В принципе, это был не самый худший вариант. В МДТ актерам разрешали экспериментировать. А мы были полны идей и к трудностям относились легко — как к неизбежной составляющей жизни художника и стимулу для творческого роста. Ну и что, что нет денег и негде жить, — цель важнее.

— В чем же она состояла?

— Если коротко — закрепиться в Москве и работать в театре. Играть хорошие роли, добиться признания. Какой солдат не мечтает стать генералом?

— Подруга вас поддерживала?

— Да, но наш союз сложился на почве совместной учебы, что создавало заведомо близкие отношения и иллюзию того, что это любовь. Постепенно выяснилось, что мы с Татьяной очень разные люди и я не ее мужчина. Это стало понятно не сразу. И алкоголь сыграл свою негативную роль.

Мы оба выпивали, но были молоды и не видели в этом проблемы. В те годы пили практически все, а в творческой среде пьянство было формой своеобразной идеологии и образом жизни. Богема всегда пила! Есенин, Высоцкий, Даль... Список можно продолжать бесконечно. То, что все эти люди очень рано ушли в мир иной, никого не останавливало. Наоборот, мы были готовы повторить их путь. Ранний уход считался признаком настоящего таланта. У многих сидело в подсознании: «Сейчас нажрусь — и помру в тридцать семь лет». Алкоголь помогал чувствовать себя непонятым гением, поднимал над косным окружением. И без него, чего греха таить, наверное, было бы невозможно существовать в таких условиях, в каких мы находились тогда.

У Джигарханяна было много непрофессиональных артистов. Он пытался использовать природу ненаученных людей, что, в принципе, всегда интересно. В спектакле «Ревизор» я играл Городничего из архива А. Шевченкова

Весной 1997 года я познакомился с Арменом Джигарханяном и стал репетировать у него в театре. «Добрые» люди тут же доложили об этом руководству МДТ, и оно запретило нам с Татьяной ночевать в театре. Пару раз залезали через окно, а потом я остался один, на улице. Татьяна ушла. Сначала на время — договорилась о ночлеге с какими-то знакомыми. Но мы стали отдаляться друг от друга и в результате расстались. Это было долгое и сложное расставание, не в один день все произошло, да еще через алкоголь.

Обычно перед тем как идти ночевать на улице, я выпивал с кем-нибудь у метро. Собутыльники всегда находились, как и какие-то деньги. Кто-то обязательно наливал. Бывало, бухнешь — и становится легче. Пить с незнакомцами я не боялся — у меня нечего было взять.

Спал в каких-нибудь кустах, чтобы милиция не заметила. Тогда были очень жесткие требования к регистрации, которую я никак не мог оформить. Пару раз меня отлавливали и забирали в обезьянник.

Однажды проснулся от ощущения жуткой тесноты. Попробовал пошевелить руками и ногами и понял, что я... в бочке. Не сразу вспомнил, как там оказался. Вылез весь в грязи и ржавчине, побрел по улице. Встречные шарахались. Когда спросил у прохожего где ближайшее метро, тот брезгливо отвернулся, как от бомжа. Интересно, если бы этому человеку тогда сказали, что перед ним будущий заслуженный артист, он бы поверил?

Приехав в Театр Джигарханяна, помылся, привел себя в порядок и отправился на репетицию. Поработав до вечера, отправился опять искать место для ночлега — подходящие кусты. Через месяц меня приняли в штат, и когда я стал полноправным членом коллектива, Армен Борисович разрешил оставаться в театре.

Но случилась новая беда — я потерял документы. У меня всех вещей была одна маленькая сумочка, где лежали паспорт и приписное свидетельство из военкомата с пометкой об отсрочке от армии. Пришлось ехать в Черняховск и все восстанавливать.

В военкомате встретили с распростертыми объятиями:

— Беглец объявился! Ну наконец-то.

— Да никакой я не беглец! У меня отсрочка!

— А где документы?

— Утеряны.

— Ничего не знаем! Пойдешь в армию.

В этот момент вышел военком:

— Что за шум?

— Да вот, поймали беглеца!

— Я актер! Окончил театральный вуз, снимаюсь в кино, работаю в Театре Армена Джигарханяна.

— Погоди-ка... — взял мое дело, вгляделся в фотографию и неожиданно спросил: — Это ты у Киры Муратовой снимался в фильме «Увлеченья»?

Оказалось, он большой поклонник знаменитого режиссера. Я просто потерял дар речи — не думал, что найду в родном городе хоть одного человека, разбирающегося в творчестве Киры Георгиевны. Тем более военного и появившегося в нужный момент как по мановению волшебной палочки — ни раньше ни позже!

— Сделайте ему новое приписное, — велел военком. — А ты снимайся. Потом как-нибудь поляну накроешь, когда в следующий раз приедешь домой.

Это был подарок судьбы — как, собственно, и съемки у Муратовой. Я к ней попал на первом курсе. Пробы были долгими и трудными. Ассистенты Киры Георгиевны появились у нас в институте осенью 1992 года, а снимать мы начали только весной 1993-го. Для меня это был очень важный проект.

— В этом фильме, как, впрочем, и в других ранних работах, вас почти невозможно узнать. И поневоле возникает мысль, что многочисленные испытания и искушения были даны вам для того, чтобы из милого мальчика с ясным взглядом превратиться в сильного человека и большого артиста.

— Иногда смотрю какие-то свои старые фильмы и фотографии и думаю: «Боже, какой урод!» Некоторые мои сверстники выглядели гораздо интереснее, потому что были уверены в себе. А я был никаким. Вы правы, наверное, этот путь был мне уготован, чтобы обрести внутреннюю силу. Но я еще прошел не все испытания. Они продолжаются...

За Иуду получил приз за лучшую мужскую роль на ХХХV Московском международном кинофестивале из архива А. Шевченкова

Сейчас, наверное, никто из молодых актеров не согласился бы существовать в таких условиях, как мы когда-то, даже из фанатичной любви к искусству или в надежде сделать карьеру. Представления о нормальной жизни значительно изменились. Мы были другими и довольствовались малым.

Первое время у Театра Джигарханяна не было общежития. Потом Армен Борисович через каких-то знакомых нашел бесхозную квартиру на Сухаревке, в Последнем переулке, в доме под снос, и договорился, чтобы туда пустили нескольких артистов. Я там какое-то время жил с коллегами.

Однажды в квартире обрушилась стена. Хорошо, что Леша Шустов не лежал под ней в ту ночь на диване — ему повезло. Дело было зимой, мы спали в пальто и ботинках, батареи-то не работали. Зато у нас были свет и газ. Свет лучше было не выключать — всюду бегали крысы. Квартира находилась на первом этаже, в полу зияли дыры, через которые проглядывала земля. Жить в таком аду на трезвую голову нереально. Иногда в момент протрезвления даже у меня, человека неприхотливого, возникало недоумение: нет, что-то здесь не так.

— Армен Борисович не осознавал всего ужаса вашего житья-бытья?

— Других вариантов как-то нас пристроить все равно не было. Позже он выбил какие-то квадратные метры у города, и некоторые артисты получили квартиры. А в ту пору театр только становился на ноги, никто его не поддерживал. Я, можно сказать, стоял у истоков, пришел всего на полгода позже «отцов-основателей». И очень благодарен Армену Борисовичу.

У нас были близкие отношения, я называл его Дедом. Несмотря на все трудности, у меня остались очень теплые воспоминания об этом периоде. Хотя сначала я был заряжен на другое — серьезный театр масштаба МХАТа. У Джигарханяна же первое время был настоящий «профилакторий». Он боялся кого-то обидеть, показаться излишне жестким.

На репетициях люди в шахматы играли! Бедная Люся, наш помреж, не могла никого выгнать на сцену. Металась по театру:

— Ребята, чей выход? Чего вы сидите?

— Да мой, мой. Сейчас, погоди, сделаю ход.

Потом уже Армен Борисович понял, что с актерами так нельзя, и стал жестче, а в то время всех очень любил. Если человек хотел к нему в театр, он его брал. У Джигарханяна ведь было много непрофессиональных артистов. Он пытался использовать природу ненаученных людей, что, в принципе, всегда интересно.

— Даже в самые трудные времена вы достаточно много снимались в кино, но почти всегда играли бандитов, наркоманов и прочих асоциальных личностей. Почему режиссеры видели вас исключительно в отрицательных ролях?

— Да, единственным исключением в тот период, наверное, стала работа в сериале «Закон», где Саша Велединский доверил мне роль милиционера Христюка. Почему режиссеры так меня видели, сложно сказать. Возможно, во мне что-то осталось от улицы, на которой я жил какое-то время, а в кино очень сильны стереотипы.

Большинство режиссеров не заморачивается поиском новых исполнителей, особенно если речь идет о медиапродуктах, скажем так, «плоскостного» свойства. Ну кто будет мудрить с простеньким сериалом, рассчитанным на пару показов? «Шевченков такое уже играл, — рассуждают продюсеры, — его и возьмем». Мы, актеры, тоже привыкаем к каким-то клише. И они к нам прилипают.

— Говорят, после одной из таких ролей вас чуть не убили, отождествив артиста с его малоприятным персонажем.

— Было дело — в Адыгее. Там в одной из станиц мы снимали сериал «Тайга. Курс выживания». В то время по телевизору шли «Дальнобойщики». В одной из серий я сыграл омерзительного персонажа, изнасиловавшего девушку с Кавказа. Через пару дней после показа отмечали окончание съемок, так называемую шапку. Тут прибежал местный парень, пригласил меня в гости.

Сначала пригласили в спектакль «Прокляты и убиты», а потом уже — в труппу МХТ из архива А. Шевченкова

— Спасибо, — поблагодарил я, — но мы отмечаем свой праздник.

— Уважьте моих односельчан, они очень просят! Вы столько времени у нас снимались, стали практически родным!

Пришлось пойти к адыгам. За столом сидели два здоровых мужика в тельняшках — аксакалы, несколько местных молодых ребят и четыре человека из нашей группы. Протянув мне кружку с самогонкой, один из аксакалов вдруг спросил:

— Зачем ты так поступил с этой девушкой?

— Какой? — не сразу сообразил я. — А, вы имеете в виду сериал? Ну, это просто моя работа.

— Не уходи от вопроса. Скажи, разве может так поступать порядочный человек?

— Не всем достаются герои. Кому-то приходится играть негодяев.

Пытался отшутиться, но он меня не слышал, смотрел враждебно. Молодые, глядя на него, тоже завелись, вскочили с мест. Один парень выкрикнул: «Раз ты сыграл негодяя, значит, сам такой!» В воздухе запахло кровной местью. Не знаю, чем бы закончилась заварушка, если бы за столом не было ребят из нашей группы. Они не дали в обиду, постарались погасить конфликт. Когда мы уходили, аксакал сказал: «Знаешь, если бы эту серию показали не два дня назад, а сегодня, я бы их не удержал!»

Самое интересное, что вскоре со мной произошел еще один инцидент, тоже связанный с «Дальнобойщиками», но с прямо противоположным смыслом. Дело было у станции метро «Динамо». Там рядом с Петровским парком стоял одинокий ларек, куда я зимним вечером заскочил за сигаретами. Время позднее, вокруг никого. Протянув продавцу деньги и взяв пачку, услышал за спиной скрип шагов — кто-то топал по снегу в тяжелых ботинках. Обернувшись, увидел бритоголовых молодчиков, человек десять. Они взяли меня в кольцо, и я не на шутку испугался: кажется, сейчас будут бить. Сделал вид, что не догадываюсь об их намерениях, приветливо улыбнулся, а сам стал лихорадочно соображать, как и куда бежать.

Один из парней стоял совсем близко и буравил меня взглядом. Неожиданно спросил:

— Слушай, а это не ты разобрался с девкой в «Дальнобойщиках»?

— Ну да, я там снимался...

— Братан, — разулыбался пацан, — идем с нами!

— Извини, мне надо домой.

— Так мы тебя проводим, брат!

— Спасибо, как-нибудь сам, — и поспешил дать деру, пока ребята не изменили свое отношение.

Бывали и смешные ситуации. Однажды снимался на Даниловском рынке в сериале в роли милиционера. По сюжету у меня разбиты лицо и голова. Художники вымазали «кровью», наложили очень правдоподобную опухоль под глазом. В ожидании своей сцены я расслабился и забыл, что в гриме и форме. В какой-то момент захотел есть. Мы с товарищем вышли из директорской, служившей гримвагеном, и направились к ближайшему ларьку за курицей гриль. Протягиваю деньги продавцу и вдруг слышу:

— Не нужно, не нужно!

Парень смотрел с нескрываемым ужасом. Я не сразу понял, в чем дело.

— Да это грим, мы кино снимаем!

— А! Ну все равно, курицу так возьмите.

— Ролей у вас больше ста, но главных среди них относительно немного. Не обидно?

— В первую очередь приходится думать не о профессиональных амбициях, а о необходимости кормить семью. Была бы возможность, я от многих проектов отказывался бы и занимался только тем, что нравится. Интересная идея — здорово, давайте. Зачастую ведь идешь в какой-то проект, потому что не знаешь, когда поступит следующее предложение. И поступит ли вообще.

— Ваша жена Ольга тоже актриса? Когда-то вы оба работали в Театре Джигарханяна, там и познакомились?

— Нет, в другом театре — «Образование». Я там как-то спал за кулисами на раскладушке. Проснувшись, увидел красивую девушку и решил познакомиться.

Мне надо содержать семью, а в театре не всегда отпускали на съемки. Не Табаков — другие люди принимали конкретные решения. Вручение премии Олега Табакова в МХТ имени А.П. Чехова Е. Чеснокова/РИА Новости

Армен Борисович тогда разочаровался в своей затее и разогнал коллектив, а у моих знакомых возникла идея создать театр с образовательным уклоном. Интересный был проект, нас поддерживали на официальном уровне. Хотели дать стационарную площадку в Москве, но что-то не сложилось. Зато я встретил Ольгу, в тот момент она еще не была актрисой. Вскоре мы стали жить вместе.

— И?..

— Да ничего особенно интересного, обычная жизнь. С Ольгой все как-то ровно было. С алкоголем я закончил в 2006 году. Борьба была долгой и непростой. По разным причинам на этом пути случались срывы и остановки, в общей сложности он занял четыре года.

— А на работе срывы бывали?

— Спектакли я не срывал, однажды просто ушел со сцены. В тот день Театр Джигарханяна должен был играть в Доме культуры одного подмосковного городка. У нас была какая-то договоренность с администрацией Московской области, и мы возили туда свою новую постановку. Я приехал раньше других, увидел, что площадка совершенно не готова, и позвонил Джигарханяну:

— Армен Борисович, у нас форс-мажор. Билеты не проданы, в зале холод. Площадка неудобная, декорации на нее не встанут. Играть в таких условиях невозможно, тем более премьерный спектакль.

— Так отменяй его, если считаешь необходимым, — сказал он.

Я объявил руководству Дома культуры, что спектакля не будет. Мне стали звонить из администрации города, уговаривать. Я им все объяснил и практически убедил в своей правоте — долго боролся. Но тут приехали коллеги: «Да ладно, что тут такого?! Давай сыграем!» Стало так обидно...

Бороться дальше сил не осталось, пошел в буфет и напился. Это был совершенно сознательный и демонстративный поступок, в знак протеста. Первый акт кое-как отработал, хотя помню его смутно. Говорят, играл хорошо и не был похож на пьяного. Добил меня антракт, во время которого мы бесконечно спорили и выясняли отношения. В начале второго акта я вышел на сцену, посмотрел в зал, в котором сидели человек пятнадцать в куртках и шапках, сказал: «Вам-то это нужно?» И ушел.

— Джигарханян терпел ваши выходки?

— Однажды пришел к нему и искренне признался, что больше так жить не могу и решил завязать. Джигарханян сказал: «Ну наконец-то. Я ждал, когда ты с этим придешь».

Он никогда не читал нравоучений, не стыдил, не уговаривал. И дождался.

— Вы прошли специальное лечение?

— Об этом уже много было сказано в свое время. Не хотелось бы повторяться, тем более что проблема осталась в прошлом.

— Вашу семейную жизнь можно назвать счастливой?

— Да, но сейчас она уже в другой стадии. У нас с Ольгой свободные отношения, и мне это нравится. Мы слишком разные. Ольга со временем стала очень набожной. Я верующий, но не так строго соблюдаю обряды. А она воцерковлена, постоянно ходит в храм, ездит по монастырям. Пытается и наших дочерей приобщить к вере. Конечно, дело не только в этом. Есть и другие нюансы.

По-моему, свободные отношения — тоже неплохо. Мы сохранили семью ради дочерей. Если бы не они, наверное, давно бы не общались. Для меня дети очень много значат. По большому счету, единственное, что держит в этой жизни, — дочки. Остальное — пыль, чушь, наносное.

Наверное, я не самый хороший отец, ведь у моей семьи нет своей квартиры. До сих пор снимаем жилье. Единственное, чем удалось обзавестись, — дом в деревне, я сам его построил. Но этого мало. Дом далеко, а дочки учатся в Москве и не могут там жить постоянно. Да и у меня не всегда хватает сил, чтобы тянуть эту лямку.

Квартира стоит неподъемных денег. Был момент, году в 2006-м, когда можно было напрячься, подзаработать и купить жилье, но я его упустил. Думал, еще успею, появятся другие проекты. Потом оказалось, что хороших предложений нет, одни эпизоды. Гонорары небольшие, а паузы, наоборот, слишком длинные. Заработаешь деньги, а потом несколько месяцев сидишь без работы. Невозможно ничего спланировать. Даже если что-то отложено, этого не хватает. Особенно если приходится отдавать долги, накопившиеся за период простоя. Ольга не работает, я — единственный добытчик.

На съемках с дочерьми Варварой и Василисой из архива А. Шевченкова

Иногда вообще снимаешься по дружбе — практически задаром. Или соглашаешься на небольшой гонорар, потому что роль хорошая, но проект некоммерческий, продюсеры не могут много заплатить. За главную роль в фильме «Иуда», принесшую приз Московского международного кинофестиваля, я, например, получил очень мало. Но у меня были сов




Черняховск

Новый жилой комплекс «Дом с углом» открывает свои двери для покупателей


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

В преддверии Дня Победы военные следователи Балтийского флота провели торжественное мероприятие

В регионе выдано 60 положительных заключений госэкспертизы

Новый жилой комплекс «Дом с углом» открывает свои двери для покупателей

В Центральном районе прошла церемония возложения венков к памятнику Черняховскому

Новости Калининградской области

В регионе выдано 60 положительных заключений госэкспертизы

Сергей Булычев: Министр образования Калининградской области Светлана Трусенева оценила ход работ в лицее №7 (корпус 2)

В преддверии Дня Победы военные следователи Балтийского флота провели торжественное мероприятие

В Черняховске в парке Победы прошла акция «Сирень Победы»


Более сорока тысяч жителей Калининградской области отдали свой голос за объекты благоустройства

Тайна гибели самого молодого комфронта генерала Черняховского

Черняховский муниципальный округ присоединился к Всероссийской акции «Вода России»

В регионе провели чемпионат естественно-научного направления «НаукеДА!»


Коротко о главном: Состоялось очередное заседание окружного Совета депутатов

Таможенник-поисковик провел открытый урок по ОБЖ для десятиклассников

В регионе выдано 60 положительных заключений госэкспертизы

Локальный ремонт дорог ведется во Владивостоке


Губернатор Калининградской области Антон Алиханов
Калининградская область

«Ведомости»: Алиханов может получить должность в новом правительстве России


Частные объявления в Черняховске



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Булат Окуджава

Что показывают в доме Окуджавы в Нижнем Тагиле: фоторепортаж и семейные истории к 100-летию барда. ФОТО. ВИДЕО



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Черняховск на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

У участников ABBA были непростые жизненные истории

На восстановление уйдет год: невеста Тимати пострадала на Мальдивах

Pink Floyd — Shine On You Crazy Diamond (Remaster, AI Music Video)

Радио Romantika – партнер концерта «Великие хиты Раймонда Паулса»


Саснович вышла в третий раунд турнира WTA-1000 в Риме

Александрова не смогла обыграть Саснович и покинула турнир WTA-1000 в Риме

Рафаэль Надаль первым в истории тенниса выиграл 200 матчей на грунтовых «Мастерсах»

Саснович пробилась во второй раунд турнира WTA-1000 в Риме


nadal_rafael1280

Mastering the Art of Automotive Enhancement

PFL MENA 1: Best photos from Riyadh

My journey into the dark heart of modern chess