Остаётся загадкой современная женщина…
Большой сольный концерт к юбилею Ларисы Цыпиной - солистки театра оперы и балета - стал поводом окунуться в прошлое и поразмыслить о будущем.
В детстве она любила подолгу стоять на берегу и смотреть, как в море играют дельфины. Память о том времени связана с южной природой: черноморские закаты, горячий песок, изобильные соседские сады, запах жареной барабульки, ароматы южного базара и взметнувшиеся стрелы портовых кранов Ильичевска - города недалеко от Одессы, где и родилась девочка с морским именем Лариса: оно переводится как "чайка": родители явно не были лишены романтики.
Для всех город-порт, а для Ларисы - детство, наполненное звуками скрипки, похвалами преподавателей в музыкальной школе, обнаруживших у девочки абсолютный слух и "хорошие пальчики". Учитель физики видел в ней будущую студентку физмата, школа гордилась способной ученицей, в дневнике были одни четвёрки и пятерки, но мама твёрдо сказала: "Только скрипка!" - и судьба Ларисы была предрешена. В 12 лет семья переехала в Магнитогорск - потому что родители отсюда.
Очень насыщенными были те времена: поначалу музыкальная школа, потом музыкальное училище, следом Уфимский институт искусств, потом Магнитогорская консерватория и, наконец, ассистентура-стажировка. Каждый раз открывались всё новые горизонты, скрипка уступила место дирижерско-хоровой направленности, сюда же вклинился интерес к народному пению, которым заразила Ларису руководитель ансамбля русской песни Ирина Тиньковская, очень сильный "народник", профессионал. У Ларисы на руках диплом с отличием и масса раздумий, что выбрать: работу или учёбу? И решила: надо учиться дальше! В Москву мама не пустила: пропадёт дитя в огромном городе, а в Уфу, в Государственный институт искусств - ближе и поспокойнее.
Училище, уроки педагога Елены Томас очень помогли в Уфе, самодисциплина, репертуар уже были, к ним прибавились хорошие учителя, качественное образование и собственное упорство. Не избалованная родительскими подарками, она с первого курса делала себя сама: пела в церковном хоре, других коллективах, работала в Башкирском государственном театре оперы и балета. Встреча с театром, с особенностями оперного искусства, с "живыми" солистами, с оркестром, ощущение сцены перевернули сознание студентки, навсегда сделали её поклонницей театра вообще и оперного искусства в частности.
- Я оказалась в центре другой жизни, смотрела, как актрисы наносят грим, наклеивают ресницы, обмахиваются веером, - вспоминает Лариса Цыпина. - А костюмы! Я не могла прийти в себя, когда впервые именно мне, по моей мерке, сшили платье и гримёрша делала мне прическу для "Травиаты".
В числе лучших Лариса получает диплом дирижёра-хоровика. Цыпину, как одну из самых успешных выпускниц, оставляли в Уфе, но пришлось ехать в Магнитку, куда ректор только что образованной консерватории Александр Якупов пригласил мужа Ларисы, очень хорошего музыканта, в качестве педагога. Она стала работать в новом вузе на кафедре хорового дирижирования и петь в хоре, которым руководил талантливый дирижер Виктор Левченко. А тут как раз театр оперы и балета открылся, и все хоровики составили его поющий костяк.
Одна мечта сбылась: она стала работать в театре, теперь нужно было приблизиться к звёздам, вплотную заняться своим голосом.
Лариса поступает в Магнитогорскую государственную консерваторию на вокальное отделение, в класс заслуженной артистки России Валентины Олейниковой. Вспомните, к моменту открытия у нас театра оперы и балета солистов не было, никто не имел опыта работы в опере. Но постепенно Лариса Цыпина "обжила" сцену. Из хора перевели в солистки.
Жизнь в театре обернулась для Ларисы целым рядом ярких событий. Это касается не только новых оперных спектаклей и ролей. В 1996-1997 годах она ближе узнала Алёну Никитину, с которой познакомилась ещё в училище. Знала родителей Алёны - известных музыкантов и педагогов Александра Васильевича и Марину Михайловну. Дружба двух девушек и домашние посиделки у Никитиных вылились в рождение самого известного в Магнитогорске вокального дуэта "Лорелея". Александр Васильевич учил "дочек" манере держаться на сцене, умению петь в любой аудитории и любой репертуар, брал на совместные концерты с мужским ансамблем "Металлург". У "Лорелеи" была хорошая школа и блестящий взлёт. Девушек знали в городе, приглашали на всевозможные концерты, о них сняли два телевизионных фильма, дуэт участвовал во многих фестивалях. Цыпина и Никитина стали лауреатами всероссийского конкурса Bella voice в Москве, получили Гран-при на международном конкурсе в Финляндии, заслужили восторженные похвалы своих руководителей по аспирантуре, где стажировались у заслуженных артисток России и народных артисток Армении Карины и Рузанны Лисициан. К моменту расцвета славы вокального дуэта Лариса - опять же с отличием - окончила консерваторию, поступила в аспирантуру, родила сына и, не давая себе поблажки, работала и в театре, и в "Лорелее", и, когда того требовали обстоятельства, с ансамблем "Металлург". Может, всё это продолжалось бы и сейчас, если бы не уход из жизни Александра Васильевича и отъезд семьи Никитиных в Москву. Лариса переживала эту потерю как глубокое личное горе. Не случайно же Александр Васильевич называл Ларису своей дочкой.
Цыпина осталась одна со своими песнями, ролями, оперными партиями и с головой ушла в жизнь театра. С его репетициями, переменчивым расписанием, дневными и вечерними спектаклями, занятостью в "Музыкальных гостиных", выездными концертами, выступлениями на городских торжествах, встречах с ветеранами. Идёт набор опыта и своего репертуара. Для её меццо- сопрано в мировой оперной классике очень много партий. Что-то уже удалось, что-то ждёт своего часа, чего-то не будет никогда. У неё много сделанного: оперы "Чио-чио-сан", "Царская невеста", "Евгений Онегин", "Сельская честь", "Севильский цирюльник". Из последних "Марица", "Медведь", "Мужчина её мечты", "Белая акация", "Дубровский". Очень любит роль фрекен Бок в "Малыше и Карлсоне", не менее интересны ей роли в мюзиклах.
Самой любимой и самой сложной из всего спетого остаётся партия Кармен.
Кстати, и в жизни она такая же - эмоциональная, лёгкая на подъём, энергичная. Только в отличие от любимой героини не встретила своего Хозе. У Ларисы два сына - центр её вселенной, самостоятельные мальчишки, беспредельно любящие свою вечно занятую маму и, конечно же, понимающие и принимающие то, чем она занимается. Старший, 18-летний Всеволод, заканчивает музыкальное училище, играет на трубе, уже работает в концертном оркестре духовых инструментов, его часто приглашают на разные встречи, в том числе для участия в джем-сейшнах в Челябинске, Уфе. Он настолько трудолюбив, понятлив и ответственен, что мама не боялась оставлять с ним совсем маленького Арсения, который теперь уже вырос, ему тринадцать лет, он тоже занимается музыкой, до этого несколько лет пел в хоре мальчиков "Соловушки", теперь "стучит" на барабанах. А Сева постепенно привыкает к статусу главного мужчины в доме. Но чего стоит Ларисе обеспечить их учебу, дополнительные занятия, поездки, обиходить дом, быть самой в такой прекрасной форме! Да, работа, работа, работа… У неё театр с репетициями, дневными и вечерними спектаклями, выездами. У неё концертное объединение, в котором, опять же, выступления на любых площадках с различными зрителями, репетиции, подбор репертуара, выезды. Плюс все большие городские праздники, когда надо петь на открытых сценах и в ветер и в дождь. А ещё Лариса занимается педагогической деятельностью, старается раскрыть своим ученикам все секреты вокального мастерства.
Её жизнь настолько спрессована и рассчитана по времени, что, договариваясь о какой-нибудь встрече, она может сказать так: "Я буду в четыре сорок" или ограничить: "У меня есть полчаса", или "Я освобожусь только после десяти вечера". Достаточно сесть к ней в машину, оглядеться, и сразу станет понятно, что хозяйка - творческий человек, по горло загруженный делами. Ноты, пакеты со сменной обувью, хозяйственные сумки, баулы с концертными платьями, учебники, косметика - да, такова современная женщина, которая может положиться только на себя.
Нередко бывает так, что Лариса за рулём учит слова песни, упражняется в произношении.
Например, её юбилейный концерт представлял собой истинный парад музыки и красоты, она хотела спеть то, чего никто до того дня не слышал. Вот и зазвучали русские народные песни, казачья, украинская, цыганская, джазовые композиции, песни на армянском, португальском, французском, английском языках. Своё подношение сделал Всеволод Цыпин, он сыграл на трубе, и растроганная мама сказала, что сбылось одно из её заветных желаний - выйти к зрителям с сыном-артистом.
У Цыпиной уже сформировался свой круг зрителей и почитателей, мне не раз приходилось слышать от знакомых, что они специально берут билеты на спектакли, в которых занята Лариса. Ей всё время хочется разнообразия, новинок. Хорошо, что для этого есть концертное объединение, где она может реализовать свои желания - будь то песни советских композиторов, джазовые композиции, шансон, народные напевы. Без музыки и вечного цейтнота не представляет своей жизни на следующие полвека. И ещё одно - нет, не качество, а скорее жизненный принцип: " Я практикую йогу. Но это не спорт, это медитативные практики. Меня это успокаивает и настраивает на определённый лад. А вообще, мой главный секрет - позитивное отношение к жизни. Меня радуют счастливые люди вокруг. И я умею поднимать настроение окружающим. Это на самом деле несложно. Кому-то придержать дверь, кому-то сделать искренний комплимент, с кем-то пошутить… Тогда мир становится светлее, а люди в нем - красивее".