Флагман магнитогорской полиграфии
Магнитогорский Дом печати празднует юбилей, это одно из немногих предприятий - ровесников города.
Больше четверти века Дом печати считается важным звеном в производстве газеты "Магнитогорский металл" - с начала девяностых, как только издание из заводской многотиражки перешло на общегородской формат. Разные были времена, но редакция и типография вместе переживали трудности, порой шли на компромисс, чтобы сохранить сложившийся творческий тандем. Коллектив газеты "ММ" поздравляет Дом печати с 90-летием и желает процветания и долгих лет.
Официально типография была открыта в декабре 1929 года, то есть менее чем через полгода, как в степь прибыли первые строители будущего города металлургов. Это само по себе говорит о том, насколько было важно наладить снабжение магнитогорцев печатной продукций, - ведь только стратегически важные объекты возводили в такие рекордные сроки. В первую очередь, типография была нужна для выпуска газеты, поэтому входила в издательство "Магнитогорского рабочего". Первый номер газеты вышел в свет в январе 1930 года.
Но уже в марте руководству строительства на стол легла докладная, в которой говорилось о необходимости заменить ветхое оборудование, доставшееся "по наследству" от Верхнеуральского промкомбината и не соответствовавшее современным требованиям.
Типографию разместили в бараке посёлка Магнитный вместе с редакцией газеты "МР". В нём проживали 35 типографских рабочих вместе с семьями.
Постепенно тираж "мээрки", поначалу - стенной газеты, увеличился двух с половиной до четырёх тысяч экземпляров. Чуть позже типография стала печатать "Магнитогорский комсомолец", "Магнит-эшчесс" на татарском языке и "Джулищесе" на башкирском, а также с десяток многотиражек - "За металл", "Горняк", "На рельсах гиганта".
В октябре 1930 года на базе типографии было создано хозрасчётное издательство горсовета, президиум которого принял решение о строительстве Дома печати. Издательство должно было стать информационным пропагандистским рупором: обеспечить выпуск газет, научно-популярного журнала, освещающего ход развития строительства и учёта опыта, популярной рабочей библиотеки о Магнитострое, открыток с видами строительства.
В 1932 году типография и редакция "Магнитогорского рабочего" получили помещения в доме № 30 на улице Пионерской - типография занимала цоколь и первый этаж, редакция размещалась втором этаже. В июле объявили горожанам, что выполняют любые заказы на печатание из материала заказчика, переплётные и штемпельные работы. В конце 1933 года в кинотеатре "Магнит" открыли фотоэлектропавильон, издали десятки книг местных писателей на художественные, исторические, технические темы.
В годы войны объём издательской работы значительно сократился, а "МР" выходил половинным форматом. Многие специалисты ушли на фронт. Оставшиеся линотиписты, верстальщики, печатники под руководством редактора Наума Анапольского работали круглые сутки. Было три основных цеха: наборный, печатный и переплётный. Не хватало бумаги, шрифтов, красок, инструментов. Печатали на обоях, обёрточной бумаге, на обратной стороне архивных документов, но газеты выходили регулярно, и даже выпускали книги.
После войны вновь возросла потребность в полиграфической продукции, для чего потребовалось увеличение производственных площадей. В 1964 году типография переехала в новое здание на улицу Мира, ставшую позже проспектом К. Маркса, где работает до сих пор. Магнитогорская типография стала одним из первых полиграфических предприятий Советского Союза, перешедших на новую технологию печати газет офсетным способом. Это был ощутимый прорыв к повышению качества.
С 1987 года предприятие стало называться производственным полиграфическим объединением. Смена названия произошла в связи с прикреплением к магнитогорской районных типографий - Бредов, Кизила, Нагайбака, Варны, Карталов, Чесмы, Верхне-уральска. Газеты этих территорий тиражами от пяти до одиннадцати тысяч экземпляров стали печатать в Магнитогорске. Главным заказчиком по-прежнему оставался "Магнитогорский рабочий", чей тираж тогда был 125 тысяч экземпляров. Печатало объединение и многотиражки, кроме "Магнитогорского металла", который делали в комбинатской типографии: "Магнитострой", "Калибровщик", "Метизник", "За качество", "Знамя", "За кадры", "Педагог" - тиражом от пятисот до семи тысяч экземпляров. В 1988 году объединение стало печатать газету "Над Уралом" для польских специалистов, работающих на строительстве стана "2000" горячей прокатки.
В 1993 году объединение возглавила Ирина Феонина. Это был свой человек, а не пришедший со стороны: имея за плечами два специализированных учебных заведения - Куйбышевский техникум и Московский полиграфический институт, Ирина Юрьевна за полтора десятка лет досконально изучила специфику многих профессий печатного дела. От инженера-нормировщика, мастера формного участка и начальника цеха поднялась до начальника производственного отдела и директора типографии. Причём получила в управление предприятие с серьёзными экономическими проблемами и вынуждена была в новых современных реалиях обновлять кадры, разрабатывать стратегию развития, акционировать типографию, входить в рынок со всеми вытекающими - необходимостью технического переоснащения, чтобы выжить в конкурентной среде, и связанными с этим неизбежными финансовыми рисками. Под руководством этой энергичной предприимчивой женщины типография не только сохранила репутацию и авторитет, но шагнула и продолжает шагать вперёд.
- Современные технологии развиваются столь стремительно, что нужно постоянно держать руку на пульсе, - считает Ирина Юрьевна. - Требования к печатной продукции всё жёстче, интересы заказчиков всё шире. Поэтому стараемся не отставать, держать тот ассортимент, который востребован на полиграфическом рынке. А в чём-то даже работать на опережение.
В 1994 году типографии вернули старое название Дом печати.
В 1996 году печатники освоили цветоделение и полноцветную печать. С 1997 года предприятие стало выпускать полноцветную упаковку. Постепенно расширяли производственные мощности, обновляли оборудование.
Одними из первых специалисты типографии освоили фотонабор, перешли на компьютерную вёрстку. Из газетно-бланочной типографии предприятие превратилось в мощную структуру, изготавливающую любую полиграфическую продукцию. О том, насколько высоко качество этой продукции, говорят многочисленные награды: международные призы и сертификаты за качество, дипломы победителей и лауреатов многочисленных региональных и федеральных выставок. Не меньший арсенал и в копилке руководителя Ирины Феониной: многократное звание "Женщина - директор года", диплом конкурса "Евразия - лидер", звание заслуженного работника культуры России.
Сегодня Дом печати выпускает продукцию любой сложности, считается передовым предприятием своей отрасли. Как проходит процесс выпуска газет, буклетов, книг, календарей, упаковки, чем сегодня живёт Дом печати, "ММ" расскажет в следующем номере: вместе с читателем заглянем в самое сердце производства печатной продукции.