Андрей Житинкин: Люблю работать над двумя спектаклями одновременно
Режиссер-постановщик Малого театра Андрей Житинкин в особом представлении не нуждается. Совсем недавно театралы рукоплескали его «Идиоту», исторически актуальной «Большой Тройке», рвущему душу спектаклю «Летят журавли». И мы совместили приятное с полезным: поздравив Андрея Альбертовича с очередным днем рождения, расспросили его о планах на ближайший театральный сезон.
Сейчас в Малом театре с успехом идет спектакль «Мой нежный зверь». С обсуждения этой новинки уходящего сезона наш разговор и начался.
Все придумал Гюго!
— Андрей Альбертович, смотреть на детектив, написанный Чеховым, да еще поставленный на сцене Малого театра, в каком-то смысле забавно...
— Понимаю, что вы в это вкладываете. Я рад, что зрители оценили эту работу, потому что проза — редкий гость на сцене Малого театра, а тем более ранняя проза молодого Чехова, который тогда и правда написал детектив, что для него вообще-то жанр совершенно не свойственный. Меня очень радует, что те зрители, которые это произведение не читали, до последней сцены находятся в напряжении, не понимая, кто же все-таки убийца, то есть интрига сохраняется, что важно. В этой постановке главные роли опять играют Андрей Чернышов и Варвара Шаталова, чей дуэт сложился в постановке «Летят журавли». Меня радует, что в спектакле занято аж шесть народных артистов, наша гвардия, которой я неизменно желаю долгих лет: это и Александр Клюквин, и Валерий Афанасьев, и Александр Вершинин, и Сергей Еремееев, а также Валерий Бабятинский и Владимир Сафронов.
— Чем обрадуете в новом сезоне?
— Возможно, я сейчас вас немного удивлю. В родном для меня Малом театре я начал работу над спектаклем по знаменитому роману Виктора Гюго «Человек, который смеется».
— И правда удивили, хотя роман этот имеет всемирную славу.
— И не устаревающий при этом! И даже все более актуальный. Это ведь роман о свободе — подлинной и мнимой. И когда-то история Гуинплена потрясала, а сейчас она стала модной в кинематографе: перекличка между образами изуродованного компрачикосами мальчика и тем же «Джокером» очевидна. Мало кто улавливает связь: то, что стало темой мюзиклов и блокбастеров, на самом деле придумал великий Гюго! Кстати, и сам роман, и спектакли по этому произведению были такими острыми, что их даже запрещали. И ведь смотрите, как: со времен написания романа прошло столько лет, а человеческая природа не изменилась, и в нашем мире существуют подлость, доносы, и люди предают друг друга, и плетутся интриги, но побеждает любовь! И несмотря на то что финал в этом романе открытый, он и для самого Гюго был одним из любимых, как и «Собор Парижской Богоматери». В Малом театре, кстати, «Человека, который смеется» ставили, но давно. Роль Урсуса играл Михаил Михайлович Царев, а Гуинплена — Дмитрий Писаренко. Новая постановка для меня еще и дань памяти великому Цареву.
Шанс для молодых
— Как режиссер вы всегда откликаетесь на даты, связанные с военной историей. Впереди юбилейный год Победы...
— Да, верно, и я начал уже репетировать в Ленкоме спектакль по великой повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Я очень рад, что сотрудничаю с Ленкомом. Когда-то меня звал поработать вместе сам Марк Захаров, но что-то не сложилось, а сейчас — звезды сошлись. Я считаю, что это абсолютно формат Ленкома — эта великая и трагическая история молодых девчонок, которые погибли; и спектакль перекликается с нашим временем, когда снова остро звучит слово «доброволец».
— Спектакль покажет ярких молодых актрис?
— Надеюсь на это и уверен, что он откроет и новых звездочек в труппе Ленкома. Героинь, как известно, пять, но задействовать я хочу десять актрис: на каждую роль назначены две актрисы. Они будут меняться местами: пока одна играет роль, другая участвует, условно говоря, в массовке. Будет творческая конкуренция. Кстати, у героинь по ходу спектакля будут возникать своего рода флешбэки — каждая из них будет вспоминать кусочек своего прошлого. Это даст возможность собрать на спектакле всю старую «захаровскую гвардию» — возрастных актеров, которые когда-то круто играли, были незаменимы для Захарова, но потом оказались немного в стороне. Многие из них и сейчас снимаются, но мне хочется вернуть их именно на сцену. Я хочу, чтобы спектакль был для кого-то неожиданным и не «датским». Он будет играться без антракта, ибо разделить действия невозможно. Это будет, надеюсь, «театр обжигающей правды»: эту формулу очень люблю в последнее время.
— Работаете сразу над двумя спектаклями в разных театрах?
— Я люблю, когда много репетиций, люблю утром отправляться на репетицию, а вечером — в театр, что-то посмотреть или отправиться на другую репетицию. Это мой личный режиссерский драйв: люблю смену картинок и работать не над одним спектаклем, а над двумя.
— Ну а Житинкин-писатель чем-то нас порадует?
— Бальзам на сердце — такой вопрос. Готовлю переиздание книги «Приключения режиссера». Она была сделана по принципу записной книжки, и в ней появились новые главы. Работаю над дополненной версией этой книги.
СПРАВКА
Андрей Альбертович Житинкин родился 18 ноября 1960 года во Владимире. Российский режиссер, киноактер и писатель; народный артист России — выпускник актерского и режиссерского факультетов Высшего театрального училища им. Б. Щукина. В 2001–2003 годах был главным режиссером Театра на Малой Бронной. Работал в различных театрах, в том числе в Театре имени Е. Б. Вахтангова, Театре Олега Табакова, Театре сатиры и Театре Российской армии. Режиссер-постановщик Малого театра.
ТЕАТРАЛЬНАЯ БАЙКА
Как-то в 1949 году в Малом театре давали «Рюи Блаза» Виктора Гюго. Свет погас, занавес открылся, и все увидели Михаила Францевича Ленина. Он стоял в глубине сцены, опершись на камин, молча, слегка покашливая. Зрители замерли. Но прошла минута, другая, а ничего не происходило, разве что покашливание становилось сильнее. Зал продолжал ждать — что будет. Наконец артист склонился в сторону суфлерской будки и громко произнес: «Тина! Я так до вечера молчать буду!» Суфлер «проснулась», как говорят в театре, — подала текст, и спектакль начался — под оглушительный хохот публики.
Сообщение Андрей Житинкин: Люблю работать над двумя спектаклями одновременно появились сначала на Москва.Центр.