От литературных отсылок до библейских сюжетов: какие секреты прячет в картинах Никас Сафронов
Слои краски перекрывают друг друга, будто реальность расплывается в полусне. Зачищенные участки холста показывают хрупкость действительности. Сюрреалистичные сюжеты проявляются в обыденности и ведут зрителя за собой. Этот художественный стиль – авторская разработка Никаса Сафронова. Называется dream vision. Ни видеокамера, ни даже репродукция не может передать игру светотени. Это надо видеть вживую. И такая возможность есть у посетителей Богородицкого музея.
Впрочем, dream vision хоть и является авторской разработкой Никаса Сафронова визитной карточкой художника стали совсем другие картины, в центре которых классические сюжеты, пропущенные через призму современности. Поэтому, как и работы любого постмодерниста, полотна Никаса требуют от посетителя определенной культурной подготовки. Они полны отсылок к классическим произведениям, так называемых пасхалок. В портрете ворона – это готический шрифт, через который зритель сразу узнает в птице героя поэмы Элгара Алана По. В анималистической серии художник перерабатывает наследие голландских мастеров. В библейские сюжеты и портреты средневековой знати он добавляет домашних любимцев. Лабрадоров одевает в барочные костюмы, а кошек и котят помещает в пейзажи Иудеи. Впрочем, есть здесь и работы, которые пояснений не требуют.
На выставку в Богородицк привезли больше 70 работ Никаса Сафронова. При этом эпатажных портретов политиков и звезд среди них практически нет. Зато есть пейзажи. Впрочем, даже города и природу художник все равно видит в алхимическом ключе. Поэтому водопады у него становятся водолеями, а камни могут грустить и плакать. Благодаря такому подходу оживают и сами стены музея.
Выставка Никаса Сафронова будет доступна для просмотра до первого октября. После в честь 35-летия дворца-музея в его стенах откроется выставка Тульского художественного музея. Ее наполнение пока держится в секрете.