Эмоции после «Капитанской дочки». Почему стоит посмотреть новую постановку белгородского драмтеатра?
89-й по счёту театральный сезон в Белгороде в самом разгаре. И уже по традиции актёры и режиссёры Белгородского драмтеатра радуют своего массового зрителя как минимум двумя премьерами в год. Одной из таковых в этом сезоне стала «Капитанская дочка», поставленная по одноимённой повести Александра Пушкина, известной многим ещё со школы. Зрительский интерес к спектаклю невероятно высок, поэтому отсутствие свободных мест в зале уже давно никого не удивляет.
Первое отличие, которое есть между постановкой и повестью, — отсутствие части сюжетной канвы. На сцене актёрам удалось показать далеко не все драматические перипетии. Впрочем, с точки зрения качества, спектакль от этого нисколько не потерял.
Режиссёр-постановщик «Капитанской дочки» — Алексей Доронин. Композиционно он решил разбить происходящее на мизансцены, попеременно смеющие друг друга. Этого удалось достичь за счёт смены декораций, определённых световых решений, выражающих настроение, и заранее заготовленного в большом количестве реквизита — он сыплется с колосников в виде белого снега и символизирует зиму, во время которой происходит действие.
Главный герой — Пётр Гринёв — потомственный дворянин, сын успешного военного, которому ещё до рождения по воле отца была уготована соответствующая карьера и чин сержанта. На сцене его роль играет Виталий Чикалов. И вот здесь второе отличие пушкинского текста и постановки — главная партия принадлежит не Гринёву.
Возможно, ещё и потому, что историческая составляющая в спектакле полностью сохранена, на первый план в постановке выходит Емельян Пугачёв — ссыльный каторжник, выдавший себя в своё время за Петра III. Его роль блистательно исполняет Игорь Ткачёв, по обыкновению показывающий своих персонажей яркими и искромётными.
По сюжету спектакля Пугачёв начал с малого. Однако по мере того, как ему удаётся захватывать одну крепость за другой и приближаться к Оренбургу, его амбиции растут. Равно как и число его сторонников. Он грезит о Москве, а там, чем чёрт не шутит, и о царском троне. Показательный исторический пример Григория Отрепьева (Лжедмитрий I) кружит ему голову.
К слову, о сторонниках и ближайших соратниках. Нельзя не отметить игру Сергея Купчичева, которому досталась роль Афанасия Хлопуши — атамана одного из отрядов мятежников. Он пришёл к Пугачёву одним из последних и, пытаясь перед ним выслужиться, готов в любой момент пойти на крайние меры. Игра Купчичева невероятно эмоциональна и не может оставить равнодушной.
Отдельно можно отметить режиссёрские решения, которые дополняют пушкинский текст. Их наберётся примерно с десяток. Отмечу, пожалуй, самые яркие из них. Это яркая речь-воззвание Емельяна Пугачёва, обращённая к его сторонникам, после которой они присягают ему в верности. И яркий финал в виде высочайшего помилования Гринёва по указу императрицы и казни главного бунтаря и его сторонников.
gallery-3442-thumbs
Если уж и направлять какие-либо критические стрелы в спектакль, то я бы отнёс к слабым местам постановки то, что о некоторых пушкинских персонажах было решено умолчать и не вводить их в действие. Это относится, в частности, к Ивану Зурину — ротмистру гусарского полка. Пусть даже он и появляется в книге дважды в эпизодах, но он имеет непосредственное влияние на концовку сюжетной линии. А практически в самом начале играет с Гринёвым в бильярд и выигрывает у него целых 100 рублей.
И конечно, Савельич — верный слуга и увещеватель ещё молодого и не видевшего жизни дворянина, который следует за ним неотступно, согласно наказу родителей и неоднократно выручает его из разных жизненных передряг. В книге его роль куда более значительна, чем это показывается в спектакле.
Посмотреть новую работу Доронина определённо стоит. Благодаря умелой актёрской игре, ноша впечатлений, с которой зритель покидает зал, а затем и гостеприимные стены театра кажется уже не столь тяжёлой. Приятного просмотра!