В трёх измерениях. О чём рассказывает выставка старинных стереофотографий в Белгороде
О том, что каждый из наших глаз одну и ту же картинку видит под разным углом, знал ещё Эвклид в 280 году до нашей эры. Он писал, что именно благодаря этому люди воспринимают глубину пространства, видят его объёмным, трёхмерным. То же самое заметили Леонардо да Винчи в 1584 году, Иоганн Кеплер в 1611-м. Глаза человека можно сравнить с двумя фотоаппаратами, поставленными рядом. Снимки получатся полностью одинаковыми – лишь с лёгким, почти незаметным смещением. В 1833 году англичанин Чарльз Уитстон изобрёл стереоскоп – прибор, через который можно видеть объёмное изображение, используя две исходные картинки со смещением. Началась глобальная эпоха стереоизображений.Объёмная картинка. Что только не коллекционируют увлечённые люди! От традиционных значков, марок, спичечных коробков, футбольных и театральных программок до неожиданных вещей, вроде птичьих яиц, этикеток от сыра, радиоламп. Ставропольский коллекционер Валерий Кругов увлечён стереофотографией – снимками и техникой для их просмотра.«Выставку интереснейших экспонатов из его коллекции предоставила нам выставочная компания «Квадрат», – рассказывает замдиректора музея по экспозиционно-выставочной деятельности Елена Цыгулёва. – Это уже наш второй проект с «Квадратом», первым был прошлогодний «Венецианский карнавал», который имел большую популярность».. Две фотографии со смещением рядом друг с другом называются стереопарой. Её вставляют в стереоскоп, и зритель, глядя через окуляры, видит объёмную картинку. Как по‑настоящему – предметы ближние и дальние. Кажется, протяни руку и возьми что‑нибудь. Этот удивительный 3D-эффект почти век привлекал внимание миллионов людей по всему миру.«Коллекция Валерия Кругова интересна со многих точек зрения, – продолжает Елена Цыгулёва. – Стереофотография, особенно старинная, – это уникальное совмещение истории, законов оптики и 3D-технологий. С точки зрения истории нас привлекают, конечно, изображения людей, городских и природных пейзажей такими, какими они были в XIX – начале ХХ века. Это прошлое, которое нужно бережно хранить. Выставка наша интерактивная – посетители могут не только посмотреть на экспонаты, но и лично их опробовать, посмотреть в стереоскоп».. Вместо телевизора. Во второй половине XIX века стереофотография стала представлять не только научно-технический интерес. Она превратилась в чрезвычайно мощную в масштабах всего мира развлекательную отрасль. Производители стереоскопов массово выпускали элегантные приборы, иметь которые считалось модным. Да и не только модным – взрослые и дети действительно пользовались ими с большим удовольствием, устраивая целые семейные вечера. В год в мире печаталось до 10 млн стереопар с фотографиями на разные темы.«Чаще всего сюжетами для стереокарточек были виды дальних стран и городов, недоступных для большинства обывателей, которые путешествовали таким образом, не выходя из дома, – рассказывает куратор выставки. – Среди других сюжетов – происшествия, катастрофы, военные события, последствия наводнений и землетрясений, представители разных народов в национальных костюмах, всемирные выставки. В отсутствие телевизоров благодаря стереофото жизненные реалии любого уголка планеты стали доступны в каждой гостиной во всём своём трёхмерном великолепии. Не только в Европе и Америке, но и в России».. Второе место по популярности занимали постановочные или смонтированные сценки юмористического, сентиментального, нравоучительного или фантастического характера. Стереоскоп сыграл большую роль в утверждении фотографии в качестве популярного искусства.«Подобное экспонирование оказывается не только видом развлечения. Непосредственный контакт с образом в трёхмерной проекции позволяет зрителю заново пережить историю», – уверена Елена Цыгулёва.. Увлечение стереоскопами вышло на пик и резко закончилось с началом Первой мировой войны. Мировые потрясения, трагедии и смерти, разрушения и революции изменили тихий, размеренный уклад жизни с разглядыванием фотографий.Вторая причина – появление новых медиа. На первый план вышел кинематограф, позже – радио и телевидение. Внесли свой вклад даже почтовые открытки, которые появились в начале ХХ века. Виды на них изображались те же самые, а возможность коммуникации с адресатом только добавляла удовольствия. Впрочем, стереофото не исчезло совсем, существуя тихо-мирно. На выставке в Белгороде представлены образцы советских стереоскопов и слайдов для них, модели стереофотоаппаратов с двумя и тремя объективами.Анаглиф и особый пластик. Представлены и другие способы создания и рассматривания стереоизображений. Белгородские старожилы с ностальгией вспомнят стереозал в кинотеатре «Русич», где зрители смотрели стереофильмы в картонных очках с красным и синим стёклами. Предметы из фильма словно летали в воздухе посреди зала. Такие очки и изображения для них есть на выставке – каждый может посмотреть. Метод, по которому они созданы, называется анаглиф. «Наконец, мы показываем ещё один способ, уже современный – печать на специальном материале, так называемом лентикулярном пластике, – говорит экскурсовод. – Смотреть на эти изображения можно невооружённым глазом, без красно-синих очков и стереоскопа. Лентикулярный пластик представляет собой линзовый материал, который применяют для печати стереоизображений и других эффектов. С помощью такого пластика создаются трёхмерные и динамические изображения.. Нужно сказать, что 3D-изображение является самым интересным и зрелищным эффектом линзовой графики. Картинка выглядит так реалистично, что зрителю кажется, будто перед ним окно в другое измерение. Для создания такого эффекта все элементы 3D-сцены помещают на отдельные слои. А лентикулярный пластик обрабатывают специальным цифровым методом. Когда изображение проходит обработку через лентикулярную линзу, 3D-эффекты начинают восприниматься невооружённым глазом».. Окунуться в историю с помощью 3D-технологий в музее народной культуры можно до 1 декабря.Олег Гончаренко.