Мы в Telegram
Добавить новость
Февраль 2012 Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015 Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015 Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016 Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016 Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024
1 2 3 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Летописное сказание о «белгородском киселе»

0 33
© 2019г. Е.П. Токарева

Сказание о «белгородском киселе», включённое в летописную статью 6505(997) года как один из эпизодов печенежско-русского противостояния в периодкиевского княжения Владимира Святославича, может иметь в своей основе устный рассказ об обрядовых действиях при основании одного из городов в языческую эпоху.

Сказание о «белгородском киселе» из статьи 6505 (997) г. [ПСРЛ, т. I, вып. 1, стб. 127 –129; т. II, стб. 112 – 114] – один из наиболее известных читателюлетописных сюжетов. Его не раз отражали в детской литературе, обязательно включали в хрестоматии по древнерусской литературе и пересказы «Повести временных лет» (1), а в 1970-е годы соответствующий сюжет даже был в спектакле, поставленном Московским ТЮЗом по «Слову о полку Игореве» [Ахметова М.В.,2011, с. 132, 133, прим. 60]. Не обделено Сказание и вниманием исследователей, выводы которых будут отражены в нескольких следующих абзацах этой статьи.

Д.С. Лихачёв в комментариях к ПВЛ отмечал, что «рассказ этот безусловно русский, и все детали в нем русские: вече, корчаги, кади, латки, княжеская медуша и т.д.» и посвящён он «той же теме, об обмане врагов хитростью, что и рассказы об Олеге, напугавшем греков движением ладейпосуху, об Ольге, четырежды обманувшей древлян и один раз византийского императора» [Лихачев Д.С., 1996, с. 467]. Зная о параллелях Сказанию в мировой литературе, учёный специально подчеркнул, что «рассказ русской летописи ничем не указывает на своё якобы иностранное происхождение» и что «нет ничего удивительного в том, что у разных народов мог самостоятельно возникнуть сходный сюжет на тему об обмане врагов тем, что осаждённых кормит сама земля» [там же] (2).


К некоторым «русским» деталям летописного рассказа о «белгородском киселе», равно как и к его литературным параллелям нам предстоит обратиться ниже, но прежде отметим, что жанр (сказание) подчёркивает его фольклорный характер. Правда, выводы исследователей разнятся в определении среды, в которой сформировался этот рассказ. Так, А.А. Шайкин относит его «к числу очевидных заимствований из репертуара бытовой сказки X – XI вв., где есть мудрый старец, находящий выход из безвыходного по видимости положения, и есть фольклорные дурни – печенеги» а победу герою (в данном случае это собирательный герой – горожане) приносит типичный для сказок волшебный помощник – не названный по имени хитрец [Шайкин А.А., 2006, с. 62]. По мнению же А.С. Щавелёва, «предание попало в летопись из цикла дружинных сказаний о князе Владимире и обработано летописцем в духе историзации» [Щавелёв А.С., 2007, с. 134].

Н.И. Костомаров называл этот рассказ летописи «несомненно народным», считая его «памятью древнего сознания богатства и довольства Киева и его земли», при чтении которого «невольно вспоминаются кисельные берега, медовые и молочные реки» [Костомаров Н.И., 1903, с. 82]. По его мнению, в статье 6505 (997) г. мы имеем дело с типическим способом «изображения глупости народа, которую считает его прирожденным свойством другой народ»[он же, 1905, с. 371].

В.В. Долгов допускает, что этот летописный текст вполне мог иметь реальную основу, ведь «у людей того времени существовала уверенность, что где-то далеко, пусть не в Белгороде, действительно существует такая земля, где пищу можно без труда черпать ведрами из колодцев («молочная река – кисельные берега» русских сказок)», поэтому «изготовленные старцем мутные жидкости (а именно так должны были выглядеть и цжец – мучная болтушка, и “вельми рассытенный” мед) вполне могли быть восприняты … как жидкости, действительно сочащиеся из земли» [Долгов В.В., 2004, с. 73; 2007, с. 397, 398]. Такая «рационализирующая трактовка» не получила поддержки исследователей [Рычка В., 2006, с. 236, 237; Петрухин В.Я., 2010, с. 220, 221]. По В.В. Долгову, с позиции «соучастного» восприятия прошлого «странная доверчивость печенежских послов, обманутых детской хитростью белгородцев, изобразивших “кисельный колодец”, будет понята не как наивность, а как проявление мистически ориентированного мировоззрения» [Долгов В.В., 2007, с. 8]. Он отмечает, что «история эта была помещена в летопись, и значит серьезных сомнений в ее истинности, по крайней мере, у самого летописца не было» [он же, 2004, с. 72; 2007, с. 397]. «… можно предположить, – пишет исследователь, – что мы имеем дело со своеобразным состоянием общественного сознания, характеризующимся психологической открытостью к восприятию сверхъестественного, постоянной настроенностью на чудо, готовность уверовать в принципиальную его возможность. Рассказами о чудесах наполнена древнерусская литература, литература серьезная, официальная, не допускавшая шуток и розыгрышей. Литература, созданная умными, тонкими, отнюдь не наивными людьми. Вера в чудо была глубокой и в той или иной степени всеобщей» [он же, 2004, с. 73; 2007, с. 398].

И.В. Лисюченко считает, что в случае с «белгородским киселём» ПВЛ иллюстрирует древнее индоевропейское представление о способности Земли выделять из своих недр пищу для людей (как в одном из эпизодов осетинского нартовского эпоса, где оживший великан рассказывает Сослану, что его современники питались жиром Земли) [Лисюченко И.В., 2012, с.312]. С этой точкой зрения солидарен К.Ю. Рахно, увидевший в русских летописях прямые соответствия представлениям ираноязычных народов об особом съедобном питательном жире, добываемом из земли, который изображался при помощи киселя [Рахно К., 2016, с. 103, 104]. «Фактически,– пишет он, – летописная ситуация соответствует нартовским сказаниям, где алчные воители, совершающие набеги на чужие земли, сталкиваются с теми, кто сохранил древнее изобилие» [там же, с. 105].

А.С. Щавелёв в предании о «белгородском киселе» усматривает одну из универсальных мифологем – «чудесное умножение пищи» – и сопоставляет его с польской легендой о князе Пясте, самый архаичный вариант которой сохранился в «Хронике» Галла Анонима, отмечая и архетип земли-кормилицы, постоянно питающей жителей города [Щавелёв А.С., 2007, с. 134; 2010, с. 814].Исследователем со ссылками на скандинавскую мифологию, кельтские сказания и финский фольклор отмечается, что мифологема бесконечной пищи – универсальный символ достатка и исключительной благодати [Щавелёв А.С.,2007, с. 133, 134].

Не отрицая указаний на этот архетип в белгородском сказании, отметим, что его основная сюжетная линия может быть сведена к формуле: осаждённый хитрец для обмана врага моделирует ситуацию мнимого изобилия собственных съестных припасов, поэтому наиболее близка летописному тексту не легенда о князе Пясте, лишённая элементов трикстериады, а незамысловатое исландское повествование о Барди, сыне Гудмунда [Рыдзевская Е.А., 1978, с. 230], исходные друг с другом рассказы Геродота (о милетском тиране Фрасибуле илидийском царе Алиатте) [I, 21, 22] и Диогена Лаэртского (о мудром Бианте из Приены и том же самом царе) [I, 83].

Предание о Барди, сыне Гудмунда (3), было записано в конце XVII или начале XVIII века. Враждуя с боргфирдингами (обитателями Боргафьорда в Западной Исландии), он был однажды осаждён ими в своём укреплении. Осада растянулась на несколько недель, и противник надеялся взять Барди голодом. Так бы оно и случилось, но осаждённый пошёл на хитрость: кинул врагам колбасу с салом – последнее, что у него осталось из съестных припасов, – чтобы показать, какое у него изобилие продовольствия. Боргфирдинги, подобно летописным печенегам, поддались на уловку и сняли осаду. Из литературных аналогий нашему сказанию наиболее близок упомянутый выше рассказ Геродота о милетском тиране Фрасибуле и лидийском царе Алиатте.(4)

Передадим написанное «отцом истории» в самом сжатом и в несколько упрощённом виде. Фрасибул, уведомлённый о готовящемся походе Алиатта против милетян, придумал такую хитрость: он приказал весь хлеб, что был в городе, снести на рыночную площадь и велел милетянам по данному знаку начинать весёлые пирушки с песнями. Это было задумано для того, чтобы глашатай из Сард (лидийской столицы), увидев огромные кучи снеди и людей, живущих в своё удовольствие, сообщил об этом Алиатту. Так действительно и случилось. До войны дело не дошло, и мир был заключён.

Рассказ, очень напоминающий геродотовский и совпадающий с ним во многих деталях повествования (историческое время описываемых событий, способ обмана противника, и даже имя обманутого), сохранился у Диогена Лаэртского: «… когда Алиатт осаждал Приену(5), то Биант(6) раскормил двух мулови выгнал их в царский лагерь, – и царь поразился, подумав, что благополучия осаждающих хватает и на их скотину. Он пошел на переговоры и прислал послов – Биант насыпал кучи песка, прикрыл его слоем зерна и показал послу. И узнав об этом, Алиатт заключил … с приенянами мир»(7) [Диоген Лаэртский, с. 80].

Тема мнимого изобилия запасов у осаждённых обнаруживается и в «Иудейской войне» Иосифа Флавия [III. 7.12,13]: «… Хлеба и всех других припасов, кроме соли, осажденные (жители Иотапаты – Е.Т.) имели в изобилии; зато ощущался недостаток в воде, так как в городе не было никаких источников и жители его перебивались обыкновенно дождевой водой. … Веспасиан надеялся, что цистерны в скорости иссякнут и тогда сдача города будет неизбежна. Чтобы отнять у него эту надежду Иосиф приказал многим жителям погрузить свою одежду в воду и затем развесить ее на стенные брустверы, так что вся стена потекла водой. Это ужаснуло римлян и лишило их бодрости: они увидели вдруг, что те, которые, по их мнению, нуждаются в глотке воды, расточают такую массу ее для насмешки. Тогда и полководец потерял надежду на покорение города голодом и жаждой …».

История иудейско-римских войн знает ещё один эпизод, очень близкий летописному рассказу, случившийся при подавлении императором Адрианом (117–138) восстания Бар-Кохбы (132 – 136 гг.). В «Карме Шомрон» Рафаила Кирхгейма (1804–1889) этот эпизод, имевший место при осаде Иерусалима, описан так: «И выходили некоторые из осажденных иудеев через подземное водохранилище, устроенное Соломоном, сыном Давида, в Иерихон, а другие в Луд, и оттуда привозили жизненные припасы и побросали таковые со стены(городской), говоря: смотрите, что сотворил нам Превечный: он одождил нас хлебом с неба, как он сотворил нам в пустыне; иные же бросали со стены плоды сочные и сушеные … и говорили: ешьте, ибо их Превечный ниспослал нам с неба … И упал духом Адриан, потому, что он им поверил, и простер к ним милость» [цит. по: Барац Г.М., 1908, с. 117] (8).

Перечислив основные параллели летописному сказанию (9), сосредоточимся на тех самых «русских деталях», отмеченных в упомянутом выше комментарии Д.С. Лихачёва и заметно отличающих запись в ПВЛ от указанных аналогий.

Известно, что истоки некоторых фольклорных произведений берут своё начало в древних обрядах и, не исключено, что к одному из них восходит и сказание о «белгородском киселе». С большой долей вероятности, таким обрядом можно считать жертвоприношение, связанное со строительной деятельностью (строительная жертва). Разнообразие известных по этнографическим и археологическим данным способов жертвования и приносимых строителями жертвенных даров таковы, что для их простого перечисления потребовалась бы не одна страница текста. Из всего этого множества вычленим примеры, в которых для нас важны те элементы обрядовых действий, которые наиболее близки нашедшим своё отражение в летописном сказании.

Прежде всего, обратим внимание на место действия. Колодец, с помощью которого белгородцам удалось провести легковерных антагонистов - печенегов, вырыт в пределах городской черты. Время действия (совершения обряда, а не сказочной коллизии с обманом врагов) может быть соотнесено с основанием города. (10) Конструкция, приготавливаемая для обрядовых действий, также важна. В сказании фигурирует колодец, но это могло быть и любое другое углубление в земле: ров, ямы различной глубины.

Жертвоприношения в древности совершались не только при закладке отдельных жилищ, общественных или культовых зданий, но и (как в случае с Белгородом) при возведении фортификационных сооружений или строительстве населённых пунктов. Плутарх в рассказе об основании Рима сообщает: «Возле нынешнего Комиция был вырыт ров, куда положили начатки всего, что считается по закону чистым, по своим свойствам – необходимым. … Он (ров – Е.Т.) должен был служить как бы центром круга, который был проведен как черта будущего города» [Plut.Rom. XI]. Определённый интерес представляет для нашего исследования и римский праздник Терминалий, сопровождавшийся установлением межевых камней, посвящённых Юпитеру Термину.

Ритуал установления этих камней регламентировался специальным сакральным законом и включал следующие действия: в подготовленной яме зажигали очистительный огонь, затем закалывали жертвенное животное, так, чтобы кровь его стекала в яму, туда же бросали плоды, лили вино и мёд, и только после этого устанавливался камень, который почитался римлянами как божество [Кофанов Л.Л., 1996, с. 33, 34]. Особо обратим внимание на то, что, по сведениям Плутарха и Дионисия Галикарнасского, сакральные законы о культе Термина распространялись и на общественные земли.

На территории Древней Руси археологически прослежены следы обряда, сходного в своих основных чертах с римскими. В одной из статей А.В. Арциховского подробно описан ритуальный объект Х в., обнаруженный нижедревнейших слоёв в Новгороде (Неревский раскоп): «на самом дне раскопа, найдено любопытное жертвоприношение. В яме, вырытой в материке до того, как образовался культурный слой, лежали девять деревянных чаш разных размеров, некоторые с красивыми узорами. Семь из них были расположены в виде правильного полукруга, две находились в центре полукруга. Тут же лежали два больших куска воска. Чаши были положены на ребро с таким расчетом, чтобы их содержимое вылилось, и затем яма была засыпана. До первого поселения на этом месте, когда Новгорода еще не было, девять дворохозяев (вероятно, главы больших семей) совершили жертвоприношение. По-видимому, это произошло перед тем, как они здесь поселились» [Арциховский А.В., 1956, с.43]. В 1967 г. в Смоленске в ходе раскопок строительных ярусов XII – XIII вв. выявлена «яма, вырытая в материке, содержащая пять деревянных чаш, лежащих на боку, подобно тому, как было в Новгороде» [Авдусин Д.А., 1968, с. 45]. Несмотря на многолетнее археологическое изучение древнерусских городов, комплексы, подобные новгородскому и смоленскому, более нигде не выявлены (11), что, безусловно, свидетельствует об их исключительной редкости, особенно заметной на фоне многочисленных находок строительных жертв иного типа – так называемых «прикладов».

А.В. Курбатовым отмечено, что традиция помещения жертв - «прикладов» в основания строящихся домов широко бытовала в средневековой Руси и сохранялась в русской традиции XVIII в. и даже позднее, а жертвоприношения, сделанные первыми поселенцами, нельзя считать показательным обрядом, поскольку они найдены только в Новгороде и Смоленске [Курбатов А.В., 2011, с.214]. Заметим, что и в новгородско-смоленском обряде, и в древнеримских Терминалиях важной составляющей является возлияние (неизвестный нам напиток в первом случае, вино и мёд – во втором). Присутствие воска на культовом объекте в Новгороде может служить намёком, что и здесь одним из ритуальных напитков был мёд. В белгородском примере тоже фигурирует мёд (вместе с киселём), есть и предметы для возлияний (корчаги, кади). Известно, что кисель считается у восточных славян обрядовым блюдом преимущественно поминального и жертвенного характера [Валенцова M.M., 1995, с. 495].

Ритуальная подоснова в сказании о «белгородском киселе» весьма вероятна. Миф о строительной жертве или отголоски сказаний об обрядовых действиях при основании одного из городов в языческую эпоху могли стать пратекстом летописного рассказа (сказки).

Д.С. Лихачёв, написавший, что «рассказ этот безусловно русский, и все детали в нем русские», возможно, был прав. Изначально это мог быть рассказ об обряде при закладке города, впоследствии обогатившийся приращением ряда других мотивов, и здесь наша трактовка истоков сказания о «белгородском киселе», в некоторой степени, перекликается с «рационализирующей трактовкой» В.В. Долгова.

Процесс формирования окончательного текста сказания, вероятно, был поэтапным и, надо полагать, схож с историей сложения рассказа о мести княгини Ольги древлянам, в нескольких фрагментах которого тоже очевидна ритуальная подоснова – отголоски дохристианского погребального обряда. Не станем исключать и «литературное редактирование» устного текста создателем ПВЛ.

Отмеченная выше исключительная редкость такого способа строительного жертвоприношения могла стать побудительным мотивом для возникновения устного рассказа о нём (не исключено привнесение этого строительного обычая на юг Руси из её северных районов, что добавляло ему необычности в представлении людей, ранее с такой практикой не знакомых).

Небольшие размеры исследованной в Новгороде культовой ямы (диаметр 0,6 м, впущена в материк на глубину 0,15 м) [Седов В.В., 1956, с. 139], явно недостаточные для колодца, фигурирующего в летописном сказании, не кажутся нам противоречащими такому выводу, ибо известно немало примеров гиперболизации в устной традиции размеров древних сооружений.

Вновь обратившись к литературным параллелям летописному сказанию о «белгородском киселе», отметим, что в них не возможно отыскать какие-либо следы архаических представлений и практик, за исключением, разве что, отмеченной А.С. Щавелёвым, мифологемы чудесного умножения пищи, и, возможно, древнего и широко распространённого обычая коллективных трапез.

В повествовании Геродота отражён типичный трикстерский приём: герой(коллективный, в данном случае – милетяне), который по замыслу антагониста (лидийцев) должен голодать и, в конечном счёте, капитулировать, создаёт иллюзию изобилия съестных припасов, чем вводит противника в заблуждение и побуждает его прекратить враждебные действия. По замечанию И.В. Лисюченко, у Геродота Фразибул поступает просто хитроумно, никакого «кормления из Земли» в его рассказе нет [Лисюченко И.В., 2012, с. 311]. В тексте «отца истории» никак не проявляет себя возможная ритуальная подоснова описываемого события, довольно отчётливо отражённая в сказании о «белгородском киселе», и он или его фольклорный источник, вряд ли, могут рассматриваться в качестве прототипа исследуемого летописного рассказа или текста-посредника, оказавшего заметное влияние на первоначальный (долетописный) русский вариант.

Сказанное в полной мере относится и к сообщению Диогена Лаэртского о хитрости Бианта, где видим тоже трикстерское деяние, правда, более радикализованное (если милетяне демонстрируют врагу кучи снеди, то жители Приены – только песок, прикрытый слоем зерна), и к другим упомянутым в статье параллелям летописному сказанию.


1) Далее в тексте статьи – Повесть, ПВЛ.
2) В.М. Рычка высказал мнение, что Д.С. Лихачёв, обнаруживая знакомство с параллелями этому рассказу в мировой литературе, вынужденно ими пренебрег, поскольку его комментарии к ПВЛ «готовились в самый разгар недоброй памяти кампании борьбы с “безродными космополитами”». Это и вынудило учёного утверждать, будто рассказ летописи ничем не указывает на своё якобы иностранное происхождение [Рычка В.,2006, с. 237].
3) Как отмечала Е.А. Рыдзевская, Барди – фигура историческая, один из героев Heiðarvígasaga, действие которой происходит в конце X – начале XI вв.; по саге, он ушёл из Исландии в Норвегию (восстанавливаемая хронология – после 1018 г.), а потом на Русь,где служил в течение трех лет и погиб в одном из походов не названного по имени конунга Руси, которым, вероятнее всего, был Ярослав [Рыдзевская Е.А., 1978, с. 231].
4) На эту аналогию первым обратил внимание В.Н. Татищев: «Киселем избавление былограда, подобно сказанию Геродотову … о Фрасибуле, избавившем Милет притворным довольством от облежания Галиата лидийского; но как оное, так и сие, неколикобаснословно» [Татищев В.Н., 1995, с. 236, прим. 205]. В дальнейшем исследователи неоднократно её подтверждали (см., напр.: Маркевич А.И., 1883, с. 154; Грушевський М.С., 1993, с. 150. Отмечена также определённая параллель с мотивом источников, текущих молоком и мёдом, из Третьей книги Ездры (3 Езд. 2: 19) [Рычка В., 2006, с.238].
5) Приена – ионийский город на западном побережье Карии, исторической области на юго-западе Малой Азии.
6) Биант (Биас) из Приены – один из семи особо чтимых древнегреческих мудрецов. Приблизительное время жизни: 625–540 или 642–577 до н. э.
7) Явные совпадения в рассказах Геродота и Диогена Лаэртского могут указывать на общий для обоих авторов источник. Не исключено и заимствование (с некоторой переработкой) текста предшественника. Диоген Лаэртский жил и в конце II и в первые десятилетия III вв. [Лосев А.Ф., 1986, с. 5], поэтому его сочинение никак не могло быть источником известия Геродота.

8) Г.М. Барац считал тексты, запечатлевшие хитрость осаждённых жителей Иотапаты и Иерусалима, литературной основой летописного сказания о «белгородском киселе» [Барац Г.М., 1908, с. 115–118].
9) Параллелей на самом деле больше. М.В. Ахметовой отмечено, что мотив о том, как находящиеся в осаде обманывают врагов, демонстрируя мнимое изобилие пищи, «не является специфически русским и даже специфически европейским. Он зафиксирован в античной (греческой и римской) литературе, у немцев, фризов, валлонов, а также в Японии» [Ахметова М.В., 2011, с. 132].
10) Повесть датирует закладку Белгорода князем Владимиром 6499 (991) годом [ПСРЛ, т.I, вып. 1,стб.123], а печенежскую осаду этого города – 6505 (997) [там же, стб. 127]. Высказывалось предположение, что в Повести мы имеем дело с искусственной разбивкой на погодные записи некогда единого повествования о войнах с печенегами в годы княжения Владимира Святославича, и в рамках такого повествования могли быть объединены рассказы о строительстве Белгорода (991 г.), об отроке-кожемяке (992 г.),о сражении при Василеве (996 г.) и «белгородском киселе» [Рычка В., 2006, с. 236].
11) Близкие типологически, но отличные по набору даров, следы интересующего нас ритуала были выявлены в Новгороде, где на дне жертвенной ямы на расстоянии одного метра друг от друга обнаружены два бычьих черепа с рогами, но без нижних челюстей, поставленные на шейные основания, а недалеко от черепов, и тоже на дне, лежал деревянный ковш, перевёрнутый вверх дном [Седов В.В., 1957, с. 28].



Подробнее здесь






Белгород

В Белгороде во время объявления ракетной опасности женщина не пустила детей в укрытие


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

В России появился «рейтинг скрепности» регионов

В Туле наградили победителей межрегиональных соревнований по эстетической гимнастике "Кубок Роксэт"

Смоленщина стала одним из регионов с максимальной заболеваемостью опоясывающим лишаем

В Серпухове провели ежегодную добрую акцию «Добробус»

Новости Белгорода

В Белгородской области в результате атаки дрона погиб водитель легкового автомобиля

Гладков: в Вознесеновке Шебекинского округа от атаки ВСУ пострадали три человека

АЗС атакована дронами в Белгородской области

Раскрыт список целей Запада для ударов ВС России: новости СВО на утро 4 июня


Белгородские выпускники поступят в вузы на особых условиях

В Пензе открыли Галерею почета системы здравоохранения 2024

В Ровеньках начинающий водитель пошел на обгон и протаранил иномарку

В Белгороде запустили новые сирены


В Белгороде запустили новые сирены

Белгородские выпускники поступят в вузы на особых условиях

Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе

Реконструкция центрального парка завершится в 2025 году


Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков
Белгородская область

Гладков: в Вознесеновке Шебекинского округа от атаки ВСУ пострадали три человека


Частные объявления в Белгороде



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Песня

Рассылка Песни или Музыки на все Радиостанции.



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Белгород на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

БАДы прикинулись «Евромедами» // Арестованы предполагаемые организаторы махинаций с лекарствами

СК заинтересовался Макаревичем* после разговора с "Зеленским" и слов о концерте в Киеве

Студия Звукозаписи в Москве. Создание Песен, Музыки, Аранжировок.

Между Карди Би и рэпершей BIA начался биф


17-летний россиянин Даниил Саркисян разгромил Форбса из США на юниорском «Ролан Гаррос»

Мирра Андреева впервые вышла в четвертьфинал турнира Большого шлема

Теннисистка из Пятигорска вышла в четвёртый круг турнира Большого шлема

Джокович — о травме: На данный момент, вроде все нормально, но я не знаю, что будет утром


A Deep Dive into Realistic Doll Manufacturers

Where to find Real Madrid vs Dortmund on US TV: June 1, 2024

England vs Bosnia & Herzegovina: Three Lions face Dzeko and Co in Euro 2024 warm-up match – stream FREE, TV, team news

Discover Tintex: A Hub for Premium Car Care and Customization