Что таит в себе закулисье театров
Традиционно символом театра считается маска. Однако в каждом театре есть свои талисманы. Altai.aif.ru побывал в трех театрах и узнал, какие особые вещи есть за их кулисами.
Желтый Леон и копеечка для актрисы
В гримерке актрисы Алтайского драматического театра Татьяны Данильченко на окне стоит цветок в желтом кашпо. Ну, стоит и стоит, ничего, казалось бы, удивительного. И все же, цветок этот непростой – он часть труппы театра, и у него даже есть имя – Леон.
Леон – подкидыш, которого кто-то оставил на подоконнике в коридоре. Невзрачное растение никому не пригодилось, и его приютила актриса.
«Он был такой неказистый, один росточек всего. А мы как раз ставили спектакль, и он там пришелся к месту. На сцене все элементы декораций в желтом цвете, и мы купили Леону концертный костюм – желтое кашпо. Назвали Леоном просто из баловства, Леон – лимон. Все относятся к нему бережно, с почтением – он настоящий артист. На Новый год тоже его украсили», - с теплом рассказывает актриса о своем растении.
Пожалуй, в каждом театре у актеров есть свои ритуалы, и драматический не исключение.
«Все занятые в спектакле актеры собираются в фойе перед началом, встают в круг и держатся за руки. Это у нас называется «на ручки». Нас зовут «на ручки», мы настраиваемся и говорим заветные слова. Для каждого спектакля они свои - небольшая какая-то речевка, а после идем на сцену», - говорит Татьяна.
У самой актрисы тоже есть символичное место – прибитая на сцене копеечка.
«Когда я пришла в театр, я не особо была занята, и постоянно торчала на сцене. А перед выходом на спектакль у меня есть ритуал, я разговариваю со сценой. Искала себе место, где можно поговорить, и нашла прибитую копеечку. Думала, кто-то побаловался, а потом мне монтировщики сказали, что это центр сцены. Затем был демонтаж, копеечку убрали, но сказали, что для меня ее прибьют», - поделилась актриса.
Кстати, спектакль, в котором можно увидеть Леона и Татьяну – «Концертик №22». Он идет на экспериментальной сцене драматического театра.
«История женщины, которая потеряла веру в себя, в любовь, в саму жизнь, наконец. Где, в чём она найдёт силы радоваться каждому дню? Это глубоко личная история, запечатлённая в стихах. Ироничный взгляд на пережитое, на саму себя и возникающие в жизни проблемы», - говорится в описании спектакля.
«Подумали, что кто-то умер»
Для всех работников Алтайского музыкального театра символичным местом стала стена, увешанная фотографиями в реквизиторском цехе. Артист, заведующий литературно-драматической частью театра - Илья Зуев рассказал altai.aif.ru, что реквизиторская всегда была местом притяжения для всех служащих театра.
«Сюда заходили посплетничать, похихикать, выпить чай. Первые фото появились на этой стене 25 лет назад. Как раз тогда все увлекались фотографией, сами проявляли и печатали. И на стену стали вешать закулисные фотографии, ведь редко кто фотографирует работников закулисья. Смешные какие-то фото, просто портреты. Раньше-то их выставлять негде было, социальных сетей не было, вот и вешали сюда», - рассказывает артист театра.
Забавных моментов становилось все больше и больше, стена прирастала фотографиями не только служащих театра, но и артистов – своих и приезжих, звездами театральных подмостков. И до сих пор на ней появляются фотографии.
«Называем мы ее «стена в реквизите», и она, безусловно, важная часть театра», - говорит Илья Зуев.
Привлекает внимание и похоронный венок над дверью цеха.
«Это венок – реквизит из спектакля «Служебный роман». В нем собирают деньги на похороны Бубликова, вот за этим венок и нужен. Его изготовил не наш бутафорский цех, а почему-то заказали в ритуальном магазине. Когда венок привезли, то оставили на вахте и он напугал полтеатра – думали, что кто-то действительно умер», - рассказывает актер.
Каждый предмет – часть истории
Особенным человеком для актеров Молодежного театра Алтая был и остается Валерий Золотухин. На протяжении 10 лет, до самой смерти, он был художественным руководителем МТА. В музее театра хранятся памятные вещи, принадлежавшие актеру, и они считаются символичными для всех служащих театра.
Так, например, среди экспонатов можно увидеть ручку, которой Валерий Золотухин подписывал свои книги.
«Он очень любил подписывать книги: для коллег, сотрудников театра, друзей, зрителей. А книг он написал много. Есть несколько изданий с рассказами, дневниками. У него приличное литературное наследие, только в нашем музее, выставлено, как минимум, 10 изданий», - рассказывает руководитель литературно-драматургической части МТА Станислав Хазиев.
Хранятся в музее и сценические костюмы Валерия Золотухина – например, костюм, в котором он играл в спектакле по пьесе Максима Горького «На дне». Премьера спектакля состоялась в 2003 году. Есть здесь и костюм городового из «Ревизора». Работники театра с большим трепетом относятся к этим экспонатам – ведь они не просто история, а память о талантливом человеке, который возродил Молодежный театр.
Стул, на котором Валерий Золотухин сидел в зрительном зале, до сих пор там и стоит – в нижней ложе с правой стороны. При жизни актера билеты на это место никогда не продавались, и когда Золотухин приезжал в Барнаул, он посещал каждый спектакль. Стул можно узнать по именной табличке, а не по номеру.
А еще, в музее хранится фрагмент каменной кладки реконструированного здания, построенного в 1937 году. Его сохранили, как часть истории.
До 2009 года здание находилось в плачевном состоянии – выбитые окна, фасад, завешанный рекламой. А когда начались ремонтные работы, в одном из помещений обнаружили музыкальные инструменты, большая часть из которых оказалась вполне рабочими – их стали использовать в качестве реквизита, а трубу определили в музей.