Степан Киртаев, звукооператор: «Если никто не заметил твою работу со звуком, значит, ты всё сделал хорошо»
Степан Киртаев с 2016 года работает звукооператором в театре оперы и балеты им. Эрика Сапаева. За это время он вырос как профессионал, съездил с коллективом театра на десятки гастролей и успел обменяться опытом с профессионалами звука в разных городах России и за рубежом.
Степан, как вы пришли в профессию?
Вообще я самоучка. Хотя моя профессия всегда была связана со звуком, но это была другая специфика. Например, я работал диджеем. А в театр попал волей случая, чему очень рад. Здесь особенная атмосфера. И я стал гораздо лучше понимать оперу и балет. Я расту как профессионал, так как аппаратура у нас на уровне, поэтому технически мы идём в ногу со временем.
А что вам так нравится в работе в театре, о какой атмосфере вы говорите?
Во-первых, театр у нас и правда, хороший, на уровне. И показательно, что билеты на спектакли трудно достать, люди стремятся туда. Я действительно из театра выхожу как из храма культуры, у меня такое отношение. Бывает, конечно, устанешь как и все люди, но так, чтобы на утро я не хотел туда идти – не было. Мне искренне греет душу возможность слушать живой вокал, живой оркестр и каждый раз я ухожу с работы с лёгким сердцем.
У вас возникали курьёзные ситуации во время спектаклей?
Если это и было, то в самом начале работы, сейчас гораздо реже. Я понимаю свою ответственность и специфику работы. Тут ошибочно питать надежды, что в конце спектакля тебя похвалят как артистов. У звукооператора всё не так. Если никто не заметил твою работу со звуком, значит, ты всё сделал хорошо. Вот так я и стараюсь работать. Потому что если вдруг артист выполнит не тот элемент или не в той последовательности, заметят это только те, кто знает постановку наизусть, а вот если микрофон у артиста не включится вовремя, заметят все.
Какие сложности возникают в работе звукооператора?
В принципе, всё решаемо и это всего лишь рабочие моменты. Бывает, что в каждом акте по 40 треков, и ты должен знать наизусть весь спектакль. Из последнего масштабного, я готовил весь материал для «Бахчисарайского фонтана». Полностью резал всё, чтобы балету было с чем репетировать, пока оркестр ещё писал музыку. А так, для балета, я больше нужен на гастролях.
А как вы отдыхаете?
Я создаю свою музыку, и это для меня отдых. Она электронная, абсолютно другого формата. Это даже два разных мира, в театре я занимаюсь озвучкой, а пишу своё наедине с собой.
Не устаёте и на работе музыка, и отдых с музыкой?
Бывает редкий день, что я чувствую перенасыщение музыкой. Но направления настолько разные, что одно от другого помогает переключиться. Я очень люблю музыку, поэтому мне в радость работать со звуком.
Беседовала Анастасия Зыкова.