История парка «Аркадия» устами потомка основателя астраханской легенды
0
42
<p>
<b>Более ста лет назад в Астрахани появилось удивительное место – общественный сад для гуляний «Аркадия». Его придумал и создал астраханский купец второй гильдии Константин Александрович Полякович. Доминантой комплекса стало уникальное здание летнего театра из дерева, спроектированное архитектором Павлом Шкателовом в модном тогда неорусском стиле.</b>
</p>
<p>
От легендарного места сейчас не осталось ничего, кроме возвращённого названия и воспоминаний старшего поколения астраханцев о чудесных деревянных строениях. Но исчезнувший, казалось бы, навсегда миф, возвращается в родной город в миниатюрном своём воплощении, как символ того грандиозного культурного значения для Астрахани, каким являлся исчезнувший летний театр и всё общественное пространство с благозвучным именем «Аркадия».
</p>
<p>
AST-NEWS.ru поговорил с потомком Константина Поляковича Андреем Пальцевым, усилиями которого к нам зримо возвращается астраханская легенда. По своей частной инициативе, на собственные средства несколько лет назад он воссоздал макет летнего театра. Сейчас завершена работа над восстановлением миниатюрного облика <a href="https://www.youtube.com/watch?v=sn2q4qcnw1c&t=15s">входных ворот парка «Аркадия»</a>.
</p>
<p>
<b>Андрей Пальцев</b>: <i>Немного истории: в 1899 году в Астрахани был построен летний театр купцом Константином Александровичем Поляковичем на территории парка «Аркадия». Всего там располагались шесть деревянных сооружений.</i><br>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
Астраханцы попадали в парк через входные ворота, где помимо театра находились: зал общественного собрания, в котором встречались представители местной интеллигенции в формате клубного общества; пивной павильон Вейнера; большой курзал, где проходили развлекательные и игорные мероприятия, там же располагался ресторанный зал; а также отрытая площадка «Полярная сцена», на которой в жаркое время шли представления.</i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
Константин Александрович активно развивал своё детище, а после его кончины в 1904 году, парк «Аркадия» перешёл к его сыновьям, которые продолжали дело отца до 1916 года, именно тогда весь комплекс парка «Аркадия» был продан. </i>
</p>
<p>
<i>А потом случилась революция, после чего реквизиция и ещё несколько событий, связанных с разорением этого места. Сначала исчез курзал, но то ли сгорел, то ли его разобрали на дрова. Также были утрачены полярная сцена и пивной павильон Вейнера. И что бы сия печальная участь не постигла сам Летний театр, вокруг него выставили охрану из красноармейцев. </i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
Таким образом, уцелели только зал общественного собрания, летний театр и входные ворота. Именно со сцены летнего театра парка «Аркадия» была провозглашена советская власть в Астраханской губернии, а во времена Гражданской войны в здании театра располагался сборный пункт 11-й Красной Армии. </i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>В 1933 году это место переименовали в парк имени Карла Маркса, но театр продолжал работать, там шли всевозможные постановки. После войны театр отреставрировали, о чём есть свидетельство – цветная фотография из американского журнала "Life". </i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
В театре шла активная жизнь до 1969 года, когда там состоялась последняя постановка и его закрыли по причине ветхости. С этого времени до своего последнего дня летний театр существовал в статусе памятника культурного значения РСФСР. Под охрану государства также попали и входные ворота парка. </i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>На основание паспорта, выданного тогдашним министерством культуры, был затеян проект по восстановлению театра. Уже тогда он находился в плачевном состоянии: северная сторона здания началась скатываться с бугра и уже завалилась в сторону. Но дальше начинают происходить какие-то непонятные вещи, итогом которых стал страшный пожар, случившийся 13 ноября 1976 года. </i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
Многие астраханцы считали, что этот пожар инсценировали. Но официальная версия, что его подожгли мальчики. Я проводил своё частное расследование, в ходе которого узнал личности этих подростков, которые хвалились своим поступком. </i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
Трагедия произошла в безветренную погоду, в хмурую ноябрьскую пятницу. Для жителей города это событие стало настоящим ударом, так как летний театр был знаковым местом не для одного поколения астраханцев, наряду с кремлём, Лебединым озером и центральной набережной. </i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
Так Астрахань лишилась своей деревянной сказки. Такого грандиозного концертного сооружения на 1200 мест не было во всём Нижнем и Среднем Поволжье. Потеря уникального строения стало трагедией не только города, но и лично для нашей семьи. Моя бабушка Пальцева Татьяна Владимировна, которая в девичестве носила фамилию Полякович и приходилась внучкой Константину Александровичу, очень тяжело пережила весть о том, что театра больше нет, в результате чего она сильно заболела, а в 1980 году её не стало. </i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
Она мало рассказывала о тяжёлых обстоятельствах в жизни театра, когда он был продан перед революцией, а также о том, как её пытали чекисты по поводу денег, полученных от сделки. Это очень тёмная и непонятная семейная история, о которой бабушка предпочитала не говорить. </i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
Все астраханцы понимали, что это здание уникально с архитектурной точки зрения и значимо как культурный объект. В нём выступали звёзды мировой оперной сцены и гастролировали ведущие театры страны. Там также была своя великолепная труппа. </i>
</p>
<p>
<i>Таким образом, Астраханский драматический театр Плотникова и Летний театр Поляковича были высокоуровневыми конкурентами. Если у Плотникова шли серьёзные спектакли классического репертуара, то театр Поляковича считался театром для более массового зрителя. </i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
Но после того как основное здание сгорело, сразу же встал вопрос, не кто виноват в случившемся, а то, что нужно построить другой театр. Власти поставили в парке бетонное сооружение на месте, где раньше располагался курзал и пивной павильон Вейнера. А на месте где стоял летний театр, сейчас находится бомбоубежище. </i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
О первоначальных планах восстановить театр в своём первозданном варианте было тщательно забыто. Кроме этого, в 1978 году был совершён ещё один чудовищный поступок – сломали единственное сохранившееся сооружение комплекса «Аркадия» - входные ворота, величавшие вход в парк. </i>
</p>
<p>
<i>Они находились на момент сноса в приличном состоянии. Но их уничтожили, чтобы в памяти астраханцев не сохранилось ничего о былом великолепии этого места. Ворота сломали в один из субботников - просто пригнали трактор, зацепили их тросом, завалили и быстро изничтожили. Это стало ещё одним ударом для моей бабушки, а также по исторической памяти о парке «Аркадия». </i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
А потом настал период безвременья с 1978 по 1988 годы, все просто страдали, скорбели и вспоминали, но на этом всё дело закончилось. Тогда в перестроечные времена активно развивалось движение научно-технического творчества молодёжи. В астраханский НТТМ «Поиск» обратился Геннадий Тимошечкин с инициативой сделать макет Летнего театра. Данная организация согласилась, начался сбор средств на реализацию проекта, но что-то не срослось. Но Тимошечкин всё же довёл своё дело до конца, он сделал макет с применением тех технологий и в том понимании, каким он видел летний театр. </i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
Этот макет находится в Астрахани у частного лица и нигде не экспонируется. Но перед своей смертью, Геннадий Пролович передал мне все свои наработки и сказал, что это надо только мне одному. Я очень долго изучал переданные материалы. А в 2010 году я заложил свой <a href="https://ast-news.ru/node/sgorevshiy-v-sovetskoe-vremya-astrakhanskiy-letniy-teatr-vosstanovlen-potomkami-kuptsa/">макет летнего театра</a> и работал над ним восемь лет в сотрудничестве со своим сыном Евгением и другом Владимиром Никифоровым.</i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
В 2018 году макет был представлен</i><i> публично в <a href="https://www.youtube.com/results?search_query=гараж+сен-симона">«Гараже на Сен-Симона»</a>. С ним ознакомилось большое число интересующихся людей, в том числе наш тогдашний губернатор Александр Александрович Жилкин, который предложил мне выставить его на постоянной основе в Астраханском театре оперы и балета в пространстве «Аркадия». Так и случилось, теперь мой макет находится на экспозиции в АГТОиБ.</i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
Так как в дореволюционном парке «Аркадия» было шесть сооружений, я решил продолжить работу над макетами остальных объектов. И приступил к воссозданию входных парковых ворот, сооружению, которые сохранилось до разрушения в своём первозданном состоянии с 1899 года. Я помню их и вижу, так же как летний театр, по ступеням и галереям которого я ходил. </i>
</p>
<p>
<i>Я понял, что являюсь последним астраханцем</i><i>, которому это интересно, не только с точки зрения семейной истории, а с позиции того, что это было знаковое сооружение для Астрахани. Я решил для себя, что с моим потенциалом возможностей и способностей, могу восстановить хотя бы макеты.</i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
Так, </i><i>в течение двух лет я работал над макетом входных ворот, выполненных в том же стиле, масштабе и концепции, что и макет летнего театра. Далее я планирую воссоздать уменьшенные копии</i><i> курзала, зала общественного собрания, пивного павильона и открытой сцены</i><i>. А после того, как все эти сооружения будут сделаны и представлены, я думаю, что было бы хорошо сделать музей парка «Аркадия».</i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>
Большую поддержку мне оказывают историки, занимающиеся астраханикой: Владимир Петрушкин, Александр Марков, Сергей Степанов, Светлана Рубцова. В частом порядке они оказывают мне информационную поддержку, за что я им очень благодарен. </i>
</p>
<i> </i>
<p>
<i>В скором времени моя новая работа будет передана на постоянную экспозицию в Астраханский театр оперы и балета. У меня уже есть принципиальная договорённость с его директором Натальей Шаговой о продолжении наполняемости пространства «Аркадия» архитектурно-выставочными макетами, с помощью которых мы сможем</i><i> сохранить память об уникальном комплексе, которые долгие годы был символом Астрахани, её культуры и самобытности.</i>
</p>
<p>
</p>
<p>
Материал подготовила Екатерина Некрасова.
</p>