Upgrade \ Апгрейд
Понятие "киборг" давно и прочно обосновалось во множестве языков, включая русский, и думаю, что за это в первую очередь стоит благодарить киноиндустрию. Много их было: и "Универсальный солдат", и "Будущий ниндзя", и "Элиминаторы", и "Цельнометаллический якудза"...даже легендарный "Терминатор" в советском прокате превратился в "Киборга–убийцу". Противоестественный сплав живой плоти и механических деталей в той или иной пропорции, оставляющий за собой только разрушение и смерть — скорее всего, исключительно так теперь и представляет "киборга" средний обыватель.
Но мы–то с тобой, мой дорогой %username%, знаем, что изначально "киборг" рассматривался в первую очередь как метод преодолеть биологические ограничения. Радикальный — безусловно. Несколько жестокий — пожалуй. Но всё равно, внедрение в привычное биологическое тело дополнительных искусственных компонент должно было сделать нас выносливей, умнее, сильнее и быстрее не для того, чтобы разнести окружающий мир вдребезги, а чтобы лучше узнать его — и себя.
Исаак Юдович во множестве романов и повестей задавался одним–единственным вопросом: в какой момент собранный из мёртвых деталей механизм станет "живым" и "разумным" существом, ничем не отличимым от создателей? Клин и Кляйнс, придумав киборгов, решили зайти с другой стороны и спросили — а когда можно уже не считать гибрид техники и органики "человеком" в привычном понимании?
Среди нас становится всё больше "киборгов". Слуховыми имплантами и кардиостимуляторами давно никого не удивишь, как и протезами конечностей, которые становятся технологичней день от дня; говорят, что уже есть достаточно эффективные интерфейсы в зрительную кору для слепых, и вот–вот появятся работающие модели искусственных сердец. А потом, спросишь ты? Конечно же, прямое подключение в наши маленькие студенистые мозги! Да–да, %username%, в то самое место, где лежат пресловутые "человечность", "личность", "душа", "воля", и вот тогда...
Давайте же взглянем, что на сей счёт нам поведает фильм с незатейливым названием Upgrade.
Нашего протагониста зовут Грей Трейс ( Логан "похож на Тома Харди" Маршалл–Грин ), и он автомеханик — профессия вымирающая, поскольку транспорт почти поголовно стал беспилотным. Тем не менее, толковому парню и в будущем найдётся место, ведь машина с ручным управлением стала редким и дорогим удовольствием, доступным (ха–ха!) лишь для весьма богатых людей. И как–то раз Грей, прихватив красавицу–супругу Ашу ( Мелани Вальехо ), перегоняет свежеотреставрированный масл–кар очередному клиенту по имени Эрон Кин ( Харрисон Гилбертсон ), владельцу мегакорпорации, производящей чипы и импланты. Эрон решает похвастаться перед Трейсами своей последней разработкой — это некий микропроцессор STEM, который, по словам Кина, совершит революцию в отрасли.
А по дороге домой Аша и Грей попадают в автомобильную аварию (вот и доверяй после этого умной технике!), да ещё и в каком–то криминальном районе — поэтому на чудом выживших супругов нападает четвёрка бандитов, убивая Ашу и ранив Грея так, что тот остаётся парализованным и не может больше ходить.
Минует несколько месяцев. Следствие по делу об убийстве жены буксует, а главный герой в отчаянии и даже пытается совершить самоубийство, но тут в его жизни вновь возникает Эрон. Магнат предлагает Трейсу стать подопытным, вживив в позвоночник тот самый STEM. Таким образом бизнесмен хочет провести тестирование своей технологии быстро и в обход официальных процедур, а Грей получит возможность снова подняться на ноги и найти убийц жены.
Выбор очевиден, не так ли?
Но, конечно, не всё так однозначно.
"Апгрейду" удалось меня удивить ажно дважды. Во–первых, я давно не видел фильма, после пяти минут просмотра которого становится ясно, чем он закончится: режиссёр и сценарист явно состоят в родстве с Капитаном Очевидностью. И как следствие, во–вторых, для кино, чьи сюжетные повороты и финал распознаются буквально за несколько первых сцен, оно чертовски хорошо исполнено. Бюджет фильм довольно скромный, около пяти миллионов долларов, но тут нет ни вопиющей дешевизны, ни наоборот, попытки выглядеть как "блокбастер мирового уровня". Неброские эффекты, бодрый и даже какой–то залихватский махач, честно отыгрывающие свои незатейливые роли герои и злодеи, немного популярной фантастической тематики — и вуаля, вполне годный коктейль.
Как я уже говорил в начале, когда–нибудь станет сложно определить, где кончаются поступки "человека" и начинаются действия бездушной "машины". Конечно, Upgrade не "Матрица", не "Бегущий по лезвию" и не "Призрак в доспехах", но всё равно, он наверняка заставил многих ещё раз задуматься о том, сколько неизведанных опасностей несут в себе новые технологии и сколько же самомнения у нашего вида насчёт того, что мы всегда будем оставаться единственными носителями воли и разума.
А ты — не побоялся бы стать "киборгом", мой дорогой %username%?
Написал OriS на cyberpunk.d3.ru / комментировать