Новости Нижнего Новгорода
Мы в Telegram
Добавить новость
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Умерла заслуженный профессор МГУ, специалист по искусству Византии и древнего Новгорода Ольга Попова

17 января 2020 года в Москве на 82-м году жизни скончалась искусствовед, византинист, заслуженный профессор МГУ, доктор искусствоведения Ольга Сигизмундовна Попова, сообщает "Артгид". Она родилась 13 июля 1938 года в Москве в Бутырской тюрьме — ее родители были поляками по национальности, и ее мать, работавшая в газете «Труд», была за несколько месяцев до рождения дочери арестована по обвинению в антисоветской деятельности, но затем освобождена. Отец, политэмигрант, журналист, погиб осенью 1941 года на фронте под Ельней. В 1960 году Ольга Сигизмундовна окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ, защитив диплом о фресках Старой Ладоги у В.Н. Лазарева. В 1960-1965 годах работала в Отделе рукописей Государственной библиотеки им. В.И. Ленина. В 1968 году окончила аспирантуру на кафедре всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ и начала там же преподавательскую деятельность, в 1973 году защитила кандидатскую диссертацию «Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века, его связи с Византией», в 2004-м — докторскую «Византийские и древнерусские миниатюры». С 2002 года заведовала отделом истории византийского искусства в Государственном институте искусствознания.



Ольга Сигизмундовна Попова — автор шести книг и более ста статей, среди ее главных трудов: Les miniatures russes du XI-e au XV-e siècle (Leningrad, 1975), «Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века. Его связи с Византией» (М., 1980), «Аскеза и Преображение. Образы византийского и русского искусства XIV века» (Милан, 1994), «Византийские и древнерусские миниатюры» (М., 2003), «Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы» (М., 2006), «Пути византийского искусства» (М., 2013), «Византийская миниатюра второй половины X – начала XII века (М, 2012, в соавторстве с А.В. Захаровой и И.А. Орецкой). Она являлась постоянным членом редакционной коллегии журнала «Византийский временник» — главного российского издания по византинистике. В 2019 году вышел

Ольга Сигизмундовна преподавала в МГУ более пятидесяти лет, в последние годы проводя спецсеминары у себя дома, и была одним из самых любимых и харизматичных педагогов и наставников. Под ее руководством защищено 18 кандидатских диссертаций, ею разработано более десяти учебных курсов, среди которых «Древнее и средневековое искусство Сирии и Ливана», «Византийские иллюстрированные рукописи», «Византийское искусство на Кипре». В 1998 году она была избрана почетным членом Христианского археологического общества Греции. В 2009 году награждена премией имени М.В. Ломоносова.

Видеоинтервью Ольги Сигизмундовны можно посмотреть на сайтах «Правмир» и «Арзамас», ее личный педагогический сайт с конспектами лекций и другими учебными материалами — здесь.


Ольга Попова в интервью порталу "Арзамас" в рамках проекта «Ученый совет» - о своем детстве и позднем сталинизме:

"Родилась я в 1938 году в Москве, в месте весьма необычном: первые несколько месяцев своей жизни я провела в Бутырской тюрьме. Мама была арестована, когда была беременной, причем в самом начале. Правда, ее не пытали: без конца допрашивали, но не били и не пытали. Пытали тех, кто должен был давать на нее показания, — они избитые приходили на очные ставки. Почти вся мамина беременность протекла в «Бутырке». И я считаю, что некоторые из приобретенных мною болезней (а я осаждена недугами) — от тюрьмы.

Обстоятельства маминого ареста были для того времени обычными. Она работала в газете «Труд» — кажется, в библиотеке. «Труд» был тогда крупным изданием — из тех организаций, на которые в те годы ежедневно обрушива­лись кампании по поиску и разоблачению врагов народа. Один сотрудник по фамилии Туманов дал показания, и так в редакции газеты обнаружилась группа вредителей, в которую входила и моя мама. Пришли за ней, когда она была в ванной, и это ей запомнилось на всю жизнь.

Обвинения всем предъявляли примерно одинаковые, но мама была полька. На допросе следователь назвал ее шпионкой самого Пилсудского. Она на это рассмеялась: «Что вы говорите глупости: где Пилсудский и где я?» А второе обвинение, которое ей предъявляли, — это намерение убить Сталина. Мама сидела в большой, многолюдной камере вместе с очень разными людьми — и из простого народа, и с женами крупных партийных и полити­ческих деятелей. Поначалу она очень проклинала редактора, который дал на нее показания. Но потом им устроили очную ставку. Когда он вошел, она увидела, как страшно, смертельно он был избит. И его очень пожалела. Она поняла, что он не виноват. Никто не виноват.

Потом мама вместе со мной была отпущена. Она никогда не понимала, каким чудом она оттуда выбралась. Много лет спустя мы узнали, что в это время из НКВД убрали Ежова и некоторых арестованных освободили. В нашем случае сыграло роль то обстоятельство, что мама не подписала ни одной бумаги, где обвинение требовало от нее признания. Очень долго я ничего об аресте не знала: мама скрывала. Я узнала случайно, когда была уже взрослая и все понимала. Проговорился мой дядюшка, и так я узнала не только это, но и другие подроб­ности жизни родителей и семьи, как их преследовали при советской власти.

Мама была очень яркой фигурой. Она была крутая антисоветчица и всему давала очень реальную оценку — в отличие от многих других в ее поколении, завороженных советской властью.

Все мое поколение пошло в первый класс в 1945 году, как только кончилась война. У многих, как и у меня, не было папы. Люди ко всему тогда привыкли — к горю, к страху. Я знала, что у мамы очень большие трудности — это она не скрывала. Она, например, долго не могла устроиться на работу из-за нацио­нальности. Куда бы ее ни приглашали — например, ее звали в университет, на филфак, преподавать что-то польское, — дальше отдела кадров дело не доходило. Всякая национальность, кроме русской, украинской или бело­русской, считалась очень неблагонадежной. Поэтому маму никуда не брали, и она растила меня, перебиваясь случайными заработками.

Смерть Сталина для меня одно из самых важных событий. Моя мама, когда это случилось, сказала: «Все кончено: бандит сдох». Она его никогда не называла Сталиным, она всегда говорила «этот бандит». А потом я услышала по радио, что точно такую же фразу сказали в семье Майи Плисецкой: «Бандит сдох».

____________________________

Список работ О.С. Поповой

1961

1) Новые поступления // Записки отдела рукописей Государственной библиотеки им. В.И. Ленина. Т. 24. М., 1961. С. 119–198 (описания миниатюр и орнаментов рукописей).

1962

2) Новгородская рукопись 1270 г. Миниатюры и орнамент // Записки отдела рукописей Государственной библиотеки им. В.И. Ленина. Т. 25. М., 1962. С. 184–219.

1968

3) Новгородские миниатюры и второе южнославянское влияние // ДРИ. Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 179–200.

1972

4) Галицко-волынские миниатюры раннего XIII в. (К вопросу о взаимодействии русского и византийского искусства) // ДРИ. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 283–315.
5) Новгородская миниатюра раннего XIV в. и её связи с палеологовским искусством // ДРИ. Рукописная книга. Т. 1. М., 1972. С. 105–139.

1973

6) Новгородская живопись раннего XIV в. и палеологовское искусство // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. С. 256–266.

1974

7) Новгородские миниатюры второй четверти XIV в. // ДРИ. Рукописная книга. Т. 2. М., 1974. С. 70–99.
8) Икона «Богоматери Одигитрии» середины XIV в. из Успенского собора Московского Кремля // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1974. М., 1975. С. 238–251.

1975

9) Икона Спаса из Успенского собора Московского Кремля и образ Христа в византийском искусстве первой половины XIV в. // ДРИ. Зарубежныесвязи. М., 1975. С. 125–146.
10) Les miniatures russes du XI au XV siècle. Leningrad, 1975.

1976

11) Виктор Никитич Лазарев // Вестник МГУ. История. 1976. № 3. C. 33–34.
12) Византийские традиции в новгородской живописи первой трети XII века // XVCongrèsinternationald’étudesbyzantines. Résumésdescommunications. III. Artetarchéologie. Athènes, 1976.

1977

13) Икона “Спас Ярое Око” середины XIV в. // ДРИ. Проблемы и атрибуции. М, 1977. С. 126–148.
14) Миниатюры Московского евангелия начала XV в. // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1977. М., 1977. С. 206–214.
15) К вопросу о связях древнерусского, византийского и романского искусства XI – начала XII вв. // Труды II Международного симпозиума по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977. С. 1–22.
16) Виктор Никитич Лазарев // ВВ. 1977. Т. 38. C. 271–275.
17) Виктор Никитич Лазарев (1897–1976) // Советское искусcтвознание. 1976. Вып. 2. М, 1977. C. 275–286.

1978

18) Свет в византийском и русском искусстве XII–XIV веков // Советское искусствознание. 1977. Вып. 1. М., 1978. С. 75–99.
19) Икона “Иоанн Предтеча” середины XIV в. из Эрмитажа // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978. С. 245–261.

1979

20) Греческое евангелие второй половины XI в. Миниатюры и орнамент // Зборник за ликовне уметности. Т. 15. Београд, 1979. С. 31–49.

1980

21) Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в. Его связи с Византией. М., 1980.

1981

22) Древнейшиерусскиеминиатюры // Actes du XVe Congrès international d’études byzantines. T. II. Art et Archéologie. Athènes, 1981. P. 649–663.

1982

23) Искусствораннего XIII в. наБалканахинаРуси // Festschrift für Fairy von Lilienfeld zum 65. Geburtstag. Erlаngen, 1982. S. 338–354.

1983

24) Особенности исторического и культурного развития Москвы и Новгорода в первой половине XIV в. Связи с Византией // Русско-балканские связи в эпоху Средневековья. София, 1983. С. 20–41.
25) Русская книжная миниатюра XI – XV вв. // ДРИ. Рукописная книга. Т. 3. М., 1983. С. 9–74.
26) Балканска уметност раног XIII века и руско сликарство // Зограф. 1983. Т. 14. С. 31–39.

1984

27) Изобразительное искусство Византии // Культура Византии второй половины IV–VII вв. М., 1984. С. 546–572.
28) RussianIlluminatedManuscripts. London, 1984.
29) Russische illuminierte Handschriften. Leningrad, 1984.
30) Les manuscrits enluminés Russes. Leningrad, 1984.

1987

31) Раннехристианское искусство (II–V века). Византийское искусство // Очерки истории искусства. М., 1987. С. 212–303.
32) Византийский кодекс второй половины XI в. в Государственном Историческом музее // Музей. 1987. Т. 7. С. 130–146.

1988

33) Две русские иконы раннего XIII в. // ДРИ. Художественная культура X– первой половины XIIIв. М., 1988. С. 231–243.

1991

34) Византийские иконы XIV – первой половины XV вв. / Византия. Балканы. Русь. Иконы конца XIII– первой половины XV века. Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. М., 1991. С. 11–40.
35) Проблемы византийской живописи первой половины XIV в. // XVIII Международный конгресс византинистов. Резюмесообщений. М., 1991. С. 917–918.

1992

36) Una materia transfigurata in luce. Da Ravenna a Kiev // La nuova Europa. Vol. 4. Milano, 1992. P. 79–87.

1993

37) Новый Завет с Псалтирью: греческий иллюстрированный кодекс первой половины XIV в. из Синодальной библиотеки (гр. 407) // ВВ. 1993. Т. 54. С. 127–139.
38) Medieval Russian Painting and Byzantium // Gates of Mystery. The Art of Holy Russia. Huntington, 1993. P. 44–59.

1994

39) Особенности искусства Пскова // Отблески христианского Востока на Руси. Псковское искусство. Милан, 1994. С. 9–27.
40) То же параллельно на итальянском языке: Lepeculiarità dell’artediPskov // Bagliorirussidell’ Orientecristiano. L’ arte di Pskov. Milano, 1994. P. 9–27).
41) Die Fülle des Lichtes. IkonenausByzanz. Milano, 1994.
42) Икона“Богоматерь Скорбящая” из Третьяковской галереи // Искусство Руси, Византии и Балкан XIII в. Тезисы докладов конференции. Москва, сентябрь 1994. СПб., 1994. С. 8–9.

1995

43) L’icona bizantina dalle origini al XV secolo // Popova O., Smirnova E., Cortesi P. Icone. Milano, 1995. P. 33–82.
44) Мозаики Михайловского монастыря в Киеве и византийское искусство конца XI – начала XII вв. // Искусство Руси и стран Византийского мира XII в. Тезисы докладов конференции. Москва, сентябрь 1995. СПб, 1995. С. 30–32.

1996

45) Аскеза и Преображение. Образы византийского и русского искусства XIV века. Милан, 1996 [То же параллельно на итальянском языке: Ascesi e Trasfigurazione. Immagini dell’arte byzantina e russa nel XIV secolo. Milano, 1996].
46) Икона “Благовещение” из ГМИИ имени А. С. Пушкина – произведение фессалоникских мастерских 30–40-х гг. XIV в. // ВВ. 1996. Т. 56. С. 238–246.
47) Russian Icons at the Time of St. Sergius // Contemplating the Mystery. SaintSergiusandRublev. Milano, 1996. С. 2–10.
48) О некоторых проблемах византийского искусства первой половины XV в. // Искусство Византии и Древней Руси. К 100-летию со дня рождения Андрея Николаевича Грабара. Тезисы докладов конференции. Москва, 24–26 сентября 1996. СПб., 1996. С. 41–42.
49) Die Mosaiken des Michael-Klosters in Kiew und die byzantinische Kunst vom Ende des 11ten – Anfang des 12ten Jahrhunderte // Byzantium. Identity, Image, Influence. XIX International Congress of Byzantine Studies. University of Copenhagen, 18-24 August, 1996. AbstractsofCommunications. Copenhagen, 1996. № 5115.

1997

50) Фрески Дмитриевского собора во Владимире и византийская живопись XII в. // Дмитриевский собор. К 800-летиюпамятника. М., 1997. С. 93–119.
51) The frescoes and icons of Theophanes the Greek // Instrumenta Patristica.Vol. 30. La spiritualité de l’univers byzantin dans le verbe et l’image. Hommages offerts à Edmond Voordeckers à l’occasion de son éméritat. Turnhout, 1997. P. 253–263.
52) Византийская аскеза и образы искусства XIV в. // ДРИ. Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С. 96–112.
53) Миниатюры Хутынского Служебника раннего XIII в. // ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII в. СПб, 1997. С. 274–289.
54) В.Н. Лазарев – исследователь византийского искусства // Византия. Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Тезисы докладов конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.Н. Лазарева (1897–1976). Москва, 29 сентября – 2 октября 1997. СПб, 1997. С. 8–9.
55) Два пути духовной жизни. Феофан Грек // Введение в храм. Язык. Семиотика. Культура. М., 1997. С. 499–509.

1998

56) Византийская духовность и стиль византийской живописи VI в. и XI в. // ВВ. 1998. Т. 55/ 2. С. 216–221.
57) Русские иконы эпохи св. Сергия Радонежского и его учеников. Православная духовность XIV в. и ее русский вариант // ДРИ. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб, 1998. С. 27–39.
58) Греческий иллюстрированный кодекс (евангельские чтения) второй половины X в. из Парижской Национальной библиотеки (Coislin 31) // Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. Тезисы докладов международной конференции. Москва, 17–19 ноября 1998 г. СПб, 1998. С. 27–29.
59) Il volto di Cristo nelle icone bizantine del XIV secolo // La nuova Europa. Milano, 1998, № 6. P. 82–91.

1999

60) Некоторые проблемы позднего византийского искусства. Образы святых жен, Марины и Анастасии // ДРИ. Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896–1990). СПб, 1999. С. 348–358.
61) Il volto di Cristo nell’arte bizantina // Sophia la sapienza di Dio. Milano, 1999. P. 19–30.
62) Древнерусская живопись и Византия // Искусство средневековой Руси. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. XII. М, 1999. С. 14–51.
63) Древнерусское искусство как часть православного культурного мира // Россия и арабский Восток: встреча двух культур. Бейрут, 1999. С. 42–55 (то же параллельно на арабском языке).

2000

64) Византийское искусство в Италии. Мозаики Торчелло // ВВ. 2000. Т. 59. С. 152–165.
65) Probleme der byzantinischen Kunst an der Wende vom 12. zum 13. Jahrhundert // Lithostroton. Studien zur byzantinischen Kunst und Geschichte. Festschrift für Marсell Restle. Stuttgart, 2000. S. 201–215.
66) Аскетическоетечениеввизантийскомирусскомискусстве второй четверти XI в. и его дальнейшая судьба // К 2000-летию христианства. Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов на международной конференции. Москва, 17–19 октября 2000 г. СПб, 2000. С. 60–64.
67) Христос Пантократор // София Премудрость Божия. Выставка икон XIII–XIX веков из собраний музеев России. М., 2000. С. 18–28.
68) Le courant ascétique dans l’art byzantin et russe du deuxième quart du XI siècle et ses destinées ulterieures // The Culture and Art of Ohrid and Christianity. International Symposium. Oсtober 1–3, 2000, Ohrid. Abstracts of Papers. Ohrid, 2000. P. 1–4.
69) Le icone russe dell’epoca di San Sergio // «In te si rallegra ogni creatura». Andrej Rublev e Dionisij. Storia dell’icona in Russia. Vol. 2. Milano, 2000. P. 7–16.

2001

70) Образ Христа в византийском искусстве V–XIV веков // ВВ. 2001. Т. 60. С. 159–173.
71) Образ Исаака Сирина в византийском искусстве XIV в. // Церковь и время. Научно-богословскийицерковно-общественныйжурнал. М., 2001. С. 293–314.
72) Expressions of Ascetism in Illuminated Manuscripts from Athos, now in Russian Collections // XXe Congrès International des Études byzantines. Pré-Actes. I. Séances plénières. Paris, 2001. P. 149–151.

2002

73) L’eredità del mondo classico. Da Atene a Bisanzio / Icone, ponti tra oriente e occidente // Luoghi dell’infinito. 2000. № 48, gennaio. Milano, 2002. P. 8–13.
74) Мозаики Михайловского монастыря в Киеве и византийское искусство конца XI– начала XIIв. // ДРИ. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 344–364.
75) Византийские иконы VI–XV веков // История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., 2002. С. 41–94.
76) Икона Христа Пантократора из Византийского музея в Афинах // ДРИ. Византия. Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Посвящается 100-летию со дня рождения Виктора Никитича Лазарева (1897–1976). СПб., 2002. С. 260–268.
77) The Icon of Christ Pantokrator in the Byzantine Museum, Athens, and Byzantine Art of the Second Quarter of the Fourteenth century // Byzantine Icons. Art, Technique and Technology. An International Symposium. Gennadius Library. The American School of Classical Studies at Athens. 20–21 February 1998. Heraklion, 2002. P. 117–125.
78) The image of Isaac of Nineveh (Isaac Syrus) in XIVth-century Byzantine art // Deltion tis Christianikis archaiologikis etaireias. 2002. P. 25–35.
79) Виктор Никитич Лазарев // ДРИ. Византия. Русь. Западная Европа. Искусство и культура. СПб., 2002. С. 33–37.

2003

80) Аскетическое и классическое в византийской живописи XI–XII вв. // Историческая роль Константинополя. Тезисы докладов XVI Всероссийской научной сессии византинистов. Москва, 29–30 мая 2003 года. М., 2003. С. 94–96.
81) Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003.
82) Греческая иллюстрированная рукопись второй четверти XIV в. из Венской Национальной библиотеки (Theol. Gr. 300) // Мир Александра Каждана. К 80-летию со дня рождения. СПб., 2003. С. 238–258.

2004

83) Греческий иллюстрированный кодекс второй половины X века из Парижской Национальной библиотеки // ДРИ. Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. СПб., 2004. С. 45–72.

2005

84) Аскетическое направление в византийском искусстве второй четверти XI в. и его дальнейшая судьба // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летиюхристианства. М., 2005. С. 175–203.
85) Byzantine Icons of the 6th to 15th centuries // A history of icon painting. Moscow, 2005.
86) Мозаики Михайловского монастыря в Киеве и византийское искусство XII в. // Личность и традиция. Аверинцевские чтения. Киев, 2005. С. 113–136.
87) Остромирово Евангелие и византийское искусство середины XI в. // Средневековые книжные центры: местные традиции и межрегиональные связи. Тезисыдокладовмеждународнойконференции. Москва, 5–7 сентября 2005 г. М., 2005. С. 25–26.
88) The Ascetic Trend in Byzantine Art of the Second Quarter of the 11th Century and Its Subsequent Fate // Nea Rome. Rivista di ricerche bizantinistiche. 2005. Vol. 2 (= Ampelokepion. Studi di amici e colleghi in onore di Vera von Falkenhausen, 2). P. 243–257.

2006

89) Le illustrazioni dei manoscritti antico-russi // Lo spazio letterario del medioevo. 3. Le culture circostanti. Vol. 3. Le culture slave. A cura di M. Capaldo. Roma, 2006. P. 753–795.
90) Аскетиот тренд во византиската уметност од втората четвртина на XI век и неговата понатамошна судбина // Зборник средневековна уметност. 5. Скопjе, 2006. С. 25–39.
91) The mosaics of St. Sophia in Kiev and Osios Lukas in Phokis: similarity and differences // Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies. London, 21–26 August 2006. Vol. 3. Abstracts of Communications. London, 2006. P. 302–303.
92) Византия. Искусствоиархитектура // БРЭ. Т. 5. М., 2006. С. 289-295.
93) Мозаики Осиос Лукас и Софии Киевской // София. Сборник трудов в честь А.И. Комеча. М., 2006. C. 347–374.
94) Andrej Rublev e l’arte bizantina e russa tra XIV e XV secolo // Andrej Rublev e l’icona russa. Atti dell’XIII Convegno ecumenico internazionale di spiritualità ortodossa. Sezione russa. Bose, 15–17 settembre 2005. A cura di A. Mainardi. Bose, 2006. P. 61–76.
95) L’indirizzo ascetico nell’arte bizantina del secondo quarto dell’XI secolo e il suo ulteriore destino // Medioevo: il tempo degli antichi. Atti del Convegno internazionale di studi. Parma, 24-28 settembre 2003 / A cura di A.C. Quintavalle. Milano, 2006. P. 322-326.
96) Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006.

2007

97) Миниатюры Изборника Святослава 1073 г. и византийское искусство третьей четверти XI в. // От Царьграда до Белого моря. Сборник статей по средневековому искусству в честь Э.С. Смирновой. М., 2007. С. 405–440.
98) Фрески Софии Киевской // ВВ. 2007. Т. 66. C. 5–23.
99) История Русского искусства. Т. 1. Искусство Киевской Руси. IX – первая четверть XII века. М., 2007. С. 263–323, 423–469, 505–511.
100) Мир русской архитектуры в фотографиях Алексея Ильича Комеча. М., 2007. С. 2-6.

2008

101) Образ и стиль в мозаиках Софии Киевской // Византия в контексте мировой культуры. К 100-летию со дня рождения Алисы Владимировны Банк. 1906-1984. Материалы конференции. СПб., 2008. С. 386-419.
102) Памяти Алисы Владимировны Банк // Там же. С. 30-32.
103) Миниатюры Мстиславова Евангелия в кругу византийского и русского искусства 11 – раннего 12 в. // Анфологион: Власть, общество, культура в славянском мире в Средние века. К 70-летию Бориса Николаевича Флори. М., 2008 (Славяне и их соседи. Выпуск 12). С. 370-382.
104) Миниатюры кодекса Гертруды в кругу византийского искусства второй половины 11 в. // Византийский временник. 2008. Т. 67. С. 24-42.
105) Преподавание византийского искусства в МГУ // Там же. С. 280-285.

2009

106) Алиса Владимировна Банк // Византийский временник. 2009. Т. 68. C. 278-280.
107) Раннехристианское искусство. Искусство Византии // Отделение истории и теории искусства. Программы общих курсов. Часть первая / Под ред. В.П. Головина и В.С. Турчина. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Истор. ф-т Моск. ун-та, 2009. С. 82-109.

2010

108) Византийские иконы VI-XV веков // История иконописи. Истоки, традиции, современность. VI-XX в. М., 2010. С. 41-94.
109) Миниатюры Евангелия 1061 г. (РНБ, гр. 72) и византийское искусство 60-х-70-х годов XI в. // Византийский временник. 2010. Т. 69. C. 262-278.
110) The 1061 Gospel Miniatures (St Petersburg, NLR, cod. Gr. 72)and Byzantine Art of the 1060s and 1070s // Nea Rhome. 2010. Vol. 6. P. 249-269.
111) Остромирово Евангелие. Миниатюры и орнаменты // Остромирово Евангелие и современные исследования рукописной традиции новозаветных текстов Сборник научных статей. СПб., 2010. С. 60-84.

2011

112) Аскетическое направление и классические традиции в византийском искусстве VI–XI вв. // Византийский временник. 2011. Т. 70. C. 202-218 (1 п.л.).

2012

113) Попова О.С., Захарова А.В., Орецкая И.А. Византийская миниатюра второй половины X – начала XII века. Москва, 2012 (58,5 п.л.)
114) Особенности византийского искусства 70–80-х гг. XI в. (Четвероевангелие в афинской Национальной библиотеке, cod. 57) // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2011. С. 69-87.

2013

115) Попова О.С. Перемены в византийском искусстве после Македонского ренессанса // Палеография, кодикология, дипломатика. Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов. Материалы Международной научной конференции в честь 75-летия Б.Л. Фонкича. М., 2013. С. 246-258.
116) Попова О.С. Пути византийского искусства. Москва, Гамма-пресс, 2013 (58 п.л.)
117) Попова О.С. О стиле византийского искусства VI-VII веков // Свет Христов просвещаеи всех. Альманах Свято-Филаретовского института. Выпуск 8. Октябрь 2013. М.: СФИ, 2013. 84-93.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky




Арзамас

Сотрудники АПЗ им. Пландина занесены на городскую Доску трудового почёта Арзамаса


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Замена унитаза в Нижегородской области

Этот день в Русской истории

Депутаты ЗС НО проверили качество ремонта подъездов и лифтов в домах Нижнего Новгорода

Воспитанники соцучреждений Нижегородской области приняли участие в игре «Зарница»

Новости Нижегородской области

Житель Нижегородской области, обвиняемый в покушении на убийство, заключен под стражу

Стихи поэтов-фронтовиков декламировали на вечере поэзии в Арзамасе

Этот день в Русской истории

Ретропоезд отвезет туристов из Нижнего Новгорода на «Арзамасский трактирщикъ»


Инвестиционные проекты на 1,4 млрд рублей реализуют в Нижегородской области

Через Пензу пройдут два дополнительных поезда на юг

Этот день в Русской истории

Нижегородцы могут принять участие в конкурсе субботников "Чисто.Культурно.ТОС"


Через Пензу пройдут два дополнительных поезда на юг

Операторы ТКО обсудили в Нижнем Новгороде передовой опыт и законодательство в отрасли переработки отходов

В праздник Свенской иконы Божией Матери в монастыре совершена Литургия

Замена унитаза в Нижегородской области


Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин
Москва

Собянин сообщил об увеличении числа резидентов ОЭЗ «Технополис «Москва»


Частные объявления в Арзамасе



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Ольга Бузова

“У меня тоже была депрессия после того, что ты сделал своими руками!” Дава разоткровенничался перед Ольгой Бузовой в шоу “Сокровища императора” на ТНТ



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Арзамас на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Концерт в честь 90-летия Евгения Крылатова пройдёт в Кремлёвском дворце

Мама Тимати объяснила, почему внуки Ратмир и Алиса могут не сблизиться

“У меня тоже была депрессия после того, что ты сделал своими руками!” Дава разоткровенничался перед Ольгой Бузовой в шоу “Сокровища императора” на ТНТ

Самарцы исполнили стихи и песни Булата Окуджавы


Азаренко вышла в четвертьфинал турнира WTA-1000 в Риме

Теннисист Медведев не смог выйти в четвертьфинал турнира серии «Мастерс» в Риме

«Спартак» подарит Циципасу клубную футболку

Свищёв: МОК и ITF не будут реагировать на призывы наказать Хачанова


Glen Powell’s parents crash Texas movie screening to troll him

MTA reveals new electric buses, charging stations in Queens

Ballroom culture coming to the Long Beach Pride Festival

Ange Postecoglou in spectacular touchline bust-up with fan before slamming ‘fragile’ Tottenham after Man City loss