Ефим Курганов. "Феномен графа Хвостова"
Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.
Пушкин и Хвостов Карикатура П.И. Челищева, 1830
ФЕНОМЕН ГРАФА ХВОСТОВА
Сквозная идея басни А.Е. Измайлова «Смерть и стихотворец» (мне уже доводилось ее как-то цитировать) заключается в том, что в аду так и настанет адская жизнь, когда там появится граф Хвостов, ибо всем обитателям преисподней он начнет читать свои вирши, и спасения им никакого с той поры уже никогда не будет. Басня эта была написана в 1819-м году, графу еще было жить и жить, так что обитатели ада долго могли оставаться спокойными. П.А. Плетнев писал В. А. Жуковскому в 1833 году: «Пушкин пророчит, что Хвостов всех нас похоронит. Оно правдоподобно...» (Крылов в воспоминаниях современников. М., 1982, с. 331). А вот петербуржцам-таки стоило волноваться.
От неумеренного чтения графом Хвостовым своих творений пробовали спасаться бегством, и происходило это в дикой панике, ибо терпения никакого не хватало. Вот финал одной из восхитительных историй в этом роде: «– Не правда ли, друзья, – произнес наконец стихотворец, прервав свое чтение, – что это стих гениальный! – и не слыша ответа, оглянулся, вскрикнув с сердцем: – Ах, проклятые, они ушли! – Тогда Крылов бросился бежать, не оглядываясь назад» (Русский исторический анекдот от Петра Первого до Александра Третьего. СПб., 2018, с. 173–174).
Да, при этом граф Хвостов был непоколебимо уверен в неотразимости своих творений и что рано или поздно он заслуженно будет увенчан поэтическими лаврами, и это только добавляло высококомического эффекта многим эпизодам их Хвостовианы. А. С. Пушкин в детской своей поэме «Тень Фонвизина» (а ее центральный персонаж – именно граф Хвостов) воссоздал монолог графа и там были такие строки:
Что я хорош, в том клясться рад,
Пишу, пою на всякий лад
(А. С. Пушкин. Лицейские стихотворения. 1913–1817. СПб., 1999, с. 140).
Обратите внимание на слова «на всякий лад» – граф Хвостов освоил все поэтические жанры (но как? это другой вопрос), и ставил это себе в величайшую заслугу. В измайловской басне «Смерть и стихотворец» он говорит смерти, что не может покинуть земной мир, пока не будет увенчан в театре лаврами. как Вольтер, и не получит золотой академической медали, которые ему положены по заслугам:
Помилуй мать! да ты с ума сошла!
В Театре здесь еще меня не увенчали,
И в Академии... сказать тебе стыжусь...
Не получил еще я золотой медали
(Стихотворная сказка (новелла) XVIII – начала XIX вв. Л., 1969, с. 464).
При этом Хвостов знал реальность, вполне понимал, что над ним смеются и издеваются; опять предоставим слово Пушкину:
А все последний я в поэтах,
Меня бранит и стар и млад,
Читать стихов моих не хочут,
Куда не сунусь, всюду свист
(Лицейские стихотворения, с. 141).
Но он эту реальность всегда интерпретировал совершенно в угоду себе (См. знаменитый анекдот о нем и Суворове: «Жив, но без сознания бредит» – заявил он после того, как умирающий Суворов посоветовал ему не печатать своих стихов). Хвостов был убежден, что рано или поздно ЗАВИСТНИКИ его устанут и затихнут, и справедливость по отношению к нему восторжествует. И продолжал неутомимо усыплять петербуржцев своими виршами. На эту тему ходила масса анекдотов. Пушкин эту серию Хвостовианы афористически определил в двух строчках (это финал поэмы «Тень Фонвизина»):
Поутру оду смастерил
И ею город усыпил
(Лицейские стихотворения, с. 141).
Правда, в Хвостовиане усыпляется или доводится до нервного срыва каждый раз какая-то конкретная группа слушателей, а Пушкин дает гиперболическую формулу – усыпляется ВЕСЬ Петербург. Граф Хвостов в самовосхвалениях перешел всякую меру, что же оставалось делать его оппонентам? У них просто не было другого выхода.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
Пушкин и Хвостов Карикатура П.И. Челищева, 1830
ФЕНОМЕН ГРАФА ХВОСТОВА
Сквозная идея басни А.Е. Измайлова «Смерть и стихотворец» (мне уже доводилось ее как-то цитировать) заключается в том, что в аду так и настанет адская жизнь, когда там появится граф Хвостов, ибо всем обитателям преисподней он начнет читать свои вирши, и спасения им никакого с той поры уже никогда не будет. Басня эта была написана в 1819-м году, графу еще было жить и жить, так что обитатели ада долго могли оставаться спокойными. П.А. Плетнев писал В. А. Жуковскому в 1833 году: «Пушкин пророчит, что Хвостов всех нас похоронит. Оно правдоподобно...» (Крылов в воспоминаниях современников. М., 1982, с. 331). А вот петербуржцам-таки стоило волноваться.
От неумеренного чтения графом Хвостовым своих творений пробовали спасаться бегством, и происходило это в дикой панике, ибо терпения никакого не хватало. Вот финал одной из восхитительных историй в этом роде: «– Не правда ли, друзья, – произнес наконец стихотворец, прервав свое чтение, – что это стих гениальный! – и не слыша ответа, оглянулся, вскрикнув с сердцем: – Ах, проклятые, они ушли! – Тогда Крылов бросился бежать, не оглядываясь назад» (Русский исторический анекдот от Петра Первого до Александра Третьего. СПб., 2018, с. 173–174).
Да, при этом граф Хвостов был непоколебимо уверен в неотразимости своих творений и что рано или поздно он заслуженно будет увенчан поэтическими лаврами, и это только добавляло высококомического эффекта многим эпизодам их Хвостовианы. А. С. Пушкин в детской своей поэме «Тень Фонвизина» (а ее центральный персонаж – именно граф Хвостов) воссоздал монолог графа и там были такие строки:
Что я хорош, в том клясться рад,
Пишу, пою на всякий лад
(А. С. Пушкин. Лицейские стихотворения. 1913–1817. СПб., 1999, с. 140).
Обратите внимание на слова «на всякий лад» – граф Хвостов освоил все поэтические жанры (но как? это другой вопрос), и ставил это себе в величайшую заслугу. В измайловской басне «Смерть и стихотворец» он говорит смерти, что не может покинуть земной мир, пока не будет увенчан в театре лаврами. как Вольтер, и не получит золотой академической медали, которые ему положены по заслугам:
Помилуй мать! да ты с ума сошла!
В Театре здесь еще меня не увенчали,
И в Академии... сказать тебе стыжусь...
Не получил еще я золотой медали
(Стихотворная сказка (новелла) XVIII – начала XIX вв. Л., 1969, с. 464).
При этом Хвостов знал реальность, вполне понимал, что над ним смеются и издеваются; опять предоставим слово Пушкину:
А все последний я в поэтах,
Меня бранит и стар и млад,
Читать стихов моих не хочут,
Куда не сунусь, всюду свист
(Лицейские стихотворения, с. 141).
Но он эту реальность всегда интерпретировал совершенно в угоду себе (См. знаменитый анекдот о нем и Суворове: «Жив, но без сознания бредит» – заявил он после того, как умирающий Суворов посоветовал ему не печатать своих стихов). Хвостов был убежден, что рано или поздно ЗАВИСТНИКИ его устанут и затихнут, и справедливость по отношению к нему восторжествует. И продолжал неутомимо усыплять петербуржцев своими виршами. На эту тему ходила масса анекдотов. Пушкин эту серию Хвостовианы афористически определил в двух строчках (это финал поэмы «Тень Фонвизина»):
Поутру оду смастерил
И ею город усыпил
(Лицейские стихотворения, с. 141).
Правда, в Хвостовиане усыпляется или доводится до нервного срыва каждый раз какая-то конкретная группа слушателей, а Пушкин дает гиперболическую формулу – усыпляется ВЕСЬ Петербург. Граф Хвостов в самовосхвалениях перешел всякую меру, что же оставалось делать его оппонентам? У них просто не было другого выхода.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky