Дмитрий Иванович Внук, Великий князь
0
102
Великий князь Дмитрий Иванович Внук Колено XX от Рюрика. Дмитрий Иванович, старший сын Великого князя Ивана Ивановича Молодого и Елены, дочери Молдавского господаря Стефана III Великого († 2 июля 1504). По порядку престолонаследия - семидесятый Великий князь и соправитель своего деда, Великого князя Ивана III . Родился княжич в Москве, по летописным известиям, 10 октября 1483 г., «въ 10 часъ нощи (3 часа 20 мин. местного времени. - Авт.) къ пятку»; крещен 26 октября с именем Дмитрий в честь вмч. Димитрия Солунского († осенью 306 г.; память 26 октября). 7 марта 1490 г. в Москве умирает его отец. В дальнейшем находится большей частью при своем деде, Великом князе Иване III Васильевиче. 5 апр. 1492 г. вместе с дедом и родней переселяется из старого в новый дворец в Москве. 20 окт. 1495 г. сопровождает деда в его поездке в Великий Новгород. В августе 1497 г. вместе со всей родней встречает в Москве приехавшую из Рязани «великую тетку (сестру деда. -Авт.)», княгиню Анну Васильевну. Осенью 1497 г. Иван III принимает решение «жаловать» своего внука Дмитрия «Великим княжением», иными словами, сделать его своим соправителем и наследником. Тогда же Иван III получает известие о заговоре против Дмитрия и его матери княгине Елены Волошанки, в котором замешаны его сын Василий и вторая жена, княгиня Софья Палеолог. Великий князь заключает Василия под стражу, а шестерых участников заговора казнит 27 декабря того же года. В воскресенье 4 февраля 1498 г. Иван III благословляет князя Дмитрия «на Великое княжение Владимирское и Московское и всея Руси» и в присутствии митрополита Симона († 26 (по другим данным, 30) апреля 1511 г.) и других церковных иерархов венчает его в Успенском соборе, где лично возлагает на него бармы, скипетр и шапку «Мономаха». После литургии Иван III уходит в свои палаты, а Дмитрий из Успенского собора переходит в Михаило-Архангельский. За ним следуют бояре, а у выхода из церкви его дядя, князь Юрий Иванович Дмитровский, осыпает племянника золотом и серебром. В церкви архангела Михаила юный Великий князь поклоняется гробницам предков, затем переходит в Благовещенский собор. Каждый раз при выходе Юрий Иванович осыпает его деньгами. Затем Дмитрий идет к матери. По окончании чина Венчания Великий князь одаривает внука и устраивает пир. 2 апреля 1499 г., по нелетописным данным, Великий князь Иван Васильевич посылает посольство в Данию с намерением просить у короля Ханса (из Ольденбургов; † 20 февраля 1513 г.) руки его дочери для своего внука. В том же году, однако, Иван III прощает своего сына Василия и 21 марта также жалует его Великим княжением и городами Великим Новгородом и Псковом, т. е. частью удела Дмитрия Внука. В конце того же года к Ивану III и его внуку является посольство из Пскова, обеспокоенное этим решением; Иван Васильевич, однако, не меняет его. 11 апреля 1502 г. Великий князь кладет опалу на Дмитрия и его мать Елену и запрещает поминать имя внука на ектениях и литиях, а также именовать его Великим князем. Тогда же заключает обоих «за приставы» (под стражу), a 14 апреля по благословению митрополита Симона сажает на Великое княжение Владимирское, Московское и всея Руси своего сына Василия . 18 января 1505 г. умирает в заточении мать Дмитрия Елена Стефановна; Великий князь повелевает похоронить ее в кремлевском Вознесенском монастыре - усыпальнице Великих княгинь. Точное место ее погребения не сохранилось, но, по мнению историков, оно могло быть в северо-восточном углу храма, где позднее хоронили опальных княгинь Старицких. 26 октября того же года Иван Васильевич навещает своего внука в темнице и просит у него прощения за нанесенные обиды и притеснения. После смерти Великого князя Ивана Васильевича (27 октября 1505 г.) новый Великий князь Василий III ужесточает условия содержания Дмитрия в темнице и приказывает заковать его «в железа». Дмитрий Иванович, оставив завещание, умирает 14 (по другим данным, 4) февраля 1509 г. «в нужди в тюрме». Погребен возле отца в Архангельском соборе Московского Кремля у южной стены. На саркофаге вырезана молитва «Кая житейская пища привыкаетъ печали непричастна! кая ли слава стоитъ на земли непреложна? («Какая житейская радость не смешана с горем? Какая слава стоит на земле непоколебимо?» из стихиры пр. Иоанна Дамаскина († около 780; память 4 дек.), глас 1. -Авт.)».