Владыка Иосиф: «Когда человеку некуда идти, он идёт к Богу»
0
423
30
января новым наместником боровского Свято-Пафнутьева монастыря был назначен
викарий Калужской епархии, епископ Тарусский Иосиф (Королев). Этому событию
предшествовала печальная новость - двумя днями ранее на
80-м году жизни скончался прежний настоятель обители иеромонах Пафнутий (в миру
Павел АРХИПОВ).
Любое
назначение на высокую должность всегда приковывает к себе внимание. И, несмотря
на то, что законом Российской Федерации церковь отделена от государства,
влияние православия на каждого из нас велико - а уж тем более, внутри самого
Боровского района, в котором расположена известная всем христианам святыня.
Я
попросила владыку о встрече и интервью, и, к моему удивлению, он не отказал. А
потому наш диалог с епископом Иосифом оказался весьма открытым, интересным и
познавательным, ведь он затронул разные аспекты жизни: монашество, духовность,
влияние церкви на подрастающее поколение и взгляд из-за стен монастыря на
мирские проблемы.
СТАРШИЙ «В ДОМЕ»
- Владыка, что для вас значит стать настоятелем монастыря с такой
богатой историей, в который едут паломники со всей страны?
- Для меня это важное послушание, которое возложил Господь. И ещё
это большая ответственность, ведь монастырь - родное для меня место, куда я
пришел в юности и где вырос.
- Не знаю, насколько уместен мой вопрос в разрезе церкви, но все
же задам его: такое назначение - важный карьерный рост в жизни священника?
- Я пришёл в монастырь, поскольку стремился к монашеству, и
никаких иных целей перед собой не ставил. А назначения происходят по воле
правящего архиерея епархии. До того, как стать наместником монастыря, я уже был
посвящён в сан епископа, так что данный пост не выше. Это просто важное
поручение, которое я получил, и теперь должен сделать все, чтобы в моем родном
доме было хорошо. Скажу, что это немного сложнее, нежели когда настоятель
приходит со стороны, тебя так не воспринимают. Я не говорю, что мне нужен
особый почёт и уважение, но для соблюдения порядка где-то придется проявить и
строгость.
- А вы строгий?
- Нет, я не строгий. Об этом знает и братия, и прихожане храма на
Высоком. Там не одну сотню детей крестил и прочих таинств совершил. Стараюсь
всегда понимать людей и относиться к ним с любовью и уважением.
- Ваш нынешний статус накладывает на вас ограничения: вы должны
оставить службу в храме?
- Нет, это одно целое: там подворье монастыря, и вместе со
священником, который сейчас ведет службы, тоже буду служить и здесь, и там. Но
все же сан викария накладывает на меня долг курировать отделы и в Калужской
Епархии, а также посещать приходы епархии и совершать богослужения.
БЛИЖЕ К ЛЮДЯМ
- Ваш, с позволения сказать, коллега отец Макарий опубликовал на
своей странице в соцсети пост о вашем назначении, в котором привёл десять
фактов из вашей жизни. Сразу несколько из них связаны с боровским храмом
Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком. Вы считаете его своим детищем?
- Безусловно! Уже двадцать лет меня связывают с этим храмом.
Сначала я ходил туда молиться, потом начал вести службы. Провели реставрацию,
построили воскресную школу, чайную, купель. Ведь лет десять назад об этом
храме никто, кроме жителей Боровска, не знал, а теперь едут туда на молебны, за
святой водой. Храм привлекает к себе своей необычностью - это образец русского
деревянного зодчества, в Центральной России таких почти нет.
В это место вложено много сил и души. Когда митрополит Климент
назначил меня викарием, то и я, и люди переживали: смогу ли я совмещать два
таких ответственных послушания, буду ли успевать духовно окормлять своих
прихожан? Сейчас уже все успокоились, поскольку в группе храма в соцсетях
публикуется информация, когда я буду вести службы, и люди, которые хотят на них
присутствовать, могут это сделать.
- Владыка, а как вам удалось привлечь такой интерес верующих к
храму Покрова? Ведь не только в Боровском районе много церквей. Но ваша,
выражаясь современным сленгом, очень раскручена.
- Вы были там?
- Нет, не была.
- Вот поэтому и спрашиваете! Там особый дух! Храм сам по себе
уникальный - древние стены, брёвна, впитавшие историю четырёх веков. Такие
храмы разве что в Архангельске можно встретить. Намоленность стен чувствуется,
поэтому люди и возвращаются туда.
Будучи настоятелем, я старался всех принимать с любовью. Было
много крестин, перед ними обязательно общался с крестными, потом они
возвращались в храм на службу, некоторые на венчание.
- Вы как человек, видящий ситуацию изнутри, можете сказать: когда
люди выбирают место для молитвы, на что они ориентируются - на намоленность
храма, то есть на его древность, или на священника, который в нем служит?
- Конечно, на священника! Ведь от него зависит, получит человек
духовную поддержку или нет. А для этого обязательно надо общаться. Когда я
начинал служить на Высоком, то по окончании службы всех приглашал на трапезу:
клирос, прихожане - все шли вместе. Это важно, чтобы была община. Изначально
было человек сорок, но постепенно приход рос, и пришлось построить чайную
большей вместимости. Сейчас таких общих трапез стало не так много, но по
праздникам мы собираемся. Общаться священник с прихожанами должен обязательно,
тогда и люди в храм будут тянуться.
ДУХОВНОСТЬ ЭПОХИ
ТЕХНОЛОГИЙ
- У вашего детища, храма на Высоком, есть ещё одна возможность
привлечь к себе внимание. Это воскресная школа. Считаете ли вы, что создание
таковых тоже важное направление, в котором необходимо двигаться настоятелям
храмов на территории Боровского района?
- Да, в 2016 году наши благодетели построили здание - очень
красивое, в архитектурном стиле 17 века, его даже дворцом называют. Обучается у
нас в школе около пятидесяти детей.
Безусловно, православным воспитанием необходимо заниматься. Но к
этому нужен грамотный подход, который начинается с правильного подбора кадров и
составления программы. В этом есть свои сложности. Ведь дети должны не просто
сидеть в классах по воскресеньям, они это в рабочие дни недели делают.
Необходимо движение, процентов семьдесят от общего времени занятий. Тогда будет
интересно. Но, чтобы осуществить это, нужны люди - сами увлеченные и готовые научить
своему делу воспитанников школы.
И, конечно, считаю, необходимо создавать гимназии, поскольку
духовно-нравственного воспитания подрастающему поколению не хватает.
- Это сложно. Сейчас государственное образование с трудом
поспевает за современными детьми. Прогресс делает свое дело - все дети давно в
интернете, а учителя только догоняют своих учеников. И православным гимназиям
тоже необходимо это учитывать, если они ставят задачу воспитания гармонично
развитой личности. Думаете, церковь способна с этим справиться?
- Безусловно! Образование в православных гимназиях должно быть
построено по современным требованиям, учитывая изучение иностранных языков и
использование современных технологий. Да, для этого нужны вложения, а они зависят
от наличия людей, готовых помогать нам.
Но при этом наша основная задача - воспитание нравственности. Если
в человеке с детства заложено добро, милосердие и высокие моральные принципы,
он вряд ли оступится во взрослой жизни и пойдет неправедным путем.
- Насколько известно, раньше при монастыре действовал православный
лагерь, который занимался с подростками, в том числе из группы риска - из
неблагополучных семей. Почему сейчас эта работа прекратилась?
- Это была молодёжная дружина, и польза от неё ощущалась. Она
объединяла ребят подросткового возраста, тех, кому уже неинтересно в воскресной
школе, поскольку в ней программа рассчитана лет до 13. И по статистике именно в
возрасте 14 лет дети отходят от церкви. А в это время на них идет очень большое
психологическое воздействие. И общения с духовенством, правильного общения друг
с другом им не хватает. А в дружине у них все это было, включая активные
занятия - зимой на лыжах, летом в походы.
Но тут тоже встаёт вопрос личности, человека, который ведет за
собой. Этим делом занимался отец Макарий. Но сейчас он помогает митрополиту в Издательском
совете в Москве, в монастырь приезжает только на выходные. Без него дружина не
смогла существовать. Надо найти личности, которые смогут его заменить. Надеюсь,
что мы обязательно воссоздадим дружину, постараемся к лету.
БЕЗОПАСНОСТЬ С БОЖЬЕЙ
ПОМОЩЬЮ
- Несмотря на то, что монастырь считается закрытым объектом, его
существование отдельно от внешнего мира невозможно. Это касается и вопросов
безопасности. Знаю, что для ОМВД по Боровскому району, который отвечает за
данное направление, одной из больных тем является отсутствие видеонаблюдения по
периметру монастырских стен. Вы готовы пойти полиции навстречу в этом?
- Сейчас мы готовим паспорт антитеррористической безопасности, и
установка камер обязательно будет согласована. Их появление внутри храма мы ещё
обсудим, но периметр и территорию готовы оборудовать видеонаблюдением. В
принципе, оно у нас есть, только не работает. Все сделаем!
- Есть ещё одна проблемная тема - трудники. Во время недавней
встречи с начальником полиции Александром КУЛИГИНЫМ он говорил, что к ним не
поступает информация о таких людях. Между тем среди трудников могут оказаться
те, кто по разным причинам находится в розыске. В данном направлении вы тоже
готовы взаимодействовать?
- Люди находят в стенах монастыря временное пристанище. Это
случается по разным жизненным причинам. К нам приходят, и мы всем даем шанс -
до первого серьезного проступка. Сейчас мы будем плотнее ими заниматься.
Назначу монаха, который возьмет духовное руководство над ними.
У нас есть журнал учета, куда мы записываем пришедших к нам на
проживание людей. Что касается взаимодействия с полицией, то будем подавать
списки проживающих. Мы тоже заинтересованы в соблюдении безопасности.
- А если у человека нет паспорта?
- Таких мы не принимаем. Но всё, конечно, индивидуально. Ведь
может случиться так, что человеку нужна помощь с восстановлением документов.
Тогда уже будем просить содействия со стороны органов правопорядка, оказать
помощь человеку.
ДЕЛО ЛИЧНОЕ
- От мирских дел никуда не спрятаться даже в стенах монастыря.
Однако вернемся к духовной теме. Владыка, как вы приняли решение стать монахом?
Ведь это очень сложно - отказаться от всех житейских радостей и вести
достаточно аскетичный образ жизни.
- Меня потянуло к Богу в возрасте пятнадцати лет. Начал ходить в
храм у себя на родине в Алтайском крае, потом и родители пришли в церковь.
Много читал духовной литературы и как-то быстро пришёл к осознанию того, что в
миру мне ничего не надо. Оставил учебу в техникуме и ушел в монастырь без
малого в семнадцать лет.
- Это очень юный возраст для столь судьбоносного решения. Ему
предшествовало какое-то событие?
- Нет, ничего особенного не произошло. Просто сделал такой выбор,
и у меня не было никаких сомнений. Возможно, это юношеское горение, когда я
понял, что служение Богу - это моё! В родном городе Бийске меня благословил
настоятель храма, и мы с мамой поехали сначала в Оптину Пустынь, а оттуда меня
направили в Боровск. Приехали в Пафнутьев монастырь, здесь тогда все по-другому
было, куры ходили по двору. Меня подвели к отцу Власию, мама сказала «Смотрите
за ним!» и уехала.
Я тут нашел свое «Личное дело». В нем есть запись: «Принять в монахи
по достижению совершеннолетия».
- А как родители приняли такое ваше решение?
- Они понимали, что это осознанный выбор, поэтому не противились.
В монашество приходят по трём причинам: по любви к Богу, из-за своих грехов и
по внешним причинам - раньше ведь даже насильно в монахи постригали. Но в святоотеческих
книгах говорится: тот, кто пришёл по иным причинам, может стать выше тех, кто
пришёл по любви. Ведь главное - не первоначальная причина, а то, как ты несешь
свое послушание, не даешь ли себе лениться. Это же не общество холостяков, и
главное дело монахов - молитва и послушание.
- Вот мне как человеку, не знающему устои монастырской жизни,
интересно: как достаются послушания? Род занятия зависит от светского
образования монаха? Вы же не поставите бухгалтером врача!
- Ситуации бывают разные, порой не хватает людей с нужной
специальностью. Но вообще, конечно, учитывается - надо, чтобы человек был
грамотным в своем деле. К примеру, в трапезной у нас послушник с профильным
образованием, но уже, будучи в монастыре, он доучивался, повышая свой разряд
повара. Есть послушник с филологическим образованием, и он будет помогать в
канцелярии и редакции.
- А коров пасти отправляют тех, кто без образования, или это
наказание?
- У нас для этого есть трудники. А также человек с
сельскохозяйственным образованием, на нем и животные, и посевы. Но в каждом
монастыре все по-своему.
ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ
- Владыка, вы назвали
причины, по которым уходят в монастырь. Но у мирян тоже есть причины, по
которым они приходят к вере. Мне кажется, большинство это делает, когда в жизни
случается беда, и Господь становится «последней инстанцией». Вы как считаете?
- Так было всегда. Процент людей, пришедших к вере по религиозным
убеждениям, невелик. Даже в дореволюционной России, когда все ходили по
воскресеньям в храм, мало кто вел праведный образ жизни. Так и сейчас: если
рядом нет окружения, которое является примером, то религиозность, проявляемая
внешне, не всегда соответствует внутреннему состоянию человека. Сейчас в стране
около 70% населения - крещёные. Но воцерковленных, тех, кто регулярно соблюдают пост, исповедуются и
причащаются - малая доля.
Чаще Господь призывает к вере через скорби и болезни. Как бы это
печально ни звучало, но это так. Говорят, на войне неверующих нет. Когда
человеку больше некуда идти, он идёт к Богу.
- Есть разные верующие. Например, те, кто приходит в храм, ставит
свечку, просит себе что-то - и домой, не дожидаясь окончания богослужения. А
есть такие, которые в храм вообще не ходят, но дома читают молитвы - в общем,
относятся к этому серьезнее. Есть ли разница, где молиться?
- Молиться дома надо: утром и вечером, и в течение дня тоже. Но,
во-первых, в священном Писании Господь говорит: где двое или трое, там я
посреди них. Во-вторых, оставаясь дома, человек лишает себя всех таинств,
которые исполняются только в храме, в том числе и таинства Причастия. А Господь
говорил в Евангелии «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и
Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54).
Поэтому в храм надо ходить. В противном случае появляется вопрос:
почему он не хочет, может, гордыня в нем?
- Может, леность. Ведь это же надо в выходной день рано встать,
собраться и добраться до храма, несмотря на погоду.
- Так леность тоже грех! А вся жизнь христианина - подвиг,
преодоление себя. Наша религия очень аскетичная, она не позволяет нам
расслабляться. И это хорошо, поскольку удерживает от нравственного падения.
Господь говорит: царствие небесное силой берется!
Не может быть в жизни все легко.
- А если совершил подвиг - пришёл в храм! Но по-быстрому: свечку -
и домой. Это эффективно?
- Опаздывать и уходить до окончания службы нехорошо. В это время
читаются важные молитвы, совершаются обряды и таинства. Совесть должна
останавливать. Но это лучше, чем вообще не ходить в храм.
- Не могу не спросить о таком таинстве как исповедь. Не всегда
человек готов как на духу рассказать священнику о своих поступках и помыслах.
Это сложно - признаться, что ты грешен в чем-то серьезном. Вариант «пью, курю»,
то есть облегченная версия покаяния, намного проще. Но есть ли толк от такой
исповеди?
- Если что-то скрыл, то это двойной грех. Конечно, первый шаг на
исповеди бывает сделать трудно. Но все проходили через это. Надо понимать,
насколько это важно и то, что ты не перед священником исповедуешься, а перед
Богом душу свою раскрываешь и очищаешь. Важно внутреннее осознание своих
грехов, раскаяние и желание изменить свою жизнь. А формальность, о которой вы
говорите, Бог не примет.
КАК ВСЕ
- Владыка, позволю себе вольность и спрошу: совершали ли вы
поступки, за которые приходилось раскаиваться? Например, в вашем «Личном деле»
есть что-то об этом?
- Конечно, я же обычный человек, несмотря на сан священника. А
если говорить о «Деле», то в нем я недавно нашёл свою объяснительную: как я пас
коров, а они ушли от меня. Это было в самом начале моего монашества. Я тогда
начал терять зрение, плохо видел, стеснялся этого и не носил очки. Написал: «10
сентября 96-го года я пас коров у спортивной площадки, которая находится у села
Роща. По своей невнимательности я их упустил, и они зашли на огороды местных
жителей. Искренне раскаиваюсь».
- Замечательная история! Очень располагает к пониманию того, что
монахи - обычные люди. Я читала книгу «Несвятые святые» архимандрита Тихона
Шевкунова, там много похожих моментов из жизни послушников и настоятеля
Псково-Печерского монастыря.
- Хорошо, что вы прочли эту книгу. Она входит в целую серию, так
называемую «Зеленую» (по цвету обложки - прим. автора), от разных авторов. Есть
и книга Дениса Ахалашвили «Тепло любимых рук», и в ней рассказ о нашем отце
Власии и обо мне тоже есть. Приукрашено немного, но все же это хорошие книги.
- А в вашей жизни были ещё забавные истории?
- Конечно, были. Сразу всё и не вспомнишь, возможно, когда-нибудь
я их расскажу.
Беседовала