Владимир Мирзоев - о сериале "Топи": "Красота враждебна промежуточному человеку"
0
89
Анжелика Заозерская - Владимир Владимирович, как возникла идея снять сериал для платформы? - В далеком 2014-ом Митя Глуховский написал мне в ФБ – мы тогда не были представлены, и никаких российских платформ ещё в помине не было. Митя предложил прочитать сценарий, который назывался «Топи». История сразу в меня попала, но это была более лаконичная версия, на четыре серии. С этого началось наше с Митей знакомство и соавторство. До этого сценарий два года путешествовал по телеканалам – без особого успеха. Понятно почему – этот сюжет не для гламурного ТВ. Шесть лет мы искали продюсеров и деньги на проект. Как это часто бывает, помог случай. И актер Максим Суханов. Ну и платформы появились, а у телека появился сильный конкурент. - Тот, кто следит за вашим творчеством, понимает, что выбор материала для вас не случайный…и что для вас «Топи» - важное высказывание… На ваш взгляд, платформа Яндекса – более свободная площадка для творчества? - Социологи говорят, что Россия разделилась на два народа: один смотрит телевизор, другой - сидит в интернете. И народы эти с трудом друг друга понимают – настолько различаются информационные потоки и способы их восприятия. Аудитория, для которой работают платформы, смотрит лучшие американские и европейские сериалы. Это опытный зритель, привыкший к сложной драматургии, эксперименту и нестандартному киноязыку. - В нашем интервью вы говорили о том, что «в России движение по кругу – бесконечному кругу», и эта же мысль в «Топи» - куда бы человек не пошел, он все равно возвращается в исходную, гиблую точку…В чем тогда смысл жизни в России, если нет ни выхода, ни прорыва? - Смысл в том, чтобы вырваться из циклического времени и попасть в осевое. Вырваться из архаики, из сословного общества, где всё новое оказывается хорошо забытым старым. «Русская система» господства и подчинения, как её называл Юрий Афанасьев, однажды превратится в миф, в острый сюжет для кино и литературы – и только. Чехов в начале ХХ века пророчил, что «прекрасная Россия будущего» появится лет через двести. Вот, сто двадцать уже прошло – осталось совсем немного. - В «Топи» – застывшее время…Что было 50, 100, 200 лет назад, то осталось…Меняется только язык…Вместо дураков – «мудаки»…Что такое время? В аду, наверное, тоже безвременье? Может быть, Россия – это и есть ад? Но ведь за столько веков можно было что-то изменить? - Попытки что-то изменить были и не одна: Петр Первый, декабристы, реформы Александра Второго, Февральская революция, Октябрьская, Перестройка, 1991-ый год... Историки считают, что модернизация требует минимум двух веков последовательных и солидарных усилий. Если модернизация абортируется, многое приходится начинать сначала. Сто лет назад Россия была аграрной страной: 87% населения – крестьяне, самый архаичный слой империи. Большевики этот слой уничтожили, срезали под корень. Нынешняя элита, в основном, потомки крестьян – отсюда их бессознательная страсть к недвижимости и захвату чужих территорий. - Москвичи в вашем фильме находят прелесть в этой деревнк, - своя баня, природа, деревенские продукты…Моя бабушка живет в Архангельской области, и я была у нее. Более красивого места в мире не видела…Почему в России красота сопряжена с уродством, почему у нас все хотят изуродовать, изувечить, уничтожить? - Вандализм, варварское отношение к природе и красоте вообще – это устойчивая характеристика промежуточного человека, человека на перепутье. Он уже оторвался от традиционной культуры, а современная цивилизация ощущается им как чужая, враждебная. Так ребёнок ломает игрушку, с которой не умеет играть. - У вас единственный молодой и живой человек (все – преждевременные старички) – журналист…Он – каждую минуту остается журналистом.В чем причина этого феномена? Может, человек, который ищет сенсаций – не имеет возраста? - Думаю, Тихон Жизневский, сыгравший роль Макса, актер удивительного обаяния – в этом всё дело. - В фильме – прекрасные актерские работы. Как проходил кастинг? Насколько сложными были съемки для артистов? - Кастинг проходил по-разному. Ваня Янковский был настроен очень решительно. Он начал с того, что сказал без тени смущения: «Я хочу эту роль, это мой материал, мне интересна эта история, этот герой, я хочу это играть». После первой пробы у нас появился Денис. А Макса мы искали долго и мучительно, перепробовали десятки актеров – и не нашли ни одного кандидата. Пока уже под финал кастинга не появился Тихон Жизневский. - В сериале нет ни одного ребенка…У нас нет будущего? - Есть у нас будущее. А в заключительной седьмой серии будут дети. - Продолжите ли вы снимать для интернет - платформ? - Поживем – увидим. Надеюсь, некоторые из тех проектов, что есть у меня в портфеле, придутся ко двору. .