Кинокритик Шмыров: сегодня альтернатив «Кинотавру» нет
Продюсер Александр Роднянский подтвердил, что фестиваль «Кинотавр» в этом году не состоится. Кинокритик Вячеслав Шмыров в комментарии для «Слово и Дело» рассказал, как отмена «Кинотавра» отразится на отечественной индустрии фильмов.
В 2022 году открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» не состоится. Об этом сообщил сам президент кинофорума Александр Роднянский.
«Илья Варламов опубликовал сегодня тизер нашей с ним большой беседы. В тизере я говорю, что "Кинотавра" в этом году не будет», — сказал Роднянский в своем Telegram-канале.
«Кинотавр» проводится в России с 1990 года, его основателем стал продюсер Марк Рудинштейн. В 2005 году руководителем стал Александр Родняниский. За эти годы в рамках фестиваля были презентованы десятки лучших отечественных фильмов – «Водитель для Веры» Павла Чухрая, «Брат» Алексея Балабанова, «Кавказский пленник» Сергея Бодрова, «Бедные родственники» Павла Лунгина, «Географ глобус пропил» Александра Велединского и другие работы.
Александр Роднянский отметил, что фестиваль не будет проводиться по известным причинам – из-за ситуации на Украине. Но на самом деле «Кинотавр» в последние годы переживал не лучшие времена. Все началось с пандемией. Тогда, в 2020 году также поднималась речь о закрытии фестиваля. В итоге он все-таки был проведен, но сроки были перенесены с традиционного июня на сентябрь. Это уже создало немало проблем для организаторов и участников кинофестиваля.
«То место, которое "Кинотавр" занимал в структуре нашего кинопроцесса, было не только уникально, но еще и очень правильно. Тогда наш фестиваль проходил сразу после Каннского кинофестиваля, в начале июня. По существу, он открывал кинематографический год в преддверии нового сезона – показывались картины, которые выйдут в прокат. «Кинотавр» стал хорошей премьерной площадкой. Но из-за пандемии произошло смещение привычных акцентов, и вся фестивальная структура, сложившаяся на тот момент, просто разрушилась, обессмыслилась. Конечно, нынешняя ситуация куда серьезнее, и причины, о которых говорит Роднянский, тоже серьезнее. Но это смещение, уход с привычного места уже стали для "Кинотавра" первым тревожным звонком», — объяснил кинокритик Вячеслав Шмыров в комментарии для «Слово и Дело».
«Кинотавр» открывал кинематографический сезон, и за ним следовади другие российские кинофестивали – в Выборге, в Благовещенске, в Анапе и так далее. Они перераспределяли между собой те фильмы, которые оставались после «Кинотавра». Но когда фестиваль сместился на осень, началась неоправданная конкуренция – авторы фильмов не могли перестроиться под новую структуру.
При этом кинокритик Вячеслав Шмыров отметил, что сегодня ни один российский фестиваль не может конкурировать с «Кинотавром» ни по масштабам, ни по качеству кино – за этим фестивалем стоит слишком большое количество людей: организаторы, актеры, режиссеры, продюсеры, журналисты и так далее. Более того, «Кинотавр» всегда задавал кинематографическую карту года, но сегодня, в новых экономических условиях, это все уже кажется туманной перспективой.
«Новая структура сложится не сразу. Да и, честно сказать, в свете новых обстоятельств совершенно неизвестно, как будет складываться судьба российского кино. Мы скорее попадем в некую зависшую неопределенность, которая не будет обладать ни четкой конструкцией, ни задачами и целями. Это будет затянувшаяся и не очень оптимистичная пауза.
Ничего хорошего от нашего кинематографа в связи с новыми условиями я не ожидаю. Если бы этот толчок был возможен, он бы случился раньше. Последний крупный ощутимый успех на моей памяти — фильм Алексея Балабанова "Брат" — это было в 1997 году. Фильм во многом состоялся, потому что он пришел к зрителю через кассеты VHS. Он сам по себе стал событием, никакой Голливуд ему не мешал. Он нес повестку, интересную большинству россиян. Сегодня таких фильмов нет. Сегодня диалог публики и художника разрушен», — подчеркивает кинокритик.
Таким образом, перед тем, как развивать собственные фестивали, помимо «Кинотавра», необходимо развивать отечественную киноиндустрию так, чтобы она отвечала тем самым потребностям и интересам россиян. Помимо этого, необходимо пересмотреть всю фестивальную структуру, развивать региональные кинофорумы и помогать режиссерам и художникам выступать на них, чтобы отечественный зритель знал не только крупномасштабные государственные проекты, но и работы независимых авторов.