САМОЕ ТЕПЛОЕ КИНО О МИРЕ ХОЛОДА
8 апреля на российские экраны выходит анимационно-документальный фильм Алексей Вахрушева «Книга моря». Это завораживающая как сон одиссея морских охотников Чукотки, в которой нет грани между реальностью и мифом. Старый охотник и сказочный человек-медведь, Хозяйка моря, отважный китобой, волки, касатки и великаны — герои нового эпоса, в котором люди и киты – одной крови, а культура, память и наследие предков – вечны.
Картина ювелирно собрана из анимационных и документальных материалов и представляет собой кинопоэму о людях, для которых жизнь — это море, а море — это жизнь.
Режиссер фильма Алексей Вахрушев знает об этой жизни не понаслышке. Сам он родился и вырос на Чукотке, в Анадыре. По национальности – эскимос. В 1986 году, окончив школу, поступил в Дальневосточный институт культуры, а затем в далеком 1991-м стал студентом ВГИКа на режиссерском отделении в мастерской Виктора Лисаковича, что говорит уже само за себя. Тогда-то и определилась основная тема творчества Алексея — судьба северных народов. Сегодня его фильмография насчитывает 12 блестящих киноработ, каждая из которых имела успех и в России, и за рубежом.
Алексей, к тому же, является штатным сотрудником Института этнологии и антропологии Российской академии наук, а также постоянным автором видеожурнала «National Geographic», обладателем премий «Ника», «Лавровая ветвь», «Белый слон».
На этот раз он снял невероятной красоты и загадочности кино о душе северных народов, ошеломляюще фактурный мир с тысячей оттенков синего и белого. В фильме мир реального и мир сказки проникают друг в друга, граница постепенно стирается и возникает история, в равной степени похожая и на «100 лет одиночества» Маркеса, и на «Старик и море» Хемингуэя.
Кстати, «Книга моря» уже стала участником таких престижных мировых кинофестивалей, как DOK Leipzig в Германии и Фестиваль Документального кино в Салониках. Картина была представлена и на самом большом документальном фестивале Северной Америки Hot Docs. Также показ фильма прошел в рамках Недели русского кино в Лондоне.
К картине привлекает, прежде всего, то, что герои фильма – морские охотники Чукотки, о которых среднестатистический зритель вообще ничего не знает. Они добывают зверя в холодных водах Берингова пролива. На промысле они проживают архетипические для этих широт истории. Эти истории — их связь с многочисленными поколениями предков, и есть документальная линия «Книги моря».
Все, что происходит со зверобоями Чукотки на промысле, так или несколько иначе бывало прежде в этих широтах. Ведь цель охотника неизменна тысячи лет – добыть пищу для своей семьи, своего народа. Как бы не менялась жизнь и технологии, но в кульминационный момент в руках человека оказывается все тот же поворотный̆ гарпун, а добычей становится кит или морж. И всё – в руках Провидения. Поэтому документальные сюжеты фильма архетипичны. Они происходят в XXI веке, но одновременно живут в памяти народа, фольклоре, литературе. Они аутентичны далекому и недавнему прошлому, отчего в большинстве своем определенно имеют ту же вневременную природу, что и миф анимационной линии.
Кстати, чтобы подчеркнуть непреходящий характер этих сюжетов, творческой группе понадобилось совершить четыре непростых экспедиции в район Берингова пролива.
Что касается анимации, в ее основе лежит миф «О женщине, которая родила кита». Простая мысль о родстве людей и китов, связующей их «одной крови», их естественном и прочном единении – это основа традиционной культуры морских арктических зверобоев и особенных отношений охотников к морскому зверю. Волшебная анимация «Книги Моря» не просто дополняет суровую реальность и проясняет скрытые смыслы, она вполне самостоятельна и сделана мастерски. Материал персонажей и мест действия — скульптурный пластилин. Техника анимации — перекладка.
Во главе анимационной части работы в картине стоит большой профессионал Эдуард Беляев – скульптор и непревзойденный аниматор, всерьез увлеченный этнографией. Достаточно сказать, что в начале 2000-х годов Эдуард стал одним из создателей мультипликационного цикла «Гора самоцветов» студии «Пилот» Александра Татарского по мотивам сказок народов России. Руке Эдуарда Беляева принадлежит хорошо запоминающаяся «шапка» цикла, где книга сказок превращается в ларец на острове Буяне. Беляев стал автором одного из фильмов цикла, удмуртской сказки «Солдат и смерть», а также заставок множества серий. Несколько лет спустя на студии «Анимос» он создал мультфильм «Девочка, которая порезала пальчик» по мотивам эскимосских сказок. Над «Книгой Моря» под руководством Беляева работали единомышленники, художники и аниматоры Наталья Акашкина, Светлана Чеснокова, Ольга Рогова, Мария Чайка, Алексей и Юлия Почиваловы и Маргарита Зиновьева-Шрамковская.
Любопытно, что анимационный миф рассказывают две сказительницы на двух национальных языках крайнего северо-востока Сибири: чукотском и эскимосском языке Наукана, древнего поселения на мысе Дежнева закрытого в годы Холодной войны. В настоящее время на науканском языке говорит не более 20 человек. Оригинальное звучание языков сохранено и сопровождено субтитрами.
Производство картины заняло пять лет, анимацию делали три года.
– Это блестящий, большой и по-настоящему блокбастерный документальный фильм о морских охотниках на Чукоте, в который интегрирована и анимация, и игровое кино, и документальный материал, – считает один из ведущих российских режиссеров-документалистов Виталий Манский, который картину уже посмотрел.
С 8 апреля эта возможность появится и у нас.
Елена Булова.