Разве это не чудо, или Грустная история
Русский театр им. М.Ю. Лермонтова в Абакане нынче будет отмечать свой 80-летний юбилей. Официальная дата рождения театра в Абакане 10-го октября 1939 года. В этот день состоялась премьера спектакля по пьесе Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия». С этой даты и ведётся официальная версия рождения Русского театра в Абакане. Но так ли это на самом деле?
В 2001 году в свет вышел капитальный труд, создававшийся целых 10 лет, по истории нашего театра не без помощи первого губернатора Хакасии А.И. Лебедя под названием «Судьба и загадка русского театра в Хакасии», авторов В.Ф. Шлык и Л.К. Шлык, где подробно и почти скрупулезно прослеживается истинная история театра, и которая чЖ5все)начиналась^/не в Абакане, здесь она всего лишь была продолжена. Подлинную жизнь свою театр начинал в 1931 году в удивительном и святом месте в Воткинске тогда относящегося к Кировской (Вятской) области. Воткинск в те времена был всего лишь в статусе рабочего посёлка. И только в 1934 году Воткинск обрёл статус города, а позже стал относиться к Удмуртии. В том же 1934 году кочующий театр Воткинска обрёл и свой дом. О чудо! Он разместился в самом святом месте города в огромном здании Благовещенского собора, в котором ранее крестили маленького Петю Чайковского. Разве это не чудо!?
Тот факт, что профессиональный театр был открыт не в городе, а всего лишь в рабочем посёлке Воткинск, и что этот посёлок в 1837 году лично посетил цесаревич — великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II вместе со своим наставником великим русским поэтом В.А. Жуковским. Разве это не чудо?
К сожалению, в чиновничьем мире Хакасии, от кого зависит во многом культурное лицо нашей республики и которое к счастью состоит не только из менгиров, все эти уникальные, удивительные исторические подробности, связанные с историей нашего театра не интересуют и не волнуют, они, вряд ли читали наш исследовательский труд. Им куда проще не мудрствуя просто зафиксировать сам физический акт, а именно — в 1939 году театр прибыл в Абакан из города Воткинска и спектаклем «Оптимистическая трагедия» открыл свой первый сезон. Вот примерно так в чиновничьем мире от культуры звучит историческая справка нашего театра. И не важно, что на самом деле театр родился не в Абакане, а на родине великого композитора, которым восторгается и поклоняется весь мир. И не важно, что театр наш на духовном уровне связан с этим великим именем, ибо ему (театру) и его обитателям выпало счастье дышать одним воздухом и касаться стен Благовещенского собора, где крестили маленького Петю и куда он приходил потом молиться и общаться с Богом и которому он посвящал свои детские стихи и всю жизнь оставался набожным. Но мы почему-то даже стесняемся говорить об этих уникальных фактах и даже упоминать о них касаясь нашего театра.
Ну, где ещё в мире или в России есть театр, родиной которого одновременно является и родиной П.И. Чайковского?
Ну, где ещё в России есть театр, который исторически и самым естественным образом, а не по чиновничьему распоряжению получил право носить имя великого писателя М.Ю. Лермонтова? В бывшем СССР русских театров с именем М.Ю. Лермонтова было четыре: в Алма-Ате, в Ставрополе, в Грозном и в Абакане.
Из всех названных театров только театр в г. Абакане осуществил постановку всех пьес М.Ю. Лермонтова, а такие пьесы как «Два брата» и «Испанцы» были поставлены аж дважды. Во второй постановке «Испанцы» в 2005 году довелось участвовать и мне, и об этой постановке знают даже на Тайване, к слову. В остальных же театрах его имени ограничивались лишь одной или двумя постановками, но именем его дорожили и дорожат по сей день.
И, казалось бы, какой театр как не наш должен с гордостью носить это великое имя — Лермонтова?
Это имя он с гордостью носил даже когда был в статусе объединённого с Хакасским национальным театром начиная с 1954 года.
Но, тем не менее, когда театры в 1991 году разделились, национальный театр вскоре обрёл имя М. Топанова, а русский театр, его руководство точнее, отказалось от имени М.Ю. Лермонтова, по слухам руководствуясь мнением, что Лермонтов не «родился и не застрелился» в Абакане!.. Невероятно! Но это факт! И это тоже чудо!
На официальных бумагах, документах это имя отсутствовало. На всех бланках -документах громко и гордо кричало «простое» и «ёмкое» слово «драмтеатр» («дырамтеатр», так я иронизирую). И лично мне как заведующему литературной части той поры приходилось прилагать нечеловеческие усилия изворотливости, чтобы с афиши театра имя Лермонтова не сходило. И мне это удавалось. Но целых 15 лет официально русский театр в Абакане был без имени, без лица, без рода и племени. Он гордо называл себя «Дырамтеатр»! Но всё же в 2005 году к очередному юбилею театра спустя огромный срок имя театру было возвращено! И это, конечно же, чудо! Но вот с портретом М.Ю. Лермонтова, главным символом театра, всё время происходили и происходят другие «чудеса», то он подолгу «стеснительно» прячется на складе, то его вывешивают в гостевой комнате подальше от публики и только иногда он появляется на публику. А ведь сам портрет — главный символ театра, его копия мастерски выполнен с работы художника П.Е. Заболотского нашим театральным художником П.И. Сарычевым в 1941 году к дате исторической постановки «Два брата» М.Ю. Лермонтова.
И становится возмутительно не понятно, откуда у нас такая робкая «стеснительность» к гениям русской культуры: к М.Ю. Лермонтову и П.И. Чайковскому, что мы остерегаемся даже их имён?!
В этой связи как тут не вспомнить ещё один прямо таки «Исторический» факт, когда несколько лет тому назад наш краеведческий музей в числе других театральных экспонатов возвратил мне бюст П.И. Чайковского — посмертный подарок известного филолога, театрального критика Абакана К.А. Яворской.
Видимо в музее не очень-то чтут само это имя и видимо совсем не ведают, какая может быть связь нашего театра с родиной Чайковского и его именем..! Ну разве это не чудо!?
К сожалению, я мог бы и дальше приводить подобные «исторические» чудеса, но даже от уже вышесказанного становится грустно! И если бы только грустно…
Виктор Шлык