«Дерсу Узала» (1975)
(реж. Акира Куросава)
В 1910 году русский исследователь Владимир Арсеньев (Юрий Соломин) путешествует по Уссурийскому краю. Ему встречается немолодой таежный охотник Дерсу Узала (тувинский актер Максим Мунзук), на которого люди Арсеньева поначалу смотрят как на забавного фольклорного персонажа. Охотник лишь жалеет их в ответ, пытаясь научить выживать в суровых условиях:
Высокомерие пришлых чужаков постепенно сменяется уважением. После того как Дерсу спасает Арсеньеву жизнь, отношения представителей двух разных цивилизаций становятся дружбой.
Единственный фильм Акиры Куросавы, снятый не на японском, в копродукции с СССР, напоминает эпик «Кундун» Мартина Скорсезе о далай-ламе. Два режиссера, известные пристрастием к кровавым коллизиям, вышагивают из «зоны комфорта» (Скорсезе — в Тибет, Куросава — в тайгу) и как будто бы с удивлением обнаруживают, что человек человеку не обязательно волк с Уолл-стрит или из самурайской Японии.
У обоих мэтров получился гимн гуманизму, причем если Скорсезе отдал дань буддистской культуре с ее пышными ритуалами, то Куросава жадно, волшебно снимает тайгу — природа в фильме ошеломительная, пожалуй, самая красивая в истории кино.