А почему не в прайм-тайм? Сеть обсуждает фильм «Гетто» Николая Сванидзе
0
344
Социальные сети обсуждают почти незамеченное событие: документальный фильм известного тележурналиста и историка Николая Сванидзе «Гетто», который тихо и почти стыдливо показал в ночь на 30 августа канал «Россия». В анонсе фильма сказано: «Гетто в Варшаве, Лодзи, Вильнюсе, Минске, Витебске, Терезине и в Царском Селе. Универсальный механизм создания гетто. В новом фильме Николая Сванидзе — всё о жизни и смерти в гетто: музыка, литература, театр, лекции, изучение языков, любовь и ненависть. Фильм основан на воспоминаниях выживших, дневниках погибших, архивных материалах». Тем, кому удалось увидеть эту работу, называют ее выдающейся. Так, историк и общественный деятель Вера Афанасьева взывает к читателям своего канала: «Друзья, не пропустите документальный фильм «Гетто» Николая Сванидзе, который был показан в ночном эфире канала «Россия-1». Я вот только что посмотрела и даже пересматриваю отдельные фрагменты, не веря своим глазам. На главном пропагандистском канале! Это фильм уровня «Обыкновенного фашизма», в нем только кадры хроники и закадровый голос автора. Это фильм о преступлениях нацизма и о преступлении сотрудничества с нацизмом. Это фильм о бесчеловечности гитлеризма и о подлости сталинизма. Это фильм о фальсификации истории, демонстрирующий свидетельства дружбы и соития двух режимов, для которых люди, народ, население — просто куски мяса. Посмотрите. Посмотрите на эти объятия советских и гитлеровских дипломатов и генералов, посмотрите на кадры совместных советско-германских парадов в Бресте и Львове, посмотрите на уникальные кадры от 1 мая 1941(!!!) года с Красной площади — когда на торжественный парад в Москву прибывает официальная делегация нацистов. Этот фильм должны увидеть. Хотя смотреть его страшно…» Журналист Дмитрий Ежков тоже удивился тому, что фильм Сванидзе прошел почти незамеченным и добавил к увиденному интереснейших подробностей: «Вы видели, чтобы о нем где-то говорили, обсуждали его? Я лично узнал о нем от украинца, живущего в Америке. Оказалось, что на канале «Россия-1» иногда еще можно посмотреть что-то приличное. Это очень качественная, совершенно забытая сегодня ТВ-публицистика, абсолютно не политкорректная по нынешним временам, с прекрасной хроникой (где они ее взяли?) и очень точным и очень личным закадровым текстом Сванидзе. В общем, по мне так фильм этот - событие. Сванидзе рассказывает о жизни в еврейских гетто во времена Второй Мировой - о Варшавском, Лодзинском, Минском, Витебском. Воспоминает свою бабушку, погибшую в оккупированном Минске. Но самые интересные кадры - про Терезин. Вы знаете, что это? Терезин - это небольшой город неподалеку от Праги, во время войны целиком превращенный в гетто. По чистому совпадению буквально пару недель назад я посмотрел немецкий фильм 1944-го года, который вошел в историю под названием "Фюрер дарит евреям город" (официальное название другое). Фильм этот как раз про Терезин, и Сванидзе тоже о нем вспоминает. Жизнь жителей терезинского гетто, если верить фильму, была не жизнью, а малиной. Вот они днем за работой: женщины - за швейными машинками, мужчины - в мастерских. Все улыбаются и выглядят даже вполне упитанными. Вечером одни садятся за книжки в чистеньких общежитиях. Другие, натянув белоснежные гольфы, играют в футбол. Лихо, кстати, играют. Не хуже, чем "Зенит". А мужчины постарше собираются в прекрасной терезинской библиотеке (город-то старинный, был раньше замком). Они беседуют, о чем-то спорят. У Сванидзе я увидел кадры, которых в моей версии фильма не было (фильм целиком не сохранился, только отдельные части). На них прекрасно, даже модно одетое еврейское население гетто сидит в ресторане. Они что-то пьют, закусывают. И конечно, смеются. На их одеждах нет желтых звезд. Разумеется, это все постановка: людей откормили, выдали хорошую одежду и заставили улыбаться на камеру. Режиссером фильма был Курт Геррон (настоящая фамилия Герсон) - немецкий еврей. Он и сам с 42-го года сидел в том же Терезине, про который снимал свой фильм. Сегодня о нем мало вспоминают. А зря. Как актер Геррон снимался в "Голубом ангеле" - первом игровом фильме Лени Рифеншталь. Как режиссер первым начал снимать Хайнца Рюмана, будущую суперзвезду Третьего Рейха. По сути, открыл его. Рюман, кстати, всех пережил и успел сняться даже у Вима Вендерса в "Небо над Берлином - 2". (Вы, кстати, знаете, что великий гуманист Феллини снимал Лиду Баарову, практически официальную любовницу Геббельса?). Так вот, про Курта Геррона. В сентябре 44-го он закончил съемки. А в октябре был переправлен из Терезина в Освенцим с пометкой в личном деле: "Возвращение нежелательно". Он и не вернулся. В ноябре он улетел в одну из труб Освенцима. А следом за Герроном в Освенцим уехали все, кто работал с ним над фильмом, и сотни людей, которые в нем снимались - все, до единого. И не потому, что они сделали плохой фильм, а чтобы не оставлять свидетелей этого пропагандистского шабаша. Представляете? Вот где драма-то: люди улыбались и танцевали на камеру фокстроты, надеясь, что это им зачтется, и они еще немного поживут. А получилось ровно наоборот. А теперь мораль. Я думаю, можно ничего не знать про Терезин. Совершенно точно можно не смотреть "Фюрер дарит евреям город": за вас эти фильмы посмотрю я и все вам расскажу. Но вот, пропускать мимо крупицы чистого и настоящего, и как мне кажется, очень выстраданного лично, как фильм Сванидзе "Гетто", это не хорошо. Бегите скорей на Ютуб, смотрите, чтобы потом могли сказать, что посмотрели его ночью, на канале «Россия-1». Свою оценку фильму дал и сопредседатель Научно-просветительного Центра «Холокост» Илья Альтман: «Я смотрел этот фильм как зритель, очарованный проникновенным рассказом Николая Карловича, который появлялся в кадре на бывших улочках гетто, в музейных и архивных хранилищах Беларуси, Польши, Литвы, Чехии. Особый, вызывающий доверие голос, личная сопричастность (бабушка автора и его родные погибли в Минском гетто) чем-то напоминал (но не повторял!) стиль Михаила Ромма в «Обыкновенном фашизме». Яркие факты персональных историй жертв перекликаются с тщательно отобранными фактами создания и обстоятельств повседневной жизни в гетто в разных уголках оккупированной Германией Европы. Автор старается избегать общеизвестных фактов и примеров, почти не звучат цифры, сохраняется динамика повествования, удачно вписываются в канву фильма неизвестные (по крайней мере, мне) любительские съёмки поездки семьи американских евреев к родственникам в Литву накануне Второй мировой войны. Очень интересен анализ автором деятельности совместной советско-немецкой комиссии по обмену населением после пакта Молотова — Риббентропа. И всё же этот фильм вызывает не только эмоции и восхищение Сванидзе-журналистом, но и вопросы к Сванидзе-историку. (…) Не избежал автор одного из самых распространённых и часто критикуемых приемов наложения кинокадров и фотосъёмок (в гетто Могилёва, расстрела в Виннице, казни евреек в Лиепае, захоронения трупов в лагере Берген-Бельзен) на рассказ о других населённых пунктах и событиях. (…) По мнению автора, участие еврейских полицейских в гетто в облавах на детей — это пример убийства евреями евреев. Такой единственный случай действий еврейской полиции с оружием в руках действительно был — когда из гетто Вильнюса в Ошмяны был послан отряд, уничтоживший несколько тысяч местных евреев. Но не об этом говорилось в фильме. Все руководители юденратов представлены как пособники нацистов. И вряд ли из авторского текста зритель понял, что глава варшавского гетто Адам Черняков не просто покончил с собой, но сделал это узнав, что отобранные с его участием «для переселения на Восток» евреи уничтожены в Треблинке. (…) Но главная наша претензия не в частностях, которые важны для профессиональных исследователей и педагогов. История гетто — это триединство: уничтожения, сопротивления, спасения. Удивительно, но ни о восстании в Варшавском гетто, ни подпольщиках Минского гетто, сумевших переправить в леса, в том числе с оружием в руках, несколько тысяч узников, ни о призыве к сопротивлению подпольщиков Вильнюсского гетто от 1 января 1942 года — «Мы не пойдём как овцы на бойню!» 3 не сказано ни слова… Как и сотнях Праведников народов мира, спасавших евреев из гетто, как и о Красной Армии, освободившей в ходе Битвы за Москву первые гетто в Европе — в Калуге и в Ильино, — а затем спасшей евреев Нальчика и Транснистрии. Уверен, что все эти факты хорошо известны Николаю Карловичу и для их освещения в фильме просто не хватило времени. Фильм «Гетто» достоин не только серьезной дискуссии специалистов, но и показа в прайм-тайм…»