С высоты Котловской шишки
Осенью прошлого года Елабужский район облетело любопытное известие. Местные дайверы отыскали и обследовали старинный рудник в окрестностях села Котловка. В соцсетях можно найти видео с подробным описанием подземного лабиринта, где еще в начале XVIII века, во времена Петровской эпохи, добывали медь, столь необходимую тогда для казенных императорских заводов.
Однако люди жили в окрестностях горы с необычным названием Котловская шишка еще задолго до ХVIII столетия. Об этом говорят находки татарстанских историков.
КРЕПОСТЬ-ФОРПОСТ ДРЕВНИХ БУЛГАР
Оставив машину у подножия горы, медленно поднимаемся по крутому склону, обильно поросшему полевой клубникой. Путь до вершины неблизкий. Котловская шишка – самое высокое место на Камском побережье. Ее высота достигает 110 метров.
Наконец после небольшого десятиминутного привала мы на самой вершине. Ветер свистит в ушах. Где-то далеко внизу плещутся о камни камские волны. Мой спутник, достав двенадцатикратный бинокль, внимательно разглядывает противоположный берег, затем передает оптику мне. Навожу ее на балконы нижнекамских высоток на том берегу. В окуляры хорошо видны лоджии городских многоэтажек, где женщины развешивают для просушки выстиранное белье.
Впрочем, отсюда и без бинокля Кама и ее окрестности прекрасно просматриваются на сотни метров. Неслучайно это место было выбрано древнебулгарскими воинами в качестве укрепленного наблюдательного пункта. Об этом говорят и находки археологов, проводивших здесь раскопки. В основном это обнаруженные на месте бывших построек обломки характерной для булгар так называемой лощёной керамики – глиняной посуды, изготовленной при помощи гончарного круга, а также другие предметы быта.
Когда-то отсюда, с высоты, суровые скуластые воины, опираясь на древки своих боевых копий, зорко следили за водной гладью, на которой могли показаться парусные ладьи с вражескими витязями. И в случае их обнаружения наблюдатели всегда могли дать своевременный сигнал тревоги своим товарищам.
Селились люди у подножия Котловской шишки как в ранние, так и в более поздние времена.
ЗАГАДКИ КОСТЕНОСНОГО ГОРОДИЩА
Неподалеку от места древнебулгарского поселения у Котловки историки обнаружили еще одно, судя по всему, более раннее городище. С легкой руки археолога Александра Спицына его относят к так называемым костеносным городищам, поскольку большинство находок составляют поделки и предметы из кости. Среди находок в городище у Котловки встречаются большие костяные ножи, изготовленные из острых, широких и длинных ребер животных, наконечники для стрел и круглые наконечники для боевых молотов. В числе предметов домашнего быта – костяные ложки, вилки, гребни, вязальные иглы, шилья, узды, детские игрушки и костяные бусы, а также остроги, маленькие ножички для снятия звериных шкур, лопаточки и кочедыки – приспособления для плетения лаптей.
Все эти вещи из кости сделаны весьма искусно, иногда даже художественно. На некоторых предметах, особенно на ручках ножей, на лопаточках и гребнях, встречаются изображения фигур и голов различных животных: лося, медведя, лисицы, кабана, свиньи, лошади, изредка дракона и других фантастических существ. Глиняных, каменных вещиц, а равно и железных предметов меньше. Зато поделок из бронзы и меди найдено немало. Это стрелы, иглы, кольца и разные украшения.
Были найдены также и приспособления для литья металлических изделий – тигли и разнообразные формы для отливки. Обнаруженные глиняные сосуды разной формы и величины – котловидные, с круглым дном и широким зевом. Целых сосудов не сохранилось, но по крупным осколкам можно легко восстановить их форму. На некоторых есть орнамент в виде зубчатых линий.
Какому народу принадлежат костеносные городища, точно неизвестно. Некоторые ученые относят их к ананьинской культуре. Несомненно, что народ был древний. Видимо, это были скотоводы, занимавшиеся также охотой и рыбной ловлей.
У БОЛЬШОГО КОТЛА С КУЛЕШОМ
Почему поселение называется Котловка? Как полагают некоторые историки, гора Котловская шишка была своеобразной вехой для бурлаков, тянувших по Каме бесчисленные купеческие баржи с товарами.
Кама еще во времена царствования Ивана Грозного наряду с Волгой являлась крупной транспортно-торговой артерией, снабжавшей окрестные поселения хлебом, солью, пушниной и прочими товарами.
Здесь, под самой горой, останавливались бурлацкие артели на ночную стоянку. Ставили на берегу огромный котел для приготовления кулеша – наваристой бурлацкой каши со свиным салом.Собирали для костра прибрежный хворост, разводили огонь.
Громко трещали в пламени сухие сучья, аппетитно булькал кулеш, вился над котлом ароматный дымок, а усталые труженики, наскоро ополоснув в камской водице лица и руки, степенно рассаживались вокруг яркого костра. Не торопясь доставали свои ложки и, перекрестившись на купола котловской церкви, приступали к трапезе…
Вот от бурлацкого котла, по мнению некоторых историков, и произошло название села – Котловка.
ОТ ЕРМАКА ТИМОФЕЕВИЧА ДО ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЁВА
Помню, при знакомстве с местным жителем Сергеем Кучумовым я сразу же обратил внимание на его необычную фамилию. Как уверял меня Сергей, досталась она от переселенных в эти места предков – потомков подданных сибирского хана Кучума. Того самого, чьи земли покорил казачий атаман Ермак, в итоге присоединив к Московии в XVI веке Сибирское ханство.
Между прочим, поблизости от села расположено урочище Гремячий лог. Здесь, как уверяют местные жители, находилось зимовье, где казаки Ермака готовились к походу в Сибирь. Подтверждение тому – старинные вещи и древние монеты, обнаруженные на месте бывших казацких землянок.
Не обошли в более поздние времена Котловку и казаки Емельяна Пугачёва. После побега из казанской тюрьмы «ампиратор»-самозванец скрывался сначала в селе Алат под Казанью. Но там его могли обнаружить царские стражники, поэтому вскоре Пугачёв вместе с товарищем перебрался на Каму в более спокойную и малолюдную Котловку, где его принял и укрыл местный крестьянин Поликарп Степанов по прозвищу Карась.
Надо сказать, что Карась прекрасно знал, кого он укрывал от царских солдат, но Пугачёва не выдал. Позже, когда беглый казак Емелька возглавил грозное народное восстание, он вновь посетил Котловку по пути из Елабуги в Мамадыш и щедро отблагодарил Карася за предоставленный кров, произведя его в полковники и осыпав прочими милостями.
Однако эти милости крестьянского царя впоследствии стоили Степанову его седой головы. В августе 1774 года при подавлении восстания он был схвачен местными властями и препровожден в Заинск в распоряжение нового коменданта крепости – капитана Крупенникова.
Царские суды особо были жестоки к тем, кто знал о самозванстве Пугачёва. В приговоре, вынесенном крестьянину Карпу Степанову по прозвищу Карась, говорилось: «Оный Карась… ведал, что самозванец есть казачишка, и был с ним прежде знаком… в страх другим казнен смертью. Повешен».
СУДЬБА ЦЕРКОВНЫХ СОКРОВИЩ
С тех далеких пор немало воды утекло в Каме. В годы Гражданской войны здесь гремели орудийные залпы и рвались снаряды. красные отряды комдива Азина при поддержке матросов Волжской флотилии наступали со стороны Мамадыша на захваченную колчаковцами Елабугу.
Как рассказывали местные жители, при отступлении из Котловки белогвардейцы, зная о том, как безбожники-большевики относятся к церкви, попытались вывезти из местного храма все ценности, уложив их в огромный сундук. Его, по словам очевидцев, еле смогли поднять и уложить на телегу шестеро мужиков. Однако наступление красных было настолько стремительным, что белогвардейцам пришлось закопать церковные ценности в лесу где-то между Котловкой и соседним селом Свиногорье.
С тех пор поиски таинственного сундука местные жители предпринимали неоднократно. Однако никто из кладоискателей так ничего и не нашел.
Кирпичный храм Ильи-пророка, построенный в XIX веке, закрыли в 1930-е. Долгое время здесь размещались зерносклад и колхозная мельница – до сих пор в помещении полуразрушенного храма лежат огромные каменные жернова. Сегодня храм выглядит довольно мрачно: проржавевшая кровля, осыпавшаяся роспись, пустые оконные и дверные проемы.
ОТ КОЛХОЗА ДО БЕСХОЗА
Колхоз в Котловке пытались создать еще в 1929 году, однако местные жители наотрез отказывались в него вступать. «Нам пахать и сеять не с руки! – говорили они. – Кама нас испокон веков кормит». Что правда, то правда – рыболовством котловцы занимались издавна.
Но колхоз все же создали, объединив два села – Котловку и Свиногорье. Просуществовал он недолго: никак не могли ужиться колхозники из двух сел, обвиняя друг друга в жульничестве и безделье. Через год колхоз под названием «Атеист» распался.
А в 1930 году создали в каждом селе по колхозу: в Свиногорье – «Звезду», в Котловке – имени Дзержинского. Занимались не только молочным животноводством, овцеводством и хлебопашеством, но и садоводством – на южных склонах от самой околицы вплоть до родника, который местные зовут Гремячий ключ, тянулись тенистые яблоневые сады.
Сегодня от них остались одни воспоминания. После того как развалили колхоз, на котловские земли пришли нефтяники, основав подсобное хозяйство. Однако оно просуществовало лишь до конца 90-х: новые владельцы столкнулись в проблемами и свернули деятельность. С тех пор молодежь покидает село в поисках работы и лучшей жизни.
Придет ли сюда настоящий хозяин в лице крупного инвестора или фермера? Возродят ли знаменитый яблоневый сад возле Гремячего ключа, восстановят ли старинный храм? Жители Котловки надеются, что их село достойно лучшей доли.