Мы в Telegram
Добавить новость
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Режиссер, педагог Юрий Васильев: «Свобода — это не возможность идти одновременно направо и налево, а безграничная возможность идти в любом направлении с радостью»

Режиссер, педагог Юрий Васильев: «Свобода — это не возможность идти одновременно направо и налево, а безграничная возможность идти в любом направлении с радостью»

В мае этого года Юрию Андреевичу Васильеву исполнится 75 лет. Актер, режиссер, профессор кафедры сценической речи в Российском государственном институте сценических искусств, он разработал собственную методику преподавания сценической речи. Она необычна и очень созвучна современному мироощущению, связывающему все проявления жизни в единую систему. И в то же время базируется на мощной традиции, старой школе. О своем творческом пути, своем методе и учителях Юрий Андреевич рассказал «Культуре».

— Зачем нужен театр? Это вопрос философский. На него отвечали многие, от Аристотеля до оригинального современного философа Федора Гиренка, но я не готов углубляться в него. Мне кажется, театр — это просто данность, нечто абсолютно естественное. Без него невозможно. Он был сотни и тысячи лет назад, он будет всегда. Энергия творчества, которая переходит в игру, нужна всем. И в те времена, и в наши… И уж если театром заразился, выбраться из этого нельзя.

— Когда и как вы заразились театром?

— Моя актерская история началась в пятилетнем возрасте. Когда первый раз в детском саду я вышел на сцену в сказке «Заяц и Лиса». Я играл там собачку, и эта собачка памятна мне на всю жизнь…

Никто мне ничего не подсказывал, никто меня никуда не направлял, я сам лез после этих счастливых минут во все, где можно валять дурака, театрализовать ситуацию, разыгрывать ее на публике… И так постепенно дорос до театрального института. А когда попал в институт, то оказался в волшебном, божественном окружении. Это был подарок, который невозможно переоценить. И педагоги, и мои друзья, соученики по курсу Леонида Федоровича Макарьева — мне замечательно повезло со всеми.

— Вы сохраняете связь со своими однокурсниками?

— Наш макарьевский курс дотянулся единством до нынешних времен. У нас скоро будет 50 лет со дня окончания института, и мы в мае или начале июня попробуем вызвать людей из других городов и стран, чтобы встретиться. Может быть, нам это удастся. В прошлом встречи наши возникали как необходимость чуть ли не каждое пятилетие, а то и чаще.

Это почти родственная компания, больше чем родственная. Это какой-то духовно-нравственный пласт. Ты ответственен перед этими ребятами, а они ответственны перед тобой. Ты их любишь со всеми их особенностями, плюсами, минусами, всех до единого… И когда кто-то из них уходит, то оставшимся больно не потому что мы этого парня знали, а потому, что это частица каждого из нас.

У Макарьева такое часто было на курсах. Тот, который он выпустил в 1939 году, перед войной, продолжал встречаться еще в начале 2000-х. И когда в Доме актера отмечали 110-летие со дня рождения Макарьева, примчались 12 старушек. Они выступали, читали стихи, радовались тому, что помнят мастера… Многие из них были актрисами и до последних минут своей жизни тянули и тянули лямку макарьевцев.

— Кто из артистов был учеником Макарьева?

— Сергей Юрский, Игорь Горбачев, Рэм Лебедев, Нина Мамаева, Ирина Соколова, Николай Иванов, Александр Хочинский, Михаил Боярский, Ефим Падве, Евгений Тиличеев, Валентина Кособуцкая… Народная артистка Маргарита Канторина, которая играла в театре Северного флота… Очень многие…

— А кого из преподавателей вы помните?

— Начиная от Леонида Федоровича и заканчивая педагогами по теоретическим дисциплинам, нам повезло чрезмерно. У нас были учителя, которые учили, не уча, они подсказывали, создавали атмосферу диалога… Про каждого из них можно писать книгу: Лев Гительман и Александра Пурцеладзе, Раиса Рахмилевич и Виктор Боровский, Татьяна Босулаева и Анатолий Шведерский, Людмила Честнокова и Владимир Петров...

Танец преподавала Зинаида Семеновна Стасова (похожая на мадам из конца XIX века — культура, стать, женственность). Движение — Иван Эдмундович Кох, который собственно и создал сам предмет «сценическое движение». Ритмику — Адам Павлович Руппе, замечательный мастер музыкально-ритмической импровизации…

А речь вела Стронгилла Шаббетаевна Иртлач, характерная актриса, эстрадная певица. Ее пластинки в 1930-40-е годы были необыкновенно популярны, они и до сих пор котируются. Она пела феноменально. Это было настоящее цыганское пение, как говорится: «из под телеги»…

У Михаила Чехова есть потрясающая фраза, которая непереводима ни на один язык. Он пишет о своих педагогах — мы учились не у них, мы учились ими. Это же класс! Так вот мои преподаватели учили наш курс самими собой.

К слову, Михаил Чехов учился до того, как попал в МХАТ, у нас в Петербурге — в Суворинском театральном училище, на Английской набережной. Актерское мастерство у них вела Мария Гавриловна Савина, а речь — Владимир Владимирович Сладкопевцев, один из самых ярких педагогов по декламации. Он потом был профессором нашего института и работал здесь до 1956 года.

— Вы не успели с ним поработать?

— Нет, но кафедрой речи у нас заведовал Александр Николаевич Куницын, очень прогрессивный человек, ученик Сладкопевцева. Такого уровня педагогов по сценической речи в нашей стране были единицы в те времена. Он основал целое направление, поистине, свою педагогическую школу. Вопрос целостности всего актерского организма был для него принципиальным. Технику говорения, речи, дикции, ритмов он связывал с включением воображения, действием, движением, поиском того, что провоцирует к речи. Он был моим научным руководителем, когда я работал над диссертацией, и мне многое от него передалось.

— Вы учились на актерском факультете. Почему вы стали преподавателем? Вам интереснее учить, чем самому играть на сцене?

— Учительство — то же самое, что театр. Это такая струна внутри человека, которая, если она настроена, не даст тебе увильнуть. Я с детства это чувствовал — театр и учительство. Сначала собирался стать учителем истории, и это мне очень нравилось. Потом учителем географии, и это мне больше, чем нравилось. Но при этом знал, что буду актером. Выбирал от головы, а все нутро чуяло, что попаду в театр…

Закончив институт, я играл в театре во Пскове, потом служил в армии, вернулся, попробовал поработать в театрах уже здесь, в Петербурге. И вдруг Леонид Федорович Макарьев сказал, что мне надо заняться театральной педагогикой (он имел ввиду «актерское мастерство»).

В 1975 году он ушел из жизни, но на поминках проректор института, потрясающий ученый-фольклорист Виктор Евгеньевич Гусев подсел ко мне и говорит: «Юрий Андреевич, мы хотим, чтобы вы в этом году поступали к нам в аспирантуру». И я поступил, и через год уже получил собственный курс…

Теперь, по прошествии почти пятидесяти лет в педагогике, я понимаю, что учить мне, конечно, интереснее. Намного.

— Ваша методика, ваша система упражнений отличается от классической. Как она возникла?

— В какой-то момент я понял, что я не должен делать ничего из того, что принадлежит не мне. Как это получилось, не знаю, мне пришлось до этой мысли добираться больше десяти лет. Я совершенствовал то, что создали до меня, придумывал какие-то ответвления. Потом понял, что не должен использовать ни одного чужого упражнения, ни одного подхода, ни одного приема. Не потому что это плохо, а потому что оно не прижилось во мне. Потому что я — другой.

Конечно, есть вещи, которые идут и от Станиславского, и от моих учителей. Произрастают из опыта педагогов нашей кафедры, совершенствуются. Это есть и это очень ценно. Но я этим пользуюсь только по-своему и со своим взглядом. И дохожу до самых глубин.

— Что именно идет от Станиславского?

— У Станиславского описан метод физических действий и ощущений. О физических действиях говорят все, об ощущениях почти все забывают. Никто особо ощущения не тренирует, не вызывает их, не будоражит внутри человека. А именно с них все начинается. Они, и реальные, существующие в теле прямо сейчас, и воображаемые, — творческая подпитка. И любое техническое упражнение надо выискивать в контексте с воображением, с ощущениями. Тогда оно работает.

— Суть вашего метода в комплексном подходе? К работе над голосом, дикцией, дыханием вы подключаете тело, воображение, внимание…

— Есть некие триады, на которые я опираюсь, когда придумываю упражнения. Одна из них: ощущение — движение — звучание. Ощущение существует в теле, отзывается в нем, рождает движение и звук, слово. Движение — это поступок, воздействие на партнера. Звук, слово — тоже поступок.

Другая триада: восприятие — воображение — воздействие. На моих занятиях студенты часто работают в парах. Контакт с партнером имеет свою последовательность. Сначала — ощущение человека от мысли партнера, его задумок, от прикосновения, потом восприятие, проживание этого ощущения. Восприятие рождает мысль, включает воображение, и только потом возникают движение и голос. Из ощущения, включения всего тела.

Я толкаю воображаемую волну, и мой голос утекает куда-то вместе с этой волной. Волна докатывается до партнера, трогает его, и мой голос летит не просто так, а в ощущении волны, которую я чувствую в воображении.

Это трудно дается. Подделаться под это можно, и половина студентов подделывается. Он делает мягко, плавно? И я буду делать мягко, плавно. И они показывают. А главного нет. Но через тембр голоса можно увидеть — сыграл ты, или действительно взволнован.

С одной стороны, мы должны действовать осмысленно, в настоящем сердцебиении, настоящем волнении. С другой стороны, мы занимаемся техникой. Как это совместить? Это трудно, но мы учимся. Через ритмы, дыхание, пластику, взаимодействие с партнером… Чтобы у студента, артиста рождался его голосовой поступок. Чтобы его голос был настоящим, не фальшивым, не пустым, не работающим с чужого показа. Тогда и тембр начинает отражать происходящее внутри человека.

— О каких именно ощущениях идет речь?

— Например, ощущение непокоя, балансирования. Предчувствие движения, поступка. Это очень хорошо для артиста, который в любой момент должен быть готов переместиться, оказаться в другом измерении. Чтобы не было движений как таковых, а было устремленное действие, направленное к цели.

Этому меня научил Макарьев. Он нам приводил в пример сцену из «Ревизора» в начале второго акта, в гостинице, когда появляется Городничий. Ее блестяще играл Михаил Чехов. Публика вместе с ним очень внимательно, сосредоточенно наблюдала за ручкой двери. Потом, когда уже вошел Городничий, люди оборачивались на Чехова, а его на месте не было. И никто не заметил, как он исчез со сцены, каким образом…

Или ощущение вертикали. Артист должен чувствовать вертикаль и к ней периодически возвращаться. С нейтральности многое начинается. А нейтральность на языке тела — это вертикаль, это молчание. Это точка отсчета. Человек еще ничего не совершил. Он чуть-чуть балансирует, но в вертикали он нейтрален. Мы еще не знаем, что он скажет, что сделает. И вдруг он начинает…

— То есть каждое слово, каждый жест рождаются здесь и сейчас? Каждый раз заново?

— Учителя наши, мои, никогда не стояли на месте, никогда ничего не повторяли. И этому я у них научился. Лучше на каждом уроке что-то открыть, что-то придумать. Даже если ты делаешь одно и то же упражнение, сегодняшние его вариации должны быть сложнее того, что ты делал вчера. И постепенно эта сложность нарастает. Все на вариациях, не повторять одно и то же. И каждый раз вариации дают возможность чего-то непредсказуемого и для ребят, и для меня… того, чего никогда не было. И хотя мы озвучиваем один и тот же текст (сначала в аудитории, потом на сцене), человек, который его произносит, каждый раз совершенно разный. Актер реализуется так, как может реализоваться именно сегодня.

Что такое свобода? Свобода — это не возможность идти одновременно направо и налево, а безграничная возможность идти или направо или налево... с радостью. Что такое радость? Радость — это возможность идти дорогой, которая внутренне к себе привлекает. Вот этой свободе, этой радости, без которых нет театра, мы и учимся на моих, наших занятиях.

Фотографии: www.teatrdiligence.ru; www.upload.wikimedia.org.




Макарьев

В Калязине бесплатно работает переправа к затопленной колокольне


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

Новости Костромской области

Актерское агентство Киноактер. Актерское агентство в Москве.

В Евпатории появится уютный жилой квартал “Кубики”

Азербайджанцев, подозреваемых в убийстве у «Галереи Чижова», суд отправил в СИЗО

1 мая: какой сегодня праздник, что было в этот день


В Костромской области избирателям с ограниченными возможностями здоровья помогут волонтёры

В Костроме отмечают День Феодоровской иконы Божией Матери

В честь какого города Костромской области назывался советский противогаз малого габарита?

В костромские центры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма поступило новое оборудование


В дни школьных каникул своим опытом делились учителя

Опубликована программа региональной краеведческой конференции в Кинешме

В Костроме объявили имена регионального конкурса «Я – учитель»

В Костромской области откроется ещё пять «Добро.Центров»


Губернатор Костромской области Сергей Ситников
Москва

Собянин: к 2030 году на долю Москвы придется 35–40% туристов в России


Частные объявления в Макарьеве



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Фрэнк Синатра

Леонардо ДиКаприо споет голосом Фрэнка Синатры



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Макарьев на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Подмосковные проекты победили в Международном профессиональном конкурсе НОПРИЗ на лучший проект – 2023

Таунхаус Фрэнка Синатры впервые выставлен на продажу

звезды шоу-бизнеса посетили весеннюю неделю моды estet fashion week

Мама Тимати прошлась по интервью Шишковой: «Смотреть было брезгливо, но Аленка молодец»


Медведев сыграет с Бубликом в Мадриде 

Медведев обыграл Бублика и вышел в четвертьфинал "Мастерса" в Мадриде

Рублёв: быстрая победа над Грикспором связана с тем, что хотел быстрее уйти с корта

Рыбакина узнала неприятную новость перед "казахстанским дерби"


Chat log from R7 of 2024: Gold Coast vs West Coast

China’s Huawei launches new software brand for intelligent driving

Fans slam ‘worst thing I’ve ever seen from EFL ref’ as John Eustace sent off after heated touchline bust-up

Tyson Fury vs Oleksandr Usyk undercard: Who is fighting on huge Saudi bill?