Мы в Telegram
Добавить новость
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2 3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

«Марийцы в составе Казанского ханства пользовались значительной самостоятельностью»

«Марийцы в составе Казанского ханства пользовались значительной самостоятельностью»

Сергей Свечников: «К сожалению, источников по истории мари в период Золотой Орды сохранилось очень мало»

Фото: сайт Национальной библиотеки Марий Эл nbmariel.ru

«Уже не Орда, но еще не Русь»

– Сергей Константинович, прежде чем говорить о Марийском крае в период Казанского ханства, предлагаю уточнить, на какой территории проживало марийское население? Насколько она совпадает с территорией современной Республики Марий Эл? – Территория расселения мари в период Казанского ханства была значительной, она простиралась далеко за пределы очертаний современной Республики Марий Эл. Марийское население проживало в Поветлужье, далее от Ветлуги до среднего и нижнего течения Вятки, а также в правобережье Волги от Нижнего Новгорода до Свияги. Отдельные марийские поселения были в Прикамье в районе устья реки Белой и на территории Арского, Балтасинского, Кукморского, Мамадышского районов Республики Татарстан – там, где имеются древние черемисские кладбища – «чирмеш зиараты». – Есть ли сведения письменных и археологических источников о статусе территории проживания мари в период Золотой Орды? Входила ли она в состав данного государства или была связана с ним вассальными отношениями? – К сожалению, источников по истории мари в период Золотой Орды сохранилось очень мало. О многом, в том числе о статусе территории проживания мари, приходится судить по косвенным сведениям. Определенно можно сказать, что статус разных групп марийского населения зависел от территории их проживания. Луговые мари, расположенные близ булгарских городов, таких как Казань, Арск, были достаточно прочно втянуты в орбиту власти ордынских правителей. Они были разделены на сотни и десятки, платили ясак, прочие подати, выполняли различные повинности. Также на их территории имелись военные форпосты: судя по сохранившимся захоронениям, ордынские воины там находились постоянно и были женаты на марийках. 

Фото: из открытых источников dzen.ru

Ветлужские мари, проживавшие в лесистой местности далеко от ордынских центров, пользовались гораздо бóльшей свободой. Они имели возможность балансировать между государственными образованиями, окружавшими их, – Галицким и Костромским княжествами, Вятской землей и Золотой Ордой. Здесь даже образовалось свое марийское княжество (точнее, кугужество, так как во главе его был кугуз) со столицей в Шанге (Шангском городище, что в Костромской области, около города Шарья). Правда, Кельдибек, последний ветлужский кугуз, правивший в конце XIV – начале XV века, был ставленником хана Тохтамыша. Горные мари, которые населяли правобережье Волги, с одной стороны, зависели от Золотой Орды, здесь тоже были ордынские форпосты, такие как крепость Аламнер (между современными Козьмодемьянском и Чебоксарами). С другой стороны, горномарийская земля постепенно входила в сферу влияния русских князей. К концу XIV века горные мари, проживавшие между Окой и Сурой (наряду с мордвой), вошли в состав Нижегородское княжества. В Засурье, то есть к востоку от Суры, русские князья любили прятаться от своих преследователей в разгар междоусобиц, здесь некоторые территории перешли во владение Нижегородского Спасо-Преображенского монастыря. Вместе с тем в 1377 году Засурье было беспощадно разорено ханом Араб-Шахом. Словом, у земли, где проживали горные мари, не было четкого однозначного статуса – что-то типа «уже не Орда, но еще не Русь».

«Ханская администрация не вмешивалась во внутренние дела марийских общин» 

– Каков был уровень развития общества у мари накануне и в начале возникновения Казанского ханства? – В период Казанского ханства мари находились на самой поздней стадии развития доклассового общества, которую иногда еще называют «военной демократией» (по выражению Фридриха Энгельса, военная демократия – это «эпоха железного меча, а вместе с тем железного плуга и топора»; подобным же образом характеризует марийцев Казанский летописец: «земляпашцы и трудницы и злолютыя ратники»). Марийское общество состояло из знати (ее представители носили такие титулы, как «кугыза», «кугурак», «лужа», «он» и другие), свободных общинников («шемер»), рабов («кул»), но эти социальные группы не окончательно сформировались в классы или сословия. Существовала солидарность верхов и низов марийского общества, поскольку знать зависела от общины, представленной, кстати, хорошо вооруженными марийскими мужчинами, более, чем от государства, ханской администрации. Власть марийской знати держалась не на грубом насилии, а на авторитете, харизме. Вместе с тем, институт выборности марийской знати изживался, их власть обретала наследственный характер. Например, высокое положение в обществе сохраняли сыновья известных марийских князей – Мамич-Бердея и Тугая. – Каков был статус марийских земель по отношению к Казанскому ханству (имели ли мари определенную автономию, насколько были включены в административно-территориальную систему этого государства)? – В составе Казанского ханства марийцы пользовались самоуправлением, они находились в статусе, близком к конфедеративному. Они были включены в состав даруг (Алатской, Арской, Якийской и Горной стороны). Как и во времена Золотой Орды, марийское население делилось на сотни и десятки. Руководители марийских сотен были прочной опорой казанских ханов. Они участвовали в присвоении прибавочного продукта у менее родовитых соплеменников, получая часть ясака за услуги ханской администрации. Одновременно марийская знать, вставая под руку казанских правителей, постепенно утверждала собственную власть над рядовыми соплеменниками. Вместе с тем ханская администрация не вмешивалась во внутренние дела марийских общин, в том числе в процесс выборов сотников и десятников. Большим авторитетом среди марийцев пользовались сотные князья («лужавуй»), которых избирали из своей среды сотники для того, чтобы те руководили крупными территориальными союзами. Например, Болтуш возглавлял вятских мари, Мамич-Бердей – кокшайских мари, Тугай – горных. Иногда они даже осмеливались вести самостоятельную внешнюю политику, не считаясь с «официальным курсом». В частности, горномарийский лужавуй Тугай в 1546 году заключил с Иваном IV военно-политический союз против хана Сафа-Гирея, чтобы вместо него возвести на престол хана Шах-Гали.

Репродукция картины Георгия Тайгильдина «Легенда о Полтыше»

Источник фото: vkm.mari-el.muzkult.ru

«Путешественники утверждали, что черемисы следуют магометанскому учению»

– Какова была религиозная ситуация на территории проживания мари в данный период? Известно, что в Казанском ханстве преобладали исламское право и культура, а традиционная религия мари – политеистическая.  – В XVI веке все иностранные путешественники в один голос утверждали, что «черемисы следуют магометанскому учению». Мари на самом деле в основном являлись язычниками, но испытывали на себе сильное и многостороннее влияние татар-мусульман. В первую очередь мусульманскую веру принимала марийская знать, стремившаяся таким образом упрочить своё положение в ханстве. Скорее всего, основная масса марийского населения номинально считалась мусульманской – по крайней мере, это ей позволяло избавиться от уплаты налога джизья, взимаемого с немусульман.  Однако мари переняли лишь некоторые элементы ислама – терминологию из арабского и персидского языков (например, возглас «Бисмилла!» в начале молитвы, понятия «авыз», «керемет», «киямат», «молла», «пиямбар», «суап» и ряд других), некоторые традиции и обряды (празднование пятницы, ограничения на употребление свинины и др.). Во многом под влиянием мусульманской традиции почитания могил святых у мари возник культ Акпатыра, которого считали сводным братом татар Казаклара и Шиквава, отождествляемых с мусульманскими святыми Бейрашем (ум. 1569) и Иш-Мухаммедом (ум. 1589). Все эти и другие компоненты ислама приспосабливались к сложному комплексу традиционной религии мари, в итоге происходило формирование своеобразного языческо-мусульманского синкретизма. – Есть точка зрения, что под «черемисами» в русских летописях подразумеваются не только мари, но и представители других народов Поволжья. Согласны ли вы с ней? – Под «черемисами» в русских летописях следует подразумевать прежде всего мари. Исключение составляет «Казанская история», где под «черемисами» («черемиса, а по-нашему чернь») подразумевается всё нетатарское население ханства – мари, мордва, чуваши и даже башкиры. В остальных случаях под этим этнонимом, как правило, скрываются именно марийцы, а также марийцы, говорившие на чувашском языке, но сохранявшие марийское (черемисское) самосознание. Не секрет, что население северной части Чувашии в документах до конца XVII века обычно фигурировало под названием «черемисы», иногда – «чуваши»; в некоторых документах одни и те же лица значатся то как «черемиса», то как «чуваша». Согласно археологическим данным, население Северной Чувашии до конца XVII века характеризовалось чертами материальной культуры, присущими горным марийцам. Словом, вплоть до конца XVII века в северной части современной Чувашской республики проживало население, которое разговаривало на чувашском языке, но внешне полностью было похоже на горных мари. Они либо считали себя марийцами, либо испытывали затруднения с определением своей этнической принадлежности. Сейчас потомков этого населения относят к чувашской этнографической группе виръял (верховых чувашей). Примечательно, что низовые чуваши ещё в XIX веке называли верховых «черемисским отродьем» и «чувашами на черемисский лад».

«Весьма опытные лучники, причем лука никогда не выпускают из рук» 

– Какова роль «черемисов» в русско-казанских войнах? – Марийские отряды принимали участие во всех вооруженных столкновениях между Казанским ханством и Русским государством прежде всего потому, что это было связано с необходимостью отбывать воинскую повинность в пользу хана. С другой стороны, русские войска воспринимались как завоеватели, они опустошали все земли Казанского ханства, в том числе и марийские. Противостоять этому можно было, только объединившись с другими народами Казанского ханства во главе с опытными татарскими военачальниками. Марийцы были значительной силой в казанском войске. Левобережные марийцы в случае необходимости могли выставить до 20 тысяч ополченцев, а горные марийцы вместе с чувашами – 12 тысяч. Вооружение марийских воинов состояло из луков со стрелами, боевых топоров, копий, булав, ножей; знатные марийские воины также носили сабли и надевали кольчуги. Они могли сражаться пешими, конными, на лодках и на лыжах. Используя сигнальные трубы, марийцы очень быстро производили сбор воинов и выполняли по специальным звуковым сигналам определенные боевые команды. Главное, что ценилось в марийских воинах – это их меткая стрельба из лука, умелая организация засад, применение различных военных хитростей, быстрые передвижения. Однако в длительных сражениях на открытом поле марийцы обычно терпели поражение. 

Источник фото: marimedia.ru, худ. © Алексей Григорьев

На помощь своим мужчинам часто приходили марийские женщины. Петр Петрей, шведский посланник в Русском государстве, в своих записках указал, что когда черемисы «идут на неприятеля, вооружаются все, и мужчины, и женщины, которые всегда встречают врага с такой же храбростью и отвагой, как и мужчины, стреляют назад и вперед себя в неприятеля, который и обращается в бегство». Соответствующим было и воспитание подрастающего поколения. Сигизмунд Герберштейн (I четверть XVI века) в своих «Записках о Московии» указывает, что черемисы «весьма опытные лучники, причем лука никогда не выпускают из рук; они находят в нем такое удовольствие, что даже не дают есть сыновьям, если те предварительно не пронзят стрелой намеченную цель».

– С чем связано длительное сопротивление мари Московскому государству после взятия Казани? – Главной причиной упорного сопротивления мари после падения Казани являются военно-демократические порядки, царившие в средневековом марийском обществе. Кроме того, надо учитывать, что марийцы в составе Казанского ханства пользовались значительной самостоятельностью; как только ханство было ликвидировано, возникла реальная угроза утраты марийцами свободы, а точнее, права жить по-своему, и того мира, в котором они жили. Также основная масса марийцев проживала вдали от крупных русских крепостей, стратегически важных путей сообщений, в местности, где было немало естественных преград, которые серьезно затрудняли действия царских войск – таежные леса, бескрайнее болота, тысячи рек и речушек. Марийцы умело пользовались особенностями родной местности. Они раз за разом уходили от мощных ударов врага, благодаря этому долгое время сохраняли свои силы для дальнейших действий, применяя излюбленную тактику лучного боя, засад, скрытных передвижений и стремительных набегов.

«Бунт черемисский продолжался до конца Иоанновой жизни» 

– Каковы основные этапы «Черемисских войн»? – Первая черемисская война проходила сразу после падения Казани в 1552–1557 годах. По сути, это было продолжение Казанской войны, начавшейся в 1545 году. Целью войны было возрождение Казанского ханства, участвовали в ней все народы Среднего Поволжья. Эта война развивалась волнами (первая: конец 1552 – начало 1554, вторая: июль – октябрь 1554, третья: конец 1554 – март 1555, четвертая: конец 1555 – июль 1556, пятая: конец 1556 – май 1557). Все волны получали свое начало на территории расселения луговых мари, а затем охватывали остальные части бывшего Казанского ханства. 

Первая черемисская война.

Фото: ru.wikipedia.org, public domain

Беспрерывные столкновения с царскими войсками, разразившийся зимой 1556/57 года голод, начавшаяся эпидемия чумы, полное прекращение какой-либо внешней поддержки – всё это вынудило марийцев прекратить сопротивление и заключить перемирие.  Вторая черемисская война (1571–1574) началась сразу же после похода крымского хана Девлет-Гирея, закончившегося сожжением Москвы. Причинами Второй черемисской войны явились, с одной стороны, продолжение борьбы за возрождение Казанского ханства, с другой стороны, новые, антифеодальные мотивы – население, которое находилось под наиболее жестким контролем со стороны царской администрации (горные мари, чуваши, приказанские области), было недовольно ростом объема повинностей, злоупотреблениями чиновников. Еще одним отличием Второй черемисской войны от Первой было сравнительно активное вмешательство иностранных государств – Крымского и Сибирского ханств, Ногайской Орды и даже Турции.  Кроме того, восстание охватило соседние регионы, уже вошедшие к тому времени в состав России – Нижнее Поволжье и Приуралье. С помощью целого комплекса принятых мер (мирные переговоры с достижением компромисса с представителями умеренного крыла восставших, кампания подкупа, изоляция повстанцев от их иностранных союзников, карательные походы, строительство крепостей) Ивану IV удалось сначала расколоть повстанческое движение, а затем подавить его.  Очередное крупное вооруженное выступление народов Поволжья и Приуралья, начавшееся в 1581 году, было вызвано теми же причинами, что и предыдущее. Новым было то, что жесткий административно-полицейский надзор начал распространяться и на Луговую сторону (к местному населению были приставлены «сторожи», проводилась конфискация лошадей). Восстание началось в Приуралье летом 1581 года, затем волнения перекинулись к левобережным марийцам, вскоре к ним присоединились горные марийцы, казанские татары, удмурты, чуваши. Повстанцы блокировали Казань, Свияжск и Чебоксары, совершали походы к Нижнему Новгороду, Арзамасу, Хлынову, Галичу. Москва была вынуждено срочно прекратить без того неудачную и слишком затянувшуюся Ливонскую войну, заключив перемирие с Речью Посполитой (1582), Швецией (1583), и бросить значительные силы на усмирение поволжского населения. Война носила ожесточенный характер. Н.М. Карамзин писал об этом: «Бунт черемисский продолжался до конца Иоанновой жизни с остервенением удивительным: не имея ни сил, ни искусства для стройных битв в поле, сии дикари свирепые, озлобленные, вероятно, жестокостию царских чиновников, резались с московскими воинами на пепле жилищ своих, в лесах и в вертепах, летом и зимою, хотели независимости или смерти».  Основными методами борьбы против восставших были карательные походы, строительство крепостей, а также мирные переговоры, в ходе которых Иван IV, а после его смерти фактический правитель России Борис Годунов обещали прекратившим сопротивление амнистию и подарки. В итоге весной 1585 года «добили челом государю царю и великому князю Федору Ивановичу всея Руси черемиса вековым миром». Так завершилась эпоха черемисских войн.

Интервью стало продолжением разговора о Черемисских войнах, которую обсуждали на круглом столе «Миллиард.Татар» «После 1552 года»: интеграция татар в состав Московского государства».   

София Костогрызова, «Миллиард Татар»




Козьмодемьянск

МЖД: движение поездов от Белорусского и Савеловского вокзалов восстановили


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

В Марий Эл нашли тело бывшего руководителя Нижегородской ярмарки

Будут ли обретены мощи святой Тамары (Сатси)?

Молодого жителя Чувашии осудили за обман жителей Марий Эл

16-летний экстремал перевернулся на мотоцикле в Килемарском районе

Новости Марий Эл

Продвижение новых песен с высоким результатом

«Кубок футбольных мам» прошел на стадионе «Москвич» в Лобне

Магнитная буря 2 мая может спровоцировать северное сияние в Москве

Производственные площадки АО «Желдорреммаш» в апреле посетило более 4700 школьников и студентов


Названа дата открытия паромной переправы в Козьмодемьянске

Началось бронирование билетов на «Метеоры» из Нижнего Новгорода в Ульяновск

В Марий Эл определили «лучших по профессии» среди сотрудников вневедомственной охраны Росгвардии

Названы маршруты «Метеоров» из Нижнего Новгорода на 2024 год


Расписание ряда поездов Ярославского направления МЖД изменится в мае

Стартовало предварительное бронирование билетов на рейсы из Нижнего Новгорода в Ульяновск

Названа дата открытия паромной переправы в Козьмодемьянске

«Метеоры» запустят из Нижнего Новгорода до Ульяновска в предстоящую навигацию


Глава Марий Эл Юрий Зайцев
Москва

Собянин: На Пасху городской транспорт будет работать дольше


Частные объявления в Козьмодемьянске



Загрузка...
Rss.plus
Персональные новости
Анастасия Ивлеева

Анастасия Ивлеева удалила из Instagram все фотографии и видеоролики



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Козьмодемьянск на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Концерт "Русская душа"

Linkin Park воссоединяются и едут в тур. Место Честера Беннингтона займет неизвестная вокалистка

"Вальс Победы" покажет Театр Ульгэр в честь Дня Победы, Россия, Культура Дети, Концерт

Культура России: как прошёл конкурс бурятского языка для детей в Бурятии?


"Я играю и зарабатываю хорошие деньги, но...". Рыбакина назвала главную проблему в женском теннисе

Елена Рыбакина выступила с критикой в адрес WTA

Увидит ли Париж Мирру из России? Андреева дает жару в Мадриде и включается в олимпийскую гонку

ATP представила новые правила парного тенниса


Tom Aspinall says UFC 304 start time is ‘awful’ and should be changed as Brit provides update on next opponent

5 Things To Remember When A Friendship Ends

Tyson Fury vs Oleksandr Usyk undercard: Who is fighting on huge Saudi bill?

13 Crops You'd Be INSANE Not To Plant in May