Мы в Telegram
Добавить новость
Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015 Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016 Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017 Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Се ля ви татарстанского синема. Смена поколений и призрак «Броненосца»

Се ля ви татарстанского синема. Смена поколений и призрак «Броненосца»

Многие годы внимательно следила, что происходит у нас в кинематографе. Площадкой наблюдения был Казанский международный фестиваль мусульманского кино, до 2010 года именовавшийся «Золотым Минбаром». Событием первого фестиваля стала первая полнометражная игровая лента в Татарстане «Куктау» Ильдара Ягафарова, Фарит Бикчантаев получил тогда приз «За лучшую мужскую роль». Уже на третьем «Минбаре», в 2007 году, приз зрительских симпатий присудили фильму Рамиля Тухватуллина «Дилемма», представленному среди других четырёх работ из Татарстана, а из уст министра культуры Зили Валеевой прозвучало: «В Татарстане начинается эра кино». Последующие годы появились такие работы, как «Трёхногая кобыла» Нурании Замалиевой, снятая на средства частного инвестора, и комедия «Орлы» Рамиля Тухватуллина. Обе были отмечены призами кинофестиваля. Резонансным событием стал выход в 2009 году полнометражной ленты «Бибинур» по повести Аяза Гилязова, снятой студией «Сабантуй» на условиях софинансирования России и Татарстана. В качестве режиссёра на него пригласили петербуржца Юрия Фетинга, а оператором — обладателя приза «Озелла» Венецианского фес­тиваля Максима Дроздова. В 2010 году фильм получил главный приз КМФМК, и урожай различных наград картины этим не ограничивается.

Всякий раз появления очередной полнометражной игровой ленты ждут у нас, словно рождения дофина в монаршьей семье. Это объяснимо. Ведь ещё сам Эльдар Рязанов, выступая на пресс-конференции «Золотого Минбара-2008», заметил: «Национальное кино начинается с хорошего фильма. Татарам нужно снять своего «Броненосца Потёмкина». С мэтром не поспоришь. Процесс идёт. Фильмы появляются. «Рассвет» татарстанского кинематографа как будто не за горами, но такое ощущение, что расстояние до него никак не сокращается. Примеры же того, когда Казань упоминают сегодня в привязке к кино в масштабе России и мира, касаются, скорее, не феноменов локального кинопроцесса, а отдельных имён. Взять ту же Чулпан Хаматову или сценариста Дениса Осокина. Можно вспомнить здесь и премьера балетной труппы Театра имени Джалиля Олега Ивенко, сыгравшего главную роль в фильме Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон». Но это, пожалуй, яркий эпизод биографии самого артиста.

«Броненосец» на радарах как будто бы всё время маячит. Только вот кто будет у его штурвала? Вопрос открыт. В то же время мы наблюдаем приход в профессию новых режиссёров и появление новых работ. О том, как меняется генерация творческих сил местного кинематографа, мы решили поинтересоваться у кинокритика Адили ХАЙБУЛЛИНОЙ.

— Адиля, здравствуйте! Скажите, как давно вы следите за местным кинопроцессом? Насколько выстроили для себя его эволюцию?

— Моя вовлечённость в кинематограф, в том числе татарстанский, так же, как и у вас, началась с Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Я работала на кинофоруме организатором мастер-классов и внеконкурсных показов, была членом его отборочной комиссии. В нашей республике снимается не так много картин. Каждая из них становится событием и вызывает интерес, тем более, если ты занимаешься кино и живёшь в этом регионе. Не перестану говорить о том, что в какой-то момент для меня в местном кино появился ряд спекулятивных и манипулятивных тем и сюжетов: татарской деревни, национальных обрядов, обычаев, героев. Из общего ряда выделялись, пожалуй, фильмы Салавата Юзеева. Но почему бы не поговорить в кино о чём-то, кроме поиска своих корней и самоидентификации? Либо затрагивать эти темы по-новому с точки зрения визуального выражения. Знатоки могут мне возразить и привести в пример Якутию, где снимают картины с выраженным «национальным акцентом», и кино там как раз на подъёме. Но если говорить о якутском кинематографе, то в нём представлены все жанры — от триллера до молодёжных альманахов, а у нас разнообразия жанров и форм, на мой взгляд, не хватает. Такие работы есть, но они не всегда доходят до зрителя. Поэтому сегодня мне намного интереснее наблюдать за тем, что делают в Татарстане молодые режиссёры, следить за их экспериментами. Это моё сугубо личное предпочтение, но в кино мне хочется удивляться.

— Почему, по-вашему, молодые более свободны? Они менее зависимы? Меньше оглядываются на конъюнктуру?

— У каждого молодого режиссёра очень индивидуальная история. Возьмём выпускника КазГИКа Павла Москвина с его фильмом «Пустота», который он снял на свои собственные деньги. Паша — пример режиссёра-фаната. Представить в качестве дебюта полный метр, да ещё историю о посттравматическом синдроме, было очень серьёзной заявкой. Российская премьера фильма прошла на фестивале «Амурская осень», затем «Пустота» участвовала в фестивале «Спутник над Польшей». Вторую свою картину «Солдатская шапка» Паша снял уже с поддержкой Министерства культуры Татарстана. Мы можем взять и пример «независимого кинематографа». В этом плане очень интересен режиссёр Рим Шафигуллин, автор любопытных короткометражных историй. Он, как правило, снимает ради того, чтобы снять, ни на что не претендуя. Недавно на международном кинофестивале «Восемь женщин» в Москве была премьера фильма Альфии Шакирзяновой «Не называй меня Вася». Это симпатичная история из деревенской жизни, студенческая работа Альфии в КазГИКе.

История каждого из этих ребят уникальна. Но непонятно, что будет с ними дальше. Исходя из того, что я вижу в их работах, не могу с уверенностью говорить об их выраженных амбициях в отношении регионального кино. Они больше снимают для собственной реализации, для того, чтобы заявить о себе на каких-то сторонних фестивалях, площадках, платформах. В них нет заточенности на то, чтобы работать именно с национальным элементом. Для меня это очень показательно.

— Но всё же формат национального кино сегодня не менее востребован среди киноманов, фестивальной публики. Его ведь тоже надо развивать?

— Если мы хотим заявлять миру о Татарстане, нам никуда не уйти от трансляции национальной идентичности. Но форма того, как это делается, может быть совершенно разной. Условно говоря, «про Шурале» можно снимать абсолютно по-новому. Лично для меня же понятие «национальное кино» включает всё, что снимается в регионе. Работы Рима Шафигуллина, которые рассказывают о Казани, о том, что волнует сегодняшних молодых ребят, на мой взгляд, не менее «национальны». Беспокоит другое: почему режиссёры, чьи имена я назвала, уже не живут в Казани? Почему они уезжают? Выходит, места для них здесь нет? Москва, по крайней мере, даёт больше возможностей заработать, для того, чтобы потом что-то снять. Может быть, что и здесь. Но есть и другие примеры — Ильшат Рахимбай, Юля Захарова и Амир Галиаскаров — они живут и работают в Казани.

— Не так давно была попытка рассказать «про Шурале» по-новому. Имею в виду работу Алексея Барыкина «Водяная» — триллер со спецэффектами, который анонсировался как настоящий прорыв. Картина была в российском прокате. Как оцените эту работу?

— Я всегда за поиск. Невозможно сразу сделать что-то грандиозное. Надо пробовать. Алексею Барыкину я благодарна за попытку. Он попробовал зайти на новую территорию. Благодаря этому вскрылись какие-то ключевые проблемы. Не только для зрителей, но и для тех, кто дальше рискнёт вступить в пространство детского кино. Невозможно вырастить шедевр, не вспахав «минное поле», образно выражаясь.

— Разговор о татарстанском кино, как правило, всегда выходит на обсуждение проблем отрасли. Речь сегодня не о них. Хочу спросить о другом: каковы роль и участь кинокритика, которому предстоит оценивать местный кинопродукт? Как оставаться объективным?

— Безусловно, оценивая любое региональное кино, необходимо понимать особенности его становления и развития, учитывать эти аспекты. Но при этом я против того, чтобы делать скидки на разные обстоятельства, а за то, чтобы оценивать то, что вижу. Есть чёткие критерии: соответствие жанру, структура, авторское высказывание — его новаторство, идея; визуальная подача — операторская работа, монтаж, цветокоррекция и так далее; органичное существование актёров в кадре, музыкальное оформление. Я убеждена, что при любом бюджете и при любых условиях можно снять фильм, в котором всё гармонично. Так же, как и за миллионы, можно сделать абсолютно провальный продукт. Борис Гуц, например, все свои фильмы снимает на Айфон. А в прошлом году я писала рецензии на выпускные работы будущих кинематографистов из КазГИКа и осталась под большим впечатлением от криминальной комедии студента Никиты Зубкова «Киногрех».

Кинокритик в любом случае оценивает результат. Не люблю, когда авторы стараются объяснить, как это должно было выглядеть в идеале и что не получилось по тем или иным причинам. Нужно поддерживать национальный кинематограф, но не таким образом, чтобы на «ура» принимать всё, что выходит. Критик ведь не только «обслуживает» киноиндустрию, но и повышает культуру киносмотрения у зрителей. Именно в этом главная миссия профессии. Нынешняя аудитория Казани очень просвещённая и насмотренная, и именно поэтому я никогда не стану оправдывать перед ними образцы национального кино, если их уровень меня удовлетворять не будет. Объяснить специфику — смогу, но заставить полюбить ленту только потому, что она местного производства, — нет. Зритель приходит в кинотеатр, платит двести-триста рублей и имеет право выбирать. Но наши фильмы сегодня неконкурентоспособны вообще, если мы говорим о том мировом сегменте, с которым он соприкасается.

— Это характерно только для Татарстана?

— Это проблема и других регионов России. Но есть исключения. Почему Кантемир Балагов со своей «Дылдой» или «Теснотой» вышел на мировой уровень? В Кабардино-Балкарии, откуда он родом, все были достаточно далеки от кино, пока туда не приехал Сокуров и не вырастил целую плеяду молодых режиссёров — Владимира

Битокова, Киру Коваленко, Олега Хамокова. «Теснота» Балагова, «Глубокие реки» Битокова, «Антигона» Хамокова — все эти работы глубоко национальны и покоряют крупные фестивали. С новым фильмом Битокова сейчас работает продюсер Александр Роднянский. Это — опыт Кабардино-Балкарии. Возможно, у нас должен быть какой-то другой сценарий развития.

— Можете ли вы назвать работы, с которых стоило бы начать знакомиться с творчеством представителей «новой волны» местного кинематографа?

— Назову работы, неординарные, на мой взгляд, для Татарстана. Либо традиционные, но снятые с нового ракурса. В документальном жанре это фильм Булата Минкина «Берузе» («Один») о человеке, восемнадцать лет просидевшем в одиночной камере, в Китае. Сейчас Булат собирается снимать вторую картину. Ему интересна тема татар, он считает, что она не отрефлексирована. В качестве удачного проекта хочу выделить комедию «Кире» Рустама Рашитова. В ней затронут конфликт двуязычья — главный герой в исполнении Фаниса Зиганшина, который говорит только на татарском, сталкивается с тем, что мир-то, оказывается, меняется. Сделана картина в весьма любопытной форме. Фильмом занимались московские продюсеры, и это очень чувствуется. По совершенно иной эстетике.

Мне самой интересно, прежде всего, режиссёрское кино. То, в котором автор стремится о чём-то высказаться. В заказном коммерческом кино это не всегда получается. Надо быть великим мастером, чтобы суметь «вшить» туда самого себя. Сейчас в процессе монтажа находится фильм Влада Петрова «Пувырга». Очень жду этого фильма. Надеюсь, он меня порадует и впечатлит.

— Мы все в какой-то мере находимся «в режиме ожидания». Это наверно и не плохо — если ждём. Спасибо Вам за высказанное мнение! Читателям поясню, что тема местного кинематографа, о проблемах которого много говорят и пишут, конечно, не исчерпывается единственной точкой зрения. Многие вопросы требуют продолжения разговора.

Интервью подготовила Айсылу МИРХАНОВА для журнала «Казань»

Фото Алины Раджабовой




Москва

Ефимов: для целей программы реновации Москва выделила 9 га за январь-март


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Путешественники составили топ-10 самых живописных озер и рек России

В День Победы телебашня в самарском регионе озарится праздничными огнями

На телебашне в Тамбове включат тематическую подсветку в честь Дня Победы

Новости Кабардино-Балкарии

Теплоходные прогулки по Амуру стартовали в Благовещенске

Армяне в Великой Отечественной войне: Иван Георгиевич Магакьян

Озоновые Дыры: Вызов современности, Взгляд Романа Терещенко

«СВЯТОЙ ЛЕНИН» и все правительства могут отменить либо собрать все налоги!


Бастрыкин поручил наградить спасавших людей из упавшего в Мойку автобуса очевидцев

Ночью в Тульской области заметили полярное сияние

«Авто уничтожено огнем»: на трассе в Смоленской области произошла серьезная авария

Самарские «Крылья Советов» проиграли «Ахмату»


Ежедневный прогноз пожарной опасности опубликовали в Подмосковье

Самарские «Крылья Советов» проиграли «Ахмату»

«Прекратить оказание соцуслуг»: минераловодский приют для бездомных обжалует решение суда

«Авто уничтожено огнем»: на трассе в Смоленской области произошла серьезная авария


Глава Кабардино-Балкарии Казбек Коков
Москва

В мэрии Москвы рассказали о новых маршрутах круизных теплоходов


Частные объявления в Кабардино-Балкарии



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Анастасия Волочкова

Поклонники в печали! Анастасию Волочкову засняли на Мальдивах в трауре



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Нальчик на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Блогер Настя Ивлеева пожертвовала полмиллиона рублей бойцам СВО из Забайкалья

Театр и дети, Культура и Россия: Об артисте госцирка Бурятии Саяне Дондокове

Рады познакомить вас с артистами цирка Бурятии: Саян Дондоков - Театр и дети, Культура и Россия

Выжидала момент: Орбакайте решила лишить Никиту Преснякова части наследства


Потапова проиграла Остапенко во втором круге турнира WTA 1000

Рафаэль Надаль первым в истории тенниса выиграл 200 матчей на грунтовых «Мастерсах»

Тарпищев: нельзя Медведева назвать главным претендентом на золото Олимпиады

Азаренко вышла в 1/16 финала турнира WTA-1000 в Риме


Evolution of Humans in 20 Minutes

nadal_rafael1280

Mastering the Art of Automotive Enhancement

Watch Ferns Get Freaky - Deep Look