Георгий Зотов: ВОДКИ ПОТОМ НЕ ХВАТИТ
Этой весной я помню капитальное возмущение по поводу отмены русской культуры». Да чего там, мне самому не нравилось. Тупо запрещали все подряд. Русский салат» в супермаркетах Рима стал итальянским. Театр Ла Скала отстранил дирижера Гергиева от работы. В отдельных библиотеках США и Франции особые умники призвали вынести книги Достоевского и Чехова. Это, разумеется, тупость и сволочизм. Валерий Гергиев. Фото: culture.ru Но, честно говоря, за праведным гневом мы забыли одну интересную вещь. Я много езжу по странам так называемого третьего мира». Египет, Индия, Эфиопия, вот недавно Бангладеш и Шри Ланка. Везде мне в изумлении говорят: А почему у нас больше не показывают российское кино? Не издают ваших писателей? Нет в продаже никаких журналов, которые рассказывают о жизни в России?» При СССР-то всего было в достатке, причем на местных языках. Чего там – даже в Афганистане, рискуя жизнью, ездили наши культурные бригады» и показывали кино в кишлаках. В результате битву за культуру с США мы проиграли вчистую. Везде восторги от Голливуда, кока-колы, комиксов и Дена Брауна. Нас же забыли всерьез – и я откровенно слабо надеюсь, что когда-либо вообще вспомнят.
В Египте я общался со студентами, учившимися в советских вузах. Народ вспоминал, как в восьмидесятые годы он привез видеокассеты с фильмами СССР родителям. Те закономерно впали в экстаз от Москва слезам не верит», Белого солнца пустыни» и Семнадцати мгновений весны». Теперь, конечно, современное российское кино никто не знает. Мне задавали удивленные вопросы: А вы вообще снимаете что-нибудь или у вас больше нет режиссеров и актеров?»
Отчасти они где-то правы – киноискусство у нас сейчас такое, что после просмотра новинок хочется хлопнуть залпом стакан водки и выйти стреляться. Изредка отдельные нормальные фильмы все же есть (вроде Красного призрака»), только их за границей показывают умеренно и широкой публике они незнакомы. Я один раз видел российское кино, – смущенно улыбается 65-летний египтянин, выпускник МГИМО. – «Левиафан» называется. Мне на середине захотелось напиться и пойти набить кому-то морду – так беспросветно и мрачно. Ни комедий, ни боевиков мы в Египте из России не видим. Только вот такое». Ну, собственно, да. Голливуд, где (не будем забывать) снимается масса великого и отличного кино, победно шествует по миру, а у нас уже киноискусство давно утонуло в болоте ерунды. Так задумаешься, а что показать-то им? Зою»? Девятаева»? Водки потом не хватит, чтобы люди в себя пришли. Фото: youtube.com/c/TheBadComedian Относительно российских книг. В Европе (по крайней мере раньше) издавали Лукьяненко и Глуховского. В третьем мире» их тоже печатали, но совсем мало и плохо, для отдельных любителей. Фишка тут в том, что в СССР наличествовало издательство Прогресс», каковое являло миру русских классиков на куче экзотических языков. На суахили, бенгальском, хинди, сингальском. И переводчики были классные, и издавали Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого. И их охотно читали, они были во множестве библиотек азиатских и африканских республик. Даже когда правительства менялись, как перчатки, переиначивая социализм на проамериканскую ориентацию, а потом на прокитайскую, эти книги продолжали читать. Но старые издания истрепались, а новых не издают. Почему? Потому что бабло. Нам самим его не хватает, а товарищи Хрущев и Брежнев прежде достаточно раздали азиатским и чернокожим друзьям на халяву оружия, кредитов и фабрик с заводами – назад же ни копейки никто не вернул. Поэтому есть у нас сейчас Россотрудничество: оно с нуля старается возродить русскую культуру в этих странах. Где-то удачно, где-то нет. Мы 30 лет этим не занимались, и дело идет сложно.
Ошибка Советского Союза в том, что он активно раздавал фильмы, книги и театры ДАРОМ. И от нынешней России государства Азии и Африки ждут того же самого. Хрена ли, она ж богатая. У нее газ и нефть. Возьмет и подарит. Но в том-то и дело, что США научились свою культуру и образ жизни ПРОДАВАТЬ. Выгодно. Так, что хватают и умоляют дать еще. Потому что ее делают профессионально. Несчастная газировка – попросту культ. Макдоналдс» – символ успеха, семейного счастья: я видел в Индии, как в закусочных сидит довольный народ – вот, хоть через гамбургер прикоснулись к Западу.
Кино, сериалы – я вообще молчу. Можно долго через губу рассуждать, что там нет духовности, сплошное убожество, халтура и навязшие в зубах ценности. Но это ПОКУПАЮТ. Хавают без конца и просят снова. Мы же свою культуру, за 30 лет ставшую вполне популярной в странах Востока, пролюбили напрочь. У китайцев есть хорошая поговорка: Учиться – это все равно, что грести против течения. Только перестанешь – и тебя тянет назад». Кажется, что Голливуд незыблем. Но прекратите показывать американское кино на 30 лет – и о нем все забудут. То же произошло и с нами. Артек, СССР. Фото: РИА И что надо делать? Тратить кучу денег, особенно в нынешней ситуации? Не, не вариант. Такого бабла просто нет, чтобы окупить миллионные тиражи на бенгальском с суахили плюс бесплатные гастроли балета Большого театра. Хотя есть другие методы, пусть и не с Пушкиным или Чеховым, дабы распространить свое влияние. Много ли вы знаете современных японских фильмов или авторов книг? Хорошо, Мураками, дальше кто? Зато суши у нас подаются на каждом углу. И трудно найти места на планете, где их нет – я наблюдал сушильни даже в трущобах Каира и в закоулках Дакки. Аналогично и с Китаем – страна здоровенная, но ни романов оттуда, ни кино наши широкие массы не знают. Но даже в Индии (которая не в лучших отношениях с КНР) можно найти китайскую лапшу и кисло-острый суп. Китайские рестораны есть в Боливии, Уганде, Сирии (в Дамаске, как я помню, им владела семейная пара). Не, я не призываю заменить Достоевского салатом оливье.
Но какие-то вещи можно развивать параллельно. Кто бы мне сказал 20 лет назад, что китайцы будут раскупать российское мороженое и конфеты, а мы станем одними из лидеров по продаже еды в Поднебесную! Вот только сидят эти китайцы в Старбаксе», Макдаке» и КФС», а не в Теремке» или (не к ночи будь помянуто) Вкусно – и точка».
Между тем американцы начали распространять свое влияние в мире именно с фастфуда – гамбургеров, хот-догов, молочных коктейлей – и успешно завоевали ими планету. Кино и книжная жвачка» пришли уже потом. И если нам так трудно продвинуть свою культуру заново в массы афро-азиатских трудящихся, можно начать с бутербродов с семгой. Не удивлюсь, если они окажутся куда доходчивее, чем балет Большого театра.