Не хватает женщин и коней: что не так с памятниками и мемориальными досками в Татарстане?
Краеведы, собравшись в минкульте, подняли на смех «пластиковые муляжи»
«Я не разделяю то благодушие, которое здесь звучит. На самом деле с мемориальными досками в Казани большая беда», — откровенно заявил архитектор Сергей Саначин на коллегии министерства культуры РТ. По его словам, мемориальные доски в столице республики зачастую похожи на надгробия, а в районах вообще царит анархия. Чтобы упорядочить эту сферу, чиновники предлагают создать реестр досок и обязать районы пропускать свои проекты через комиссию при минкульте. А еще нужно всерьез взяться за памятники выдающимся женщинам. Подробнее — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«А как проверять? Поджечь и посмотреть степень горючести?»
Ежеквартальная коллегия, посвященная мемориальной культуре, на первый взгляд могла показаться заурядным ведомственным мероприятием. Но сгоревший в Заинске памятник несколько сместил акценты и придал событию чуть больше медийности. Это признала и глава минкульта РТ Ирада Аюпова. В беседе с журналистами она отметила, что 131-м федеральным законом полномочия по организации системы увековечивания четко возложены на органы местного самоуправления. Что же касается материалов, из которых должны делать памятники, единого стандарта нет.
«Сегодня внятного урегулирования нет, нет формализованных требований к тому, из чего должны быть памятник. А та ситуация которая возникла… Это просто новый материал. Многое ведь определяется в процессе эксплуатации. Вроде вопрос решается визуально нормально, но в процессе эксплуатации выявляются те или иные свойства. Мне кажется, что здесь… а как проверять? Поджечь и посмотреть степень горючести?», — задала вопрос министр культуры.
Помимо Аюповой обсудить проблемы мемориальных досок и табличек пришли председатель Общественной палаты РТ Зиля Валеева и Айрат Зарипов, возглавляющий комитет Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. С основным докладом выступил заместитель министра культуры Дамир Натфуллин. Он рассказал, что в 2016–2020 годах в Татарстане установили 34 мемориальные доски. Деньги на это выделяли «ходатайствующие стороны и спонсоры», но средства на это есть и у министерства. На деньги из республиканской казны за последние пять лет установили 21 «произведение монументального искусства» (если проще, памятников). До 2026 года ведомство планирует увековечить память 112 выдающихся деятелей республики.
По словам Натфуллина, если в Казани работа с мемориальными досками ведется «сравнительно системно», то в районах действуют без учета мнения экспертного сообщества и профильных ведомств. Но есть решение вопроса: перед установкой предложения нужно согласовать в комиссии при минкульте.
Проблемы с внешним видом табличек есть и в Казани, признал начальник управления культуры Казани Азат Абзалов. Он считает, что мемориальные доски с изображением человека зачастую выглядят как надгробные памятники, «что совершенно не украшает город». Учитывая «художественную составляющую» вопроса, Абзалов предложил включить в состав комиссии по мемориальным доскам главного художника Казани Жанну Белицкую, которая была в зале.
Переходя к монументальному искусству, начальник управления отметил недостаточное жанровое разнообразие. «Можно согласиться с мнением о нехватке в Казани конных скульптур и памятников, посвященных выдающимся женщинам», — отметил Абзалов. За исключением бюста летчицы Магубы Сыртлановой и еще нескольких примеров в Казани крайне мало женских образов, посетовал чиновник и призвал, наконец, увековечить память первого профессионального композитора-жещины среди татар Сары Садыковой.
«На таких кирпичах — ноль эстетики, даже минус»
Опытом Апастовского района поделился начальник отдела культуры местного исполкома Рустам Мингазиев. Как выяснилось, в муниципалитете подошли к делу ответственно и установили уже 54 бюста. Причем есть памятники не только выдающимся местным уроженцам, но и Пушкину, Тукаю, Марджани, Толстому.
— Муляжи пластиковые, которые сгорят! — раздался возмущенный голос с последних рядов.
— Это не муляж, — воспротивился чиновник.
— Из эпоксидной смолы, мы что, не видим что ли!
— Нет, из глины, — невозмутимо ответил Мингазиев. — А внутри металл.
— Оригинально, — отметил критик. — Это все стыдно! Лучше бы вы их не делали и не унижали людей!
Обмен «любезностями» прервала министр культуры, пояснившая, для чего в Казань пригласили гостя из Апастово. Таким образом минкульт РТ решил наглядно показать, почему нужна единая республиканская комиссия, ведь в памятнике кроме желания увековечить должна быть еще «историческая достоверность и художественная ценность».
Руководитель Общественной палаты РТ и вовсе поставила под сомнение целесообразность установки 54 памятников на такой территории. Валеевой не понравилось и качество постаментов: «На таких кирпичах — ноль эстетики, даже минус». По мнению руководителя ОП, надо установить планку качества, ниже которой опускаться никак нельзя.
Время коллеги было строго ограничено, поэтому Аюпова настоятельно просила оставшихся докладчиков сократить свои выступления. Заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Института языка, литературы и искусства имени Ибрагимова Рауза Султанова отметила, что рядом с прекрасными мемориальными досками возникают «кричащие вывески» и «примитивная реклама». Председатель Союза художников РТ Ильнур Сиразиев указал на кадровую проблему в монументальном искусстве: «мастера и аксакалы скоро исчезнут», а смены им нет. Предложение — открыть в Казани художественно-промышленную академию по типу Санкт-петербургской.
«Авзалова была добрейший человек. А что мы видим на доске? Какая-то людоедка Элочка»
Доклад архитектора Сергея Саначина с многообещающим названием «Ошибки в мемориальных досках Казани и в системе их создания» был последним. Выйдя к трибуне, Саначин предложил вообще не зачитывать доклад, а перенести его на другой раз, когда времени будет больше. Аюпова все же попросила архитектора обозначить проблемы.
«Я не разделяю то благодушие, которое здесь звучит, на самом деле, с мемориальными досками в Казани большая беда», — начал архитектор. Часть досок, по словам Саначина, нужно передать в ведение комитета по культурному наследию, чтобы «поправлять то, что наклепали». «Ошибки растут не у тех скульпторов, которые все это набивают, а они растут из реестра. То есть чистить надо и реестр», — отметил Саначин. Он также добавил, что ситуация усугубилась выпуском «вреднейшей книги» «Объекты культурного наследия Казани», где «через каждую страницу сплошные вирусы».
По мнению архитектора, в сфере мемориальных досок нужна «эмансипация профессий»: на них сплошь писатели, художники, композиторы, ученые и представители власти, тогда как выдающиеся люди есть во всех профессиях. К примеру, можно отмечать врачей и архитекторов. Но профессия — это не все, нужно учитывать и критерии выбора той или иной личности, уверен Саначин. В пример он привел мемориальную табличку первому президенту Украины Михаилу Грушевскому на улице Кремлевской.
«Он хорошо сделан, но с какой стати? Он что, самый актуальный у нас тут в Казани? С какой стати он попал, у нас столько выдающихся людей!», — возмущался архитектор. Он также обратил внимание на то, что увековечивают в основном певцов, тогда как выдающиеся инструменталисты забыты.
Затем Саначин отметил «кладбищенский синдром», когда памятники слишком различаются по масштабу, и не оставил без внимания художественный уровень. Особенно задела архитектора мемориальная доска народной артистке ТАССР Альфие Авзаловой.
«Я много лет прожил стенка в стенку с Альфией Авзаловой. Она была веселый человек, ироничный, она все время хохмила, она не улыбалась, она хохотала. Добрейший человек. А что мы видим на доске? Какая-то людоедка Элочка. За этим тоже надо следить, кто принимает такие решения?», — спросил специалист, но ответа на свой вопрос не услышал.
Всего архитектор насчитал 21 пункт, «с кучей примеров и иллюстраций» по каждому, но заслушать их все времени уже не было. Министр заключила коллегию тем, что ее главный вывод — необходимость проводить систематические встречи в форме круглых столов, конференций или семинаров, где можно было бы полноценно заслушать все доклады.