"Ника": пронзительная история о взрослении советской поэтессы-вундеркинда
0
237
Дебют постановщицы Василисы Кузьминой «Ника», сценарий которого написан ею в соавторстве с Юлией Гулян, – один из самых удивительных, нежных и нервных новых российских фильмов. Премьера «Ники», которую можно сейчас посмотреть на экранах кинотеатров, состоялась на важном американском фестивале независимого кино SXSW (South by Southwest) в марте этого года. Елизавету Янковскую, исполнившую главную роль, поощрили призом за выдающуюся актерскую работу. Представительница одной из главных российских актерских династий, Янковская изобразила рожденную в Ялте поэтессу Нику Турбину, которая прославилась на весь Советский Союз в возрасте восьми лет: она писала не по годам зрелые стихи, с которыми выступала по всей стране. Турбина ездила в США, где, по легенде, встречалась с Бродским, была ценима Евтушенко и получила премию Венецианской биеннале.
Мать Ники сыграла Анна Михалкова. Особенно забавно, что в образе токсичной матери Михалкова предстала сразу в двух картинах, включенных в программу SXSW: не только в «Нике», но и в черной кровавой трагикомедии «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова. Наверное, американские зрители решили, что в России лишь одна актриса способна предстать в таком амплуа. И хотя это, конечно, не совсем так, перформанс Михалковой действительно впечатляет. Но главная звезда «Ники», конечно, ни на кого не похожая харизматичная Лиза Янковская, максимально естественно качающаяся на эмоциональных качелях. Нездоровые отношения между Никой и ее матерью – одна из главных тем картины. То, что в детстве казалось обоюдной безусловной любовью, выродилось во что-то уродливое и болезненное. Героиня Анны Михалковой тихим ласковым голосом пытается убедить Нику делать то, что ей крайне неприятно, доводя ее до новых нервных срывов. Ника, напротив, часто огрызается на маму, но, кажется, любит ее больше всего на свете, несмотря ни на что. Один из главных вопросов, волнующих героиню: а любит ли ее мать? Найти ответ она не может.
Помимо проблемы сепарации и ее необходимости (Ника до сих пор живет с мамой, зависит от нее не только психологически, но и финансово), авторов фильма волнует и более специфическая проблема эксплуатации родителями талантливых детей. Психологи считают, что ранняя известность может крайне негативно сказываться на детях. Например, современные шоу талантов и конкурсы для них – большое испытание, которое может сильно повлиять на психику (особенно если старшие будут на них давить и требовать победы). В случае с Никой Турбиной все могло быть еще страшнее. По одной из версий, девочка не сумела бы сама писать такие глубокие, замешанные на жизненном опыте стихи, а значит, родственники Ники обманывали не только публику, но и ее саму – страдавшую от бессонницы и подсаженную из-за этого с малолетства на таблетки. Но не будем спойлерить и рассказывать, какую версию событий выбрала Василиса Кузьмина. Тем более что многие факты в ленте опущены или искажены ради художественной выразительности.
Впрочем, несмотря на драматический накал фильма, на перепады настроения и постоянную смену белых и черных полос в жизни Ники, картина получилась нежной и романтической – как пастельные ялтинские закаты на море. Как саундтрек из песен начала конца 1990-х – начала 2000-х в кассетном плеере. Как неоновые вывески киоска на набережной. Как трогательно-уродливые украшения на шею из черной проволоки, такие модные в то время.