Как на сцене Камерного театра воплотили роман Федора Сологуба
0
308
Молодой режиссер Тимур Кулов и труппа
Челябинского Камерного театра
замахнулись на «Мелкого беса». Текст,
разумеется, существенно сократили,
действие порубили на 16 актов-рефлексий
и перенесли его в некое безвременье, где
хорошо уживаются вроде бы начало XX века
с приметами вроде бы века нынешнего.
Получилось... задорно.
Важный факт: когда Федор Сологуб создавал
роман — на стыке XIX и XX веков —
он фактически использовал зарисовки
с натуры. Жизнь в городках Вытегра
и Великие Луки, беспощадно тягомотная,
провинциальная, беспросветная, и стала,
по сути, главным героем «Мелкого беса».
В основу повествования легла совершенно
реальная история учителя Ивана Ивановича
Страхова (прототип Ардальона Борисовича
Передонова). Он был одержим идеей
получить инспекторское место и в конце
концов сошел с ума.
Как уместить классическое произведение
в спектакль продолжительностью менее чем
два часа без антракта? Выбрать ключевые
сцены и сцепить их чем-то современным,
тем, на что у зрителя будет моментальный
рефлекс узнавания: песенка, танец,
внезапные рюкзак и бейсболка на голове
гимназиста. Можно даже добавить ролевых
игр ученицы с учителем. То ли это старая
Россия, то ли самая новейшая — кто его
разберет. Тем более что в провинциальных
городках за сто с лишним лет вообще мало
что переменилось.
Ардальон Борисович Передонов — человек
отвратительный, но все же имеет цель,
оправдывающую средства: вырваться
из городишки и мелкой гимназии
в инспекторы. Он живет с «троюродной
сестрой» Варварой, которая ему через свою
знакомую княгиню и обещала заветную
должность. Варвара требует жениться,
Ардальон ждет от нее решения вопроса.
Ходит по домам гимназистов и получает
удовольствие, высекая их розгами. Водит
дружбу с теми, на фоне кого кажется себе
не совсем пропащим. Вокруг мелко и дряхло
шевелится жизнь: тут три сестры Рутиловы
в девках засиделись, там приехало то ли
мальчик, то ли девочка, а еще и сам
городничий развратничает с известными
барышнями. Наемные квартиры, тусклые
кабинеты, пивнушки с желтыми фонарями.
Есть, конечно, и в этом всем проблески
упругой живости, не поддающейся мраку
свежести; но все же это тот случай, когда
среда в подавляющем большинстве случаев
съедает своих жителей. От такого
не то что недотыкомка померещится, а еще
что похуже. Федор Сологуб писал роман
10 лет и смог передать душность этой жизни
в каждой фразе, каждом обороте, каждом
эпитете. А какие инструменты есть
у театрального постановщика?
Режиссер Тимур Кулов, вероятно, попытался
сосредоточиться на генеральной линии
главного героя — показать, как человек,
не совсем лишенный интеллекта и зачатков
здравомыслия, в конце концов, из-за
душевной бедности и одержимости сходит
с ума. Постепенно, шаг за шагом. Каждый
шаг — рефлексия. А всего в спектакле
их 16. Роль Передонова досталась молодому
актеру Александру Сметанину,
и он справился с ней просто блестяще:
сыграть мерзавца так, чтобы понравиться
зрителю — нужен большой талант. Человек,
не отрицающей темной стороны своей
натуры, непременно задастся вопросом:
а чем уж я так лучше этого подлеца
Передонова? И не стал ли бы я таким же
животным, если бы мне довелось
существовать вот в таких условиях?
У каждого под кроватью — свой мелкий бес,
напоминают нам со сцены со ссылкой
на прекрасного писателя Сологуба.
Хороши Мария Беляева в роли Варвары,
Никита Савиных в роли Володина, Антон
Ребро в роли Рутилова. Дарья Чакина
сверхубедительно играет андрогинного
юношу-девочку, Игорь Миногин —
утомленного начальственной
деятельностью директора гимназии. Вообще
все актеры на своем месте настолько, что...
жаль, что им не дали сыграть полноценный
спектакль в два с половиной часа
с антрактом.
Кстати, о недотыкомке. В каких только
образах не являлся черт персонажам
классической русской литературы,
но поверьте, такого воплощения, как
на сцене Камерного театра, вы наверняка
еще не видели. На всякий случай
запаситесь удивлением. И еще —
терпением: придется много читать
с экрана, не отвлекаясь при этом
от основного действа на сцене.
«Этот роман — зеркало, сделанное искусно.
Я шлифовал его долго, работая над ним
усердно. Ровна поверхность моего зеркала,
и чист его состав. Многократно измеренное
и тщательно проверенное, оно не имеет
никакой кривизны. Уродливое и прекрасное
отражаются в нем одинаково точно», —
писал Сологуб в предисловии ко второму
изданию. Впрочем, даже если вы романа
не читали, то ощутите примерно то же
самое: у Камерного театра, в целом,
получилось соблюсти баланс уродливого
и прекрасного. Ну и, конечно, хэппи-энда
в этой истории никто не обещал — если
в первом же действии (рефлексии) на стене
появляются ножи, то они обязательно
выстрелят.