Кинофестиваль "Окно в Европу" продолжается в Выборге
Кинофестиваль «Окно в Европу» продолжается в Выборге. В программе нынешнего смотра - и мировая премьера, и еще не законченные ленты. Станислав Анисимов - с подробностями.
«Окно в Европу» - долгожданный праздник кино, который ежегодно проходит в Выборге. Фестиваль уже стал визитной карточкой города, говорят организаторы. Гостей Выборга ждут четыре конкурсные кинопрограммы, выставки и творческие встречи с режиссерами и актерами.
«Какая-то совершенно особая атмосфера. Маленький городок, и, вдруг, он взрывается праздником. Вот сколько людей тут вокруг сопровождали наш поход. Жители», - говорит Аркадий Инин, сценарист, драматург.
Специальным событием фестиваля стала мировая премьера картины Константина Лопушанского «Сквозь черное стекло». Состоятельный мужчина предлагает незрячей девушке выйти за него замуж в обмен на операцию, которая вернет ей зрение. Дав свое согласие, героиня начинает понимать, что окружающий мир совсем не такой, каким она себе его представляла.
«И вообще, в этой вещи какие-то ассоциации важны, не говоря о том, что в самом сюжете ведь была масса фильмов о слепых. Там и афиша висит Чаплинская на втором плане – «Огни большого города». Это все знаки истории. В культурном контексте фильм должен был существовать», - отмечает Константин Лопушанский, режиссёр, народный артист России.
О культурном контексте фильмов режиссера Арутюна Хачатряна - новая книга Кирилла Разлогова, которую он представил на фестивале. Это сборник бесед киноведа и режиссера, дополненный точным и детальным анализом кинокартин. Главным лейбмотивом творчества Хачатряна стало постоянно возвращение к истокам армянской культуры и судьбам соотечественников в меняющемся мире:
«Главная особенность кинематографа Хачатряна в том, что он пограничный, у него даже есть картина «Граница» про буйволицу, которая на границе между животным и человеческим миром. Он любит переходить границы, он осознает переход границ. Он осознает, когда он делает что-то такое, что нарушает общепринятые какие-то нормы».
На фестивале «Окно в Европу» представили три еще не завершенные картины, которые находятся на разных стадиях производства. «Мелодия струнного дерева» Ирины Евтеевой посвящена поэту Велимиру Хлебникову. Фильм «Полет» Александра Золотухина вдохновлен детскими воспоминаниями режиссера, отец которого был военным летчиком. «Пальмира» режиссера Ивана Болотникова - история спасения молодой девушки, оказавшейся завербованной террористической организацией. Режиссер, по его словам, работает над фильмом о том, как семейные чувства могут противостоять бесчеловечной идее:
«Наверное, это современность, которая вторглась в жизнь каждого из нас. Потому что за этими героями, которых мы видим, мы угадываем сами себя».
А в Выборге - не современность, а история кино вторгается в повседневную жизнь. Город вот уж действительно кинематографичный, здесь было снято более 100 кинолент. В 1984 году кинорежиссер Станислав Ростоцкий работал здесь над фильмом «И на камнях растут деревья», историей о завоевательных походах викингов. После съемок вот эти ладьи были подарены городу. И стали одним из его символов: 24 метровые корабли-драконы, так называемые Драккары, сегодня напоминают нам как о масштабных завоеваниях, так и о масштабных киносъемках.
Станислав Анисимов
Новости культуры