«Труднее было не писать». Как литературный труд становится важным делом жизни и работой по совместительству
При слове «писатель» в памяти у большинства из нас возникает строгий портрет в рамочке, размещённый где-то над школьной доской.
«А что, они ещё не все умерли? – искренне удивились современные школьники, когда им объявили, что сегодня к ним на встречу придёт детский писатель. Многие думали, что занятие литературой осталось где-то на рубеже веков. Дело это барское, и никакого отношения не имеет к нашему времени мессенджеров, гаджетов и космических скоростей. Но выяснилось, что это далеко не так. Мы специально разыскали тех, кто пишет и издаёт книги, чтобы узнать, как им живётся и работается.
Добрые сказки бабушки Веры
В Пензе Веру Фейгину знают как строгого чиновника. Она уже много лет возглавляет городское управление культуры, у неё в подчинении 25 учреждений и 52 объекта. На работе к ней обращаются исключительно по имени-отчеству, но недавно с лёгкой руки самой Веры Александровны её стали называть бабушкой Верой совершенно незнакомые дети, которые прочитали её «Добрые сказки».
Баловаться стихами, как она сама признаётся, пробовала ещё в юности. Признанными поэтами были её дед и отец. Но у неё на серьёзную литературу времени не хватало, надо было растить детей, варить мужу щи и попутно строить собсвенную карьеру.
Но вот как-то несколько лет назад поздно вечером ей позвонил старший внук Вова и в приказном порядке велел бабушке срочно прислать рассказ про животных. По литературе задали на дом, а он забыл взять книгу в библиотеке и теперь боится признаться маме. Час был уже поздний, чтобы не ломать голову над поиском книги, бабушка решила сочинить рассказ сама, а затем отправила его внуку – не подставлять же его под удар на уроке.
Получилась история про маленького ёжика, который забрёл на дачу, идя на запах парного молока из кошачьей миски. Мама учила его не доверять людям и при каждом опасном случае сворачиваться в клубок, выпуская иголки. А он взял да и завёл с подозрительными дачниками настоящую дружбу, позволяя им щекотать себе животик. Короткая, но душевная история с первых строк пленила не только внука, но и его школьного учителя. С этого и началось увлечение детской прозой.
Потом случилась пандемия. Люди на долгое время оказались запертыми в одиночестве. Отрезанными друг от друга были даже самые близкие. Чтобы не тосковать по внукам, Вера Александровна взялась читать им сказки по телефону. Когда не было под рукой книги, сочиняла сама.
Вскоре домашнее чтение переросло в городской проект «Добрые сказки по телефону», к которому подключились все библиотекари Пензы. Они по заявкам читали книги незнакомым детям, скрашивая их досуг. Кстати, постоянных читателей в пандемию у библиотек заметно прибавилось.
«Добрые сказки бабушки Веры» – автобиографичные и до последней буквы правдивые. Сказочно в них только одно – животные думают и поступают как люди, проявляя самые тонкие чувства, доступные далеко не каждому человеку.
– Когда рукопись уже была в издательстве, я решила показать её самому строгому критику – моей маме. Она у меня женщина требовательная, хвалит редко. Прочитала первый мой рассказ про кошку Мурку, у которой было девять котят, и она от них сбежала. Вижу по лицу – маме что-то сильно не понравилось. Не томи, говорю, признавайся, что не так? Она мне выдаёт: «Я за историческую правду. Мурка от котят не сбегала. Это вы их у нее отняли и раздали. Она у тебя слишком ветреная. На самом деле она была хорошая мать», – вспоминает Вера Фейгина. – Что делать? Звоню в типографию: «Вы ещё не запустили станок?» – «Уже текст набрали». – «Придётся вносить правки. Понимаю, что исходник согласован. Но делать нечего, надо править!»
Конец рассказа был переписан, а сам он коротко назван «Мама».
Первый сборник сказок Веры Фейгиной увидел свет совсем недавно благодаря дружбе с местной общественной организацией, которая профинансировала этот проект. Книга вышла тиражом в две тысячи экземпляров, а иллюстрации к ней нарисовали ученики местной художественной школы, добавив теплоты и детской непосредственности.
– Мы стали мало читать живых книг, наши дети не впитывают с пелёнок литературный язык. А это цементирующая основа семьи и государства. Я не разрешаю своим внукам издеваться над языком. Если в телефоне от них пришло мне сообщение с ошибкой, принципиально не отвечаю. Пусть исправляют, а то не получат сто рублей на мороженое, – признаётся писательница.
Связанные истории
Елена Чертова сама себя называет «детский писатель и немного вязатель», потому что не только сочиняет забавные истории, но ещё и вяжет героев своих книг, а потом снимает про них на смартфон мини-мультфильмы. Но книги по популярности пока обходят связанные истории, и автор этому несказанно рада.
Елена живёт в Воронеже, работает в библиотеке. До поры до времени она сама только перелистывала да подклеивала страницы красивых детских книжек, а потом решила поучаствовать в литературном конкурсе. Написала несколько сказок, зажмурилась и отправила.
– Каким-то чудом я стала дипломантом международного литературного конкурса «Златая цепь». Поняла, что писать я могу, но надо учиться, чтобы получалось лучше. Я училась у мэтров писательского мастерства, опытных сценаристов, успешных писателей – Кати Матюшкиной и Юлии Симбирской, продолжала писать и участвовать в различных конкурсах. В 2016 году стала победителем конкурса «Новая добрая сказка», по результатам которого вышел сборник, с благотворительной целью распространённый по детским больницам, – вспоминает писательница.
В 2019 году увидела свет её первая книга «Весь год» – весёлый и познавательный календарь в стихах. А затем в серии «Терапевтические сказки» вышли ещё две книги – «Подарки для ёжика» и «Как ёжик лето спасал».
Писательница и молодая мама признаётся, что писать у неё получается наскоками и набегами, а сказочные сюжеты подбрасывают самые заурядные события.
– Быть писателем – это постоянно разыгрывать своего сына, рассказывая небылицы. Но бывают и вполне реальные сюжеты. Недавно в класс сына пришёл 35-й ученик. При этом в классе 34 места физически. Сын сказал: «Пустяки, у нас же всегда кто-то болеет, так что можно сидеть на месте болеющего». Я сразу включила режим писателя-фантаста. 2053 год, планета перенаселена. Люди везде живут по очереди, и даже дома спят по сменам. Изобрели пространственный телепорт, но никто им не пользуется – перемещаться некуда. Но потом я опомнилась и вернула режим детского писателя. А если все дети будут здоровы, то один из учеников проведёт уроки вместо учителя, придумает смешные предметы, и так всех научит – вот это будет умора! Пожалуй, напишу такой рассказ, – говорит Елена Чертова.
Ожившее прошлое
Имя Геннадия Марченко хорошо знакомо благодаря литературным порталам, где он публиковал сначала фантастические рассказы, а затем замахнулся на роман. И пишет уже шестой по счёту. Из-под его клавиатуры вышло более 20 книг. К слову, он старается каждый день печатать по несколько страниц. Геннадий работает репортёром в пензенской газете, поэтому художественной литературой приходится заниматься сверхурочно – по ночам и даже в транспорте, набивая строчки в телефон.
Его книги посвящены «попаданцам» – людям, которые странным образом оказываются в прошлом.
– Мне самому интересно время советского застоя, это была моя молодость. Поэтому я люблю смаковать исторические подробности: сколько стоил на розлив стакан берёзового сока, что находилось по конкретному адресу и в каком году выпустили первый мотоцикл «Ява». Из-за каждой детали приходится порой проводить целые расследования, напрягать знакомых, друзей и даже архивных сотрудников, чтобы восстановить историческую правду, – рассказывает педантичный фантаст.
Романы «Обратно в СССР», «Меняя историю» и «Мир уже не будет прежним» снискали любовь читателей и уважение критиков. Правда, ожидаемого денежного вознаграждения автору не принесли, хотя одно из изданий его фантастического романа вышло тиражом в три тысячи экземпляров. Но гонорара не хватило даже на новый ноутбук. Говорит, что электронные книги приносят сейчас больше денег.
Среди его любимых произведений – трилогия «Музыкант», рассказывающая о заслуженном деятеле культуры, который внезапно попадает в тело 15-летнего мальчика, живущего в 1961 году. Герой другого цикла романов – «Выживший» – бывший спецназовец. Он совершает прыжок с парашютом в 2017 году, а приземляется в 1937-м, в страшное время репрессий. Его ждут допросы и пытки, заключение и многие другие испытания.
Все образы собирательные, но в некоторых из них автор увековечил своих друзей и коллег по работе. Например, именем журналиста Владимира Вержбовского назвал ярого борца с американской мафией. Коллега по цеху такому воплощению даже обрадовался, не каждому посчастливится оказаться героем литературного романа. В фанатических романах встречаются и знакомые всем исторические личности - политики, актеры, писатели и музыканты, к примеру, тот же Высоцкий. От этого сюжет кажется еще более реалистичным.
– Обычная жизнь слишком предсказуема, повседневная рутина затягивает, становится скучно, поэтому и придумываются истории. Многие спрашивают, не устаю ли я писать каждый день? Признаюсь: мне было бы труднее не писать. Рад, что моё творчество кому-то ещё кроме меня становится интересно. Наверное, можно сказать, что я счастливый человек, – говорит Геннадий Марченко.
Сейчас он работает над четвертым романом в серии «Обратно в СССР». Пока набирает вторую главу, но говорит, что через три месяца книга будет готова. Постоянные читатели уже заждались продолжения и торопят автора.