Попытка выйти из антимира
«ЗАО «РПЦ» лишает честного заработка честных экскурсоводов!» «РПЦ гребет деньги лопатой!», «Простым людям нет больше возможности войти в Псково-Печерский монастырь!», «РПЦ оккупировала обитель!» - честное слово, мне такие пассажи нравятся. Особенно последний.
Негодование, как вы понимаете, вызвано решением Псково-Печерского монастыря допускать на свою территорию тех экскурсоводов, которые: а) имеют соответствующую лицензию на проведение экскурсий, или: б) сами состоят в паломнической службе обители. Это дипломированные историки, сотрудники музеев, искусствоведы – «диких» экскурсий монастырь решил не допускать. Он, монастырь, платит за работу тем экскурсоводам, в рассказах которых узнает, видите ли, себя самого, а не слышит байки и бред в свой адрес. Не только платит за работу, но и дает ее: только за неделю с 1-го по 7-е января этого года здесь проводили свои экскурсии 28 экскурсоводов из Пскова, как сообщил иеромонах Лазарь, сотрудник паломнической службы Псково-Печерского монастыря. В общем, ужас: «РПЦ обнаглела», декларируя свое намерение предоставлять людям – туристам, паломникам, экскурсантам – корректную о себе информацию. Кстати, Псково-Печерский монастырь «обнаглел» последним: ни в одной действующей российской обители – Троице-Сергиевой лавре, Валаамском монастыре, даже провинциальных Юрьевском в Новгороде или Прилуцком в Вологде, не говоря о Дивеевском, Сретенском или Донском и прочих – «дикие» экскурсии просто непредставимы. Повторяю: Псково-Печерская обитель – последняя из российских, решившая допускать в свои стены экскурсии, руководимые специалистами с лицензией. Причины для такого шага у монастыря, по словам как братии, так и прихожан, оказывается, веские. Несмотря на вескость причин, решение вызвало гнев прогрессивно мыслящей общественности.
Моральную составляющую праведного гнева давайте обсудим чуть ниже, а сейчас я предлагаю вниманию читателя составляющую образовательную. Для начала – маленький фрагмент беседы с Тамарой Васильевной Шулаковой, кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры дизайна и технологии обработки материалов Псковского государственного университета, преподавателем истории средневекового Пскова, личностью на Псковщине как известной, так и уважаемой. Тамара Васильевна, автор книг и научных трудов «Храмы Пскова. Проблема сохранения великой традиции древнего зодчества», «Фрески – чудо и слава Пскова», «Святыни земли Псковской», «Дом Святой Троицы» (к вопросу о туристском бренде Пскова) и многих других, рассказывает об уникальной для всего мира фреске «Сотворение мира», подобной которой нет нигде кроме Пскова вообще. Фреска XIV века, из Довмонтова города. Сейчас хранится, разумеется, в Эрмитаже. Цитирую: «Представляете, что такое оригинал XIV века, которых нигде нет в мире? Наша фресковая живопись уникальна, потому что в Европе в это время царствует витраж. Вот, например, фреска «Сотворение мира». Мы видим птицу, гнездо, а в ней - птенцы. Фреска была в одном из храмов Довмонтова города. Очень интересная птица: неясыть или пеликан. Эта неясыть смутила сначала всех искусствоведов: почему она находится на столпе храма, на том месте, где по всем правилам должно находиться изображение Христа Пантократора (Вседержителя)? Нигде нет такого: ни в Византии, ни в Армении, ни в Грузии, ни в Сербии - нигде. Только во Пскове. Потом додумались, когда толкование прочли, что эта неясыть, оказывается, в бестиариях трактуется как существо, которое, если у неё нечем кормить птенцов, разрывает свою грудь и своей плотью и кровью кормит птенцов. Это к вопросу о псковской школе богословия: параллель со Христом. Ведь это же понятно трехлетнему ребёнку. Так в двух словах можно начать объяснять ребенку суть Христовой жертвы – Он Себя отдал на смерть ради нас».
Шулакова в течение пары минут предлагает внимательному слушателю задуматься над как педагогическими способностями наших предков, и не только в области теологии, так и над их художественными и философскими дарованиями, а если повезет, то и над особенностями псковской школы богословия. Делает это кандидат искусствоведения очень доступно, в течение двух-трех минут. Только потом слушатель может часами размышлять над услышанным, причем с уважением и любовью к предкам.
Ах, да: у доцента нет лицензии на право проведения экскурсий по Псково-Печерскому монастырю. Но если Тамара Васильевна вдруг решит полностью посвятить себя этой профессии, она вряд ли без таковой останется: она знает, уважает и любит предмет, о котором рассуждает, и пытается передать те же качества своим слушателям – взрослым и детям. То есть, проводи Шулакова или специалист подобный ей экскурсии в Печорах, никто бы не заикнулся: вы чувствуете себя в Печорах на родине, а не в резервации. Вы смотрите на монастырь, да и вообще на Россию как на свое, родное. И узнаете ее с почтением и радостью.
«Резервация» - это еще мягко сказано. Вам приятно чувствовать себя дома в зоопарке? Мне – нет.
«Псков такой же древний город, как и Санкт-Петербург» - это было произнесено на экскурсии-пятиминутке в Довмонтовом городе. Думаете, занавес? Ничего подобного. Вот свидетельства из Псково-Печерского монастыря, своими ушами слышанные и чужими глазами виданные, где люди, знающие буквы, и, следовательно, умеющие читать, слышат, например, от посторонних, извините, «специалистов» такое, например, признание: «преподобномученик Корнилий, после того как был обезглавлен, поднялся, взял в руки отрубленную голову и пошел к пещерам».
Мало? Вот еще. Монахи не жалуют частый смех, но даже самые суровые из них не могут удержаться, когда слышат, что «если подниматься к Успенскому храму по широкой лестнице с высокими ступенями, то за каждый шаг по ступени прощается один грех», - мощно, правда?
Нет, не всё: узнайте креативную историю о коляске императрицы Анны Иоановны. "Императрица скоро собралась уезжать из монастыря, но кони встали на дыбы, и сказали человеческим голосом, что пока Императрица не приложится к святыням и не помолится, они, т.е. кони, дальше не двинутся с места. И вот когда она помолилась, то кони согласились дальше ехать, а императрица за такое чудо оставила коляску в подарок".
Вы хотите попасть на такую «экскурсию»? Отправите на нее своих детей, чтобы они узнали христианство и Россию лучше? Извините, я – пас. Это не православие. Да и на Россию с трудом смахивает. На бред – это да.
А теперь вернемся к моральной составляющей. «Явление Пресвятой Богородицы - это сказки для умственно отсталых». Цитата. Это даже не параллельная вселенная, а откровенный антимир. Представьте себе: у вас свой дом, квартира. В ноябре, числа седьмого, приходят непонятные люди и заявляют, что вы тут вообще не шибко-то и живете. Но, так и быть, можете ночевать в чулане. А мы будем водить по вашему дому гостей (за отдельную плату), вас же будем показывать им, гостям, вроде как вместо обезьянок – вы ж монахи, смиряйтесь. И любой ваш протест будет расценен как покушение на свободу чего бы то там ни было. А ничего, что человек, с брезгливостью произносящий это, находится вообще-то в Успенском монастыре, и пусть он будет сто раз безбожником, но считать христиан умственно отсталыми несколько невежливо и опрометчиво? Кстати, умственно отсталый Андрей Рублев, например, мог бы поспорить с утверждением такого «специалиста». Или отсталый Александр Невский. Глупый и недоразвитый Лука Войно-Ясинецкий. Тупой Сергей Королев. Маршал Жуков, та еще отсталость. Имен миллионы. Не пора ли перестать плевать на Церковь – плевать вообще-то против ветра? Церковь, на мой взгляд, просто хочет, вполне закономерно, узнавать себя в том, что о ней говорят на экскурсиях. И четко и ясно заявить: те бредни которые вы, бывает, слышите обо мне, не более чем бредни. Преступление ли это? - Не думаю. Скорее, глупостью было бы спокойно смотреть на тиражирование таких бредней.
Да, еще о жадности. По свидетельству братии монастыря, некоторые руководители таких вот недоэкскурсий брали по 500 рублей с человека «за вход в монастырь». Гм. Вообще-то вход в обитель всегда был и остается бесплатным. Так кто наглеет?
Подведем итоги. Мы видим, что Псково-Печерский монастырь полностью открыт к сотрудничеству с туристами и экскурсантами. Он крайне заинтересован в предоставлении гостям корректной информации как о самом себе, так и о православии вообще. На сегодняшний день здесь трудятся 28 экскурсоводов – жителей Псковской области, которым монастырь оплачивает работу, перечисляя, кстати, необходимые налоги в госбюджет. В сотрудничестве с Псковским государственным университетом разрабатываются новые экскурсии, берутся новые темы для них – все это происходит согласно правилам развития культурной политики России. Монастырь приглашает к сотрудничеству специалистов-экскурсоводов, знающих свой предмет и способных познакомить с ним гостей обители: уже заявили о своем намерении сотрудничать 130 экскурсоводов, жителей Псковской области – они должны будут получить необходимую лицензию, что является совершенно естественной практикой в стране и мире. За время действия новых правил посещения экскурсионными группами монастыря не было ни одного инцидента. Но, принимая во внимание искусственно вызываемый полуправедный гнев граждан, не согласных с правилами, которые ввел (последним в России) монастырь, нужно отметить, что провокации вероятны. Для предотвращениях их братия Псково-Печерского монастыря просит людей внимательно вглядеться в сами требования: ничего заоблачного, наглого, жадного в них нет. Заодно стоит иметь в виду, что монастырь является хозяином на своей собственной земле, и лезть сюда со своим уставом – хоть и привычная советская практика, но давно уже неактуальная. И слава Богу: ну не хочу я, чтобы в моем доме гости клали ноги на стол.
Я далек от того, чтобы петь дифирамбы - заслуженные или нет – епископу, градоначальнику или президенту с патриархом. Как показывает практика, далек категорически. Я просто призываю к здравому смыслу: к кому вы отправите с легким сердцем своего ребенка – к учителю, любящему и знающему свой предмет, или же к производителю унизительных мифов об этом самом предмете? Чтобы познакомить сына с историей Отечества, вряд ли стоит оплачивать его уроки у человека, ей пренебрегающим, а то и откровенно презирающим ее, не так ли? То же касается и христианского наследия Псковщины. И дело здесь не в деньгах – любовь к родине, и духовной тоже, не покупается. Думаю, что решение, довольно позднее, правда, но принятое наконец Псково-Печерским монастырем, будет способствовать формированию такого чувства.