Завтра для бесплатного посещения открыты церкви Спаса Преображения на Ильиной улице и Спаса Преображения на Ковалёве
0
15
2 августа в рамках проекта Новгородского музея-заповедника «Открытая пятница» для бесплатного посещения будут открыты: церковь Спаса Преображения на Ильиной улице. XIV в. (ул. Ильина, 26а, режим работы 10:00 – 17:00) и церковь Спаса Преображения на Ковалёве. XIV в. (д. Шолохово, режим работы 10:00 – 17:00, осуществляется подвоз автобусом от Информационного центра музея (Сенная пл., Важня) в 11:00, 12:30 и 14:00).
br /
br /
bЦерковь Спаса Преображения на Ильиной улице. XIV в./b Всемирно известный шедевр классической новгородской архитектуры XIV века, единственный памятник, где сохранились фрески знаменитого художника Древней Руси Феофана Грека. Является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Памятник требует строгого соблюдения температурно-влажностного режима, поэтому открыт только в сухую погоду.
br /
br /
Храм был построен жителями Ильиной улицы — главной в Славенском конце города. Церковь построена в период расцвета новгородской республики. Отличительной особенностью храма является необычайно богатый фасадный декор. Стены храма украшены разнообразными по форме каменными рельефными крестами.
br /
br /
Расписана церковь в 1378 году византийским художником Феофаном Греком, одним из величайших мастеров своего времени. Фрески Феофана Грека сохранились частично: в куполе и Троицком приделе. В росписи Троицкого придела Феофан создаёт ряд образов святых, полностью погруженных в себя. Это поборники строгой отшельнической жизни, основоположники учения об исихии (безмолвии). Внутренняя динамика, психологическая напряженность и необычайная острота росписи Спаса не знают себе равных. Его образы обладают титанической мощью. Роспись храма сохранилась далеко не полностью, но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана.
br /
br /
bЦерковь Спаса Преображения на Ковалеве XIV в./b Расположена в 4 км к востоку от города. Построена в 1345 г. богатым боярином Онцифором Жабиным. Стены сложены из красного ракушечника, серого плитняка и кирпича, выравнивающего поверхность. В южном притворе обнаружены захоронения, что свидетельствует о погребальном назначении данной части церкви.
br /
br /
В 1380 г. церковь была расписана повелением Афанасия Степановича и его «подружи» Марии. Хорошо сохранявшаяся до 1941 г. роспись была выполнена под влиянием традиций балканского искусства. В годы Великой Отечественной войны храм оказался на линии фронта и был превращен в руины. После расчистки завалов руины были законсервированы. Началась работа по подбору фресковых композиций, которую возглавил художник-реставратор А.П. Греков. В настоящее время возрождено около 200 кв. м. росписи, причем большинство из находившихся в работе композиций собрано почти полностью, смонтировано на титановые щиты 28 композиций. Работы по подбору фрагментов продолжаются. В 70-е гг. XX в. храм был воссоздан. На фасаде оставлена ломаная линия, показывающая границу сохранившейся до разрушения кладки.
br /