Осипший голос Солбона Субботина
Осипший голос Солбона Субботина
Премьерный показ в Бурдраме военной драмы режиссёра Олега Юмова "А зори здесь тихие" вызвал безудержные слезы катарсиса
- Я не сильно храпел? - интересуюсь у своих соседок, двух русских женщин, после первого акта спектакля "Уурэй хираан эндэ аалин-аалин". Постановка осуществлена в "Буряад театре" по легендарной повести Бориса Быкова "А зори здесь тихие".
После насыщенной культурными событиями дня заснул, утомившись от идеального и потому трудно воспринимаемого перевода пьесы на бурятский язык, сделанного поэтом Николаем Шабаевым. Заявленный в программе 2,5-часовой хронометраж спектакля как-то не особо вдохновлял.
Угнетенное сознание прежде чем отключиться отметило, что исполнитель главной роли старшины Федота Васкова актер Солбон Субботин по психотипу очень схож с Олегом Басиашвили. Хорошо получаются у обоих артистов роли интеллигентных мерзавцев (в спектакле "Ой-Лес" у одного и в кинофильме "Служебный роман" у другого, к примеру). И успел подумать, что всероссийский любимец Басиашвили вообщем-то на роль красноармейца мало бы подошёл.
Разбудили аплодисменты. В антракте заметил среди зрителей Ирину Цыденову (жена главы Бурятии не пропускает ни одну театральную новинку и выставку в музеях), а также Дмитрия Дылыкова, директора оперного театра, Сергея Добрынина, бывшего замминистра культуры, и эксхуральца Найдана Чимбеева.
Ко второму акту отдохнул, сознание прояснилось. И окончательно проснуться заставил иступленный крик расстрелянной немцами зенитчицы Арюны Цыденовой. Как-то пронзительно зазвучали, заставив невольно содрогнуться, слова героини, что очень страшно и глупо погибать в 19 лет.
В отличие от неё щемяще-спокойно льется речь у другой героини в исполнении Ольги Ранжиловой-Ломбоевой, успевшей по сюжету стать женой и матерью. Горе войны научило молодую женщину тихо ненавидеть врагов. "Даже, когда улыбается у неё жесткие глаза", - отмечает про неё Васков. Но сколько нежности в глубине ожесточившейся души: последняя просьба женщины к командиру перед смертью - поцеловать ее.
Режиссёрская находка Олега Юмова - это рассказ о жизни и гибели пятерых зенитчиц от первого лица. На четвёртой истории я сломался. Мне показалось, что не будет числа этим пронзительным до слез рассказам. Защемило горло, сами потекли по щекам слезы, я громко захрипел, сзади засмеялись надо мной подростки. Налицо у меня признаки эмпатии, точнее болезненного сопереживания, граничащего с почти депрессивным состоянием.
Режиссер и актёры сработали очень точно. Эксперты называют эту технологию "накопительным психо-эмоциональным эффектом". К примеру, в медицине так действует механизм стресса. В искусстве его называют благороднее - катарсис.
Режиссер Олег Юмов - общепризнанный культовый мастер, и уже более, чем просто знак качества. Рука маэстро осенена божественным даром творца.
Хотя сюжет был знаком с детства, и многократно прочувствованный и пережитый. Кажется, чем тут можно еще удивить? Ссутутулившаяся от горя фигура командира ведет скорбный счёт смертям. Меня поразил, как изменился, стал охрипшим и подавленным от гибели девушек голос старшины.
- Мужчины, почему мы позволили погибать нашим женщинам? - обращается он к зрителям. В ответ в гробовой тишине зала стали слышны тут и там кашель зрителей, едва сдерживающих свой плач.
Я был и до этого очень высокого мнения о профессиональных качествах актёра Солбона Субботина. Но здесь он продемонстрировал свое мастерство владения психофизиологией и полное погружение в роль. Реализм был по-станиславскому: верю!
Первое знакомство с Солбоном Субботиным произошло на спектакле "Метранпаж", где образ участкового врача в его исполнении покоряет своей невыносимой лёгкостью бытия. Второй раз столкнулся с ним в комедии "Судьба в чемодане".
Признание в любви Строчилина было настолько искренним, а глаза героя настолько взволнованно-растерянными, что я невольно подумал: может и в реальной жизни Солбон Субботин влюблён в свою партнёршу по сцене и бывшую однокурсницу по бурстудии ВСГАКи Дариму Лубсанову?
Безусловно, что гениальный актерский талант Солбона Субботина мало востребован сегодня театром на сцене, и более того, считаю, что он несправедливо затерт и обделен ролями. У зрителей, по сути, украли настоящий бриллиант!
Звучит финальная сцена. Старшина Васков охрипшим голосом тихо перечисляет имена погибших девушек: Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Женя Комелькова, Рита Осянина. И я уже не считаю больше нужным стесняться, и громко рыдаю в голос.
Постановка осуществлена пр поддержке
министерства культуры Бурятии, которое, пр словам руководителя ведомства Соелмы Дагаевой, активно работает также с проектами, как "Большие гастроли" и с другими, связанными с федеральными программами, в том числе, национальным проектом "Культура".