В Челябинском театре кукол скоро премьера — «Годунов»
0
188
Одна из самых загадочных страниц русской
истории — вторжение Лжедмитрия.
Богатейший материал, на основе которого
Александр Пушкин создал знаменитую пьесу
«Борис Годунов». Историческая драма,
вдохновленная наследием Шекспира
и написанная белым стихом. Как это будет
выглядеть на сцене театра кукол?
А, собственно, и нет никаких кукол, кроме
бутафорских черепов с магнитными
прищепками, которыми завалена сцена. Зато
есть удивительный актер Александр
Малышев, который расщепляется на царя
Бориса Годунова и монаха-самозванца
Гришку Отрепьева. То мощный
и инфернальный, монолитный как стена,
разносящий пространство знаменитым
диалогом с кровавыми мальчиками
в глазах. То гибкий, как змея, молчаливый
и изворотливый, как лис.
— Про что наш спектакль? Протагониста
и антагониста играет один актер,
а значит, мы рассматриваем их как людей,
в общем, одинаковых, равноценно жаждущих
захватить власть. И при этом смотрим
на это все и с третьей стороны —
а что-то может быть иное в мире, кроме вот
этой иерархической структуры? — говорит
постановщик Александр Янушкевич,
дипломант Национальной театральной
премии «Золотая Маска». — По жанру
мы определяем спектакль как игру
в документалистику. Александр Сергеевич
сам назвал «Бориса Годунова» комедией
о настоящей беде, и наше видение этому
совершенно не противоречит. Любой выход
актера на сцену здесь — он не бытовой.
Артист, тянущий эту историю, под Шекспира,
должен обладать силой и умом. Сила вообще
очень много здесь значит.
Разумеется, появятся на сцене не только
Гришка Отрепьев и царь Борис, но и князья
Шуйский и Воротынский, польский воевода,
Марина Мнишек и другие. С текстом
поработали основательно — многих
фрагментов нет, они заменены
на пластические этюды. Сногсшибательно
сделана сцена игры в тычку, во время
которой убивают царевича (это, если что,
одна из официальных и наиболее
убедительных версий того, что случилось
с Дмитрием в Угличе).
— Очень много в исторических текстах
описаний той игры, но все же сложно
детально понять, как все происходило.
Поэтому мы взяли атрибуты — колья —
и придумали сцену так, чтобы было ясно,
что случилось с восьмилетним
мальчиком, — говорит режиссер
по пластике Александр Козин. — Люди
тогда жили, двигались по-другому, и мне
кажется, нам удалось передать тяжесть той
эпохи с помощью голов-черепов, которыми
завалена сцена. Персонажи, когда движутся,
все время живут на преодолении
препятствий, все время в напряжении,
и так мы создаем нетривиальность этой
истории.
Декорации в спектакле совсем
минималистические — серые стены
с бойницами. Они становятся и Москвой,
и Краковым, и Угличем, и Чудовым
монастырем. А что означает огромное белое
яйцо с воткнутым крестом, зрители пусть
решают сами — таких символических
задачек в спектакле вообще будет много.
Кстати, маленьких детей на спектакль
не берите — возрастной ценз 16+.