Почти нелепый разговор о бесах
Поразмышлять о том, почему наш просвещенный век сделал разговор о бесах и их воздействии на человека чем-то почти нелепым, и почему об это все-таки стоит говорить с современными людьми, которые даже если и готовы допустить для себя существование Бога, но считают ниже своего достоинства допустить наличие действующих против спасения человека нечистых духов, предлагает Епископ Переславский и Угличский Феоктист.
История про исцеление Христом гадаринского бесноватого настолько часто повторяется в круге церковных литургических чтений, что мимо нее невозможно пройти. Да и сам текст Евангелия доносит до нас три варианта этой истории. О ней пишут Матфей, Марк и Лука. Правда, у апостола Матфея фигурируют два бесноватых, а у Марка и Луки – один.
Обычно особое внимание привлекает к себе не этот факт и не чудо исцеления как таковое, а то, что Господь повелел нечистым духам выйти из одержимого (или одержимых) и войти в свиней, которые тут же совершили внезапный акт самоубийства. Собственно, это первый из двух подобных актов, описанных в Евангелии. Второй был значительно трагичнее и в нем главный действующим лицом выступил печально известный апостол Иуда. Легко можно догадаться, что раз свиньи прыгнули в озеро и погибли под воздействием нечистых духов, то и Иуда был не вполне свободен в своем решении.
Мимикрия под фантазии
Наш просвещенный век сделал разговор о бесах и их воздействии на человека чем-то почти нелепым. В этом легко убедиться следующим образом. В чине крещения есть момент, когда тот, над кем совершается таинство, или же его крестные должны отречься от сатаны. Священник призывает дунуть и плюнуть на сатану. Зачастую этот призыв вызывает ухмылку, мол, средневековая дикость, но так и быть, поиграем в эти игры, дунем и плюнем – но и улыбнуться не забудем.
Вообще, сегодня в Церкви мы вынуждены крайне осторожно говорить о злых духах и об их влиянии на человека, ведь тот человек, который готов был нас слушать, готов был говорить о Христе и Его Церкви, при словах о бесах теряет серьезность и все дальнейшее воспринимает как некую сказку.
Практика показывает, что многие готовы верить в Бога, но не в существование нечистых духов. Эти существа стали чем-то вроде болотных кикимор, персонажами сказок, в которые взрослый разумный человек поверить не готов, так же, как не готов поверить в Деда Мороза или летающего макаронного монстра. Собственно, одна из задач этих самых нечистых духов состоит в том, чтобы в них не верили и их не замечали: они любят анонимность и незаметность, они предпочитают мимикрировать под фантазии человека. Но ни кикиморы, ни Дед Мороз, ни какой-либо иной выдуманный персонаж не могут быть объектом опыта, а нечистые духи – могут.
Более того, с их действием мы сталкиваемся ежедневно и ежесекундно. Многие настолько привыкли к их воздействию, что списывают его на особенности собственной психики, черты характера или даже на повышенную солнечную активность. Но этих существ очень легко выследить и понять, где работает наша собственная психика и материальный мир, а где они.
Эксперимент с молитвословом
Церковная традиция предписывает каждому верующему человеку совершать домашнее молитвенное правило. Как минимум, любой член Церкви должен молиться утром и перед сном, а также перед приемом пищи и после него. В общем-то, это требует совсем немного времени, суммарно суточное минимальное молитвенное правило займет полчаса. Внешне все кажется очень простым: есть молитвослов, причем можно выбрать молитвослов с комментариями и переводами так, чтобы было все понятно. Требуется лишь встать перед иконами, а если их нет, то просто встать. Впрочем, можно и сидеть. Можно даже лежать. На самом-то деле, требуется просто как-нибудь прочитать эти молитвы.
Но что произойдет, если человек решится это сделать? Совершенно внезапно окажется, что у него нет времени. Или сил. Или и того, и другого. Человек может начать ощущать себя чуть ли не смертельно больным. Или же у него возникнет невероятное количество неотложных дел. Вернуть себе время, силы и здоровье очень просто: достаточно отложить молитвослов и включить сериал. Ну, или новости. Или же начать листать ленту любимой социальной сети. Главное условие – отложить молитвослов. Если же человек снова прикоснется к нему, то все симптомы вернутся.
Почему этот простой опыт, который известен каждому практикующему христианину, свидетельствует именно о реальности и близости злых духов? По одной простой причине: их первейшая и главная цель состоит в том, чтобы разорвать общение человека с Богом. Этот опыт предельно прост. Он – про реальность и близость нечистых духов. И про то, что они имеют над нами определенную власть. Свою власть они используют лишь для того, чтобы помешать человеку общаться с Богом.
Будем ли мы их слушать, или же при внезапной острой нехватке времени, сил и здоровья лишь крепче возьмемся за молитву – дело наше. Но если мы решим идти за ними, а не за Богом, то нет никакой гарантии, что с нами не произойдет то же, что произошло с несчастным человеком из страны Гадаринской до его встречи со Христом Спасителем.
Дресс-код для раненых
Есть в евангельской истории про исцеление бесноватого (или же, по Евангелию от Матфея, бесноватых) и еще нечто крайне важное. Это вопрос дресс-кода. Дело в том, что одержимый, как мы помним, не носил одежды и вообще вел крайне антисоциальный образ жизни. Оделся этот человек лишь после того, как Господь Иисус Христос исцелил его от одержимости. До той поры ему было бесполезно говорить о необходимости приличного поведения и приличной одежды, после же исцеления никакие слова оказались попросту не нужны.
Собственно, то же самое происходит и сегодня. Ежедневно в храмы приходят люди, которых нельзя назвать душевно больными или бесноватыми, но одеяние которых вызывает недоумение. Им, от случая к случаю заходящим в храм, но не принимающим участия в церковных таинствах, больше всего подходит, пожалуй, слово «раненый». Из этого ранения и вытекает неожиданный для церковного человека гардероб. Если исцелить рану человека, то он, подобно евангельскому одержимому, сам поймет, что допустимо и прилично, а что нет. И получается, что наша цель состоит не в том, чтобы устранить следствие, то есть неправильное с точки зрения церковного человека поведение, а в том, чтобы обработать рану души, помочь очистить душу от гноя греха, наклеить на рану пластырь таинств Церкви, снять боль словами Священного Писания и собственным добрым, внимательным и небрезгливым отношением.
Если получится это сделать, то мы не только успокоим свои глаза и чувства видом здорового человека, но и приобретем человека для Христова Царствия.
Епископ Переславский и Угличский ФЕОКТИСТ
Публикация журнала Переславской епархии «Ковчег»
Иллюстрации из Евангелия царя Иоанна Александра (1356 г.)