С дипломом энергетика выпускники энергоколледжа "уносят" любовь к литературе
На уроки приходят герои изучаемых произведений
"Сколько помню детство и юность, – рассказывает Нина Александровна, – хотела быть актрисой. Вот только не хватило решимости попробовать себя на вступительных испытаниях в театральный вуз. Из-за любви к сценическому искусству, фундамент которого, конечно же, литература, пошла учиться на историко-филологический факультет Тульского педагогического института".
Вглядываясь в выразительное лицо, слушая грамотно поставленную речь, я невольно подумал, что она наверняка могла бы стать и кинозвездой. Но ее звезде было назначено зажечься на ином небосклоне. И за всю свою почти пятидесятилетнюю педагогическую деятельность Нина Прошек ни разу не пожалела о сделанном ею профессиональном выборе.
Ее учительская биография начиналась стремительно, нестандартно. Вступая в профессию, она, совершенно не желая того, растревожила спокойную жизнь педагогического коллектива. Старшие коллеги недоумевали, а некоторые даже негодовали по поводу методических приемов молодого литератора.
Это сегодня приветствуются творческие поиски и смелые эксперименты. В 1970-1980-е планирование урока подчинялось строгим и неотступным правилам. А тут вместо привычного занятия выходил какой-то маскарад!
Опытные филологи осуждали: серьезная тема "Драматургия 1920-х годов", а у нее студенты в театральных костюмах изображают героев "Шторма" Билль-Белоцерковского и ведут жаркую беседу "о времени и о себе" с нынешним молодым поколением.
Пришлось заменить на сцене заболевшую актрису
Получив еще и диплом режиссера самодеятельного театра на заочном отделении культпросветучилища, Нина Александровна развернула на сцене энерготехникума постановочную деятельность. Среди созданных спектаклей – "Юность отцов" Горбатова, "Клоп" Маяковского, "Женитьба Бальзаминова" Островского.
Нине Прошек случалось и самой выходить на театральные подмостки. Так было, когда чуть не сорвался выездной спектакль "Женитьба Бальзаминова". Режиссеру пришлось срочно заменить заболевшую актрису. Зрители, студенты и сотрудники энерготехникума, считают, что и характерная Белотелова, и Маргарита в спектакле "Фантазии на темы Булгакова" были сыграны преподавателем блестяще.
Своей любимой театральной работой сама самодеятельная актриса называет роль Нилы Снижко в спектакле по пьесе Салынского "Барабанщица", которую она играла во время учебы в культпросветучилище.
От обучающихся в ИЭК я услышал и о том, что их литератор классно читает есенинские "Собаке Качалова" и "Сукин сын". Сама же Нина Александровна очень гордится тем, что ее воспитанники по окончании учебного заведения уносят во взрослую жизнь не только диплом специалиста-энергетика, но и любовь к литературе и театру.
Энергетики постигают концепцию Тарковского
Театральная страсть не мешала Нине Прошек совершенствовать методику преподавания. Она задумалась над проблемой преодоления узконаправленной технократической подготовки будущих специалистов.
В 1996 году по инициативе Нины Александровны в Ивановском энергетическом техникуме начал действовать Гуманитарный центр. Занятия здесь компенсируют нехватку урочного времени, а филология и смежные с нею дисциплины обеспечивают интегрированный подход к решению важных учебно-воспитательных задач.
В ходе проведения тематических мероприятий в центре реализуются многие педагогические проекты. На примерах поведения героев известных произведений, то есть в контексте литературного образования, студенты осваивают ключевые психологические понятия. Ищут ответ на вопрос: почему, характеризуя героев булгаковского романа, они не поставили знака равенства между своими представлениями о "личности" и "индивидуальности"? Учащиеся размышляют над глубинным смыслом картины Николая Ге "Что есть истина? Христос и Пилат".
Те же вопросы о ценностном выборе возникают перед участниками конференции, исследующими кинематографическую концепцию Андрея Тарковского. Погружаясь в события русской истории, будущие специалисты-энергетики постигают тонкости произведений выдающихся мастеров Средневековья – Феофана Грека и Андрея Рублёва.
Нина Прошек – один из постоянно публикуемых авторов приложения к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу "Среднее профессиональное образование".
Соединяя музыку, живопись и кино
В 1980-1990-е годы педагог активно сотрудничала с лабораторией гуманитарного образования при Ивановском госуниверситете. Руководившая в тот период лабораторией кандидат педагогических наук Марина Дмитриева (ныне – председатель облдумы) оставила в отделе кадров Ивановского энергетического колледжа отзыв о работе героини очерка.
"Открытые уроки, проводимые Н. А. Прошек, отличаются богатством и глубиной содержания, необычайностью формы, неожиданностью композиционных решений. Поиски истины на ее занятиях становились настоящим сотрудничеством учителя и учащихся. Словесность, безусловно, – призвание Нины Александровны – высококвалифицированного методиста, тонкого филолога, истинного педагога", – написала Марина Дмитриева.
По прошествии десятилетий Нина Прошек по-прежнему на посту любимой профессии, ко всякому делу подходит с инициативой и творчески. Именно так характеризует специалиста замдиректора колледжа по учебно-воспитательной работе Наталья Строганова.
"Нина Александровна – учитель-факел, который всегда горит и освещает путь в литературу идущим за ней студентам. Каждое занятие школы гуманитарных знаний – это целая история, связь предмета с искусством: музыкой, живописью, театром, кино. Неизведанное раскрывается так подробно, что начинаешь глубоко осознавать, как прекрасен мир художественной прозы и поэзии", – рассказала Наталья Строганова.
ШТРИХ. Выпускники 1988 года, супруги Михаил и Светлана Зубаревы прислали из городка атомщиков Удомли отзыв о своем учителе: "В драмкружке мы все подружились. На репетиции после занятий бежали сломя голову. И в этом всецело была заслуга Нины Александровны. Мы и в гости к ней приходили, репетировали в квартире, потом пили чай и вели задушевные разговоры".
Став специалистами в области атомной энергетики, получив высшее образование, Михаил и Светлана продолжают заниматься и тем, к чему привила любовь их первый режиссер. Уже 20 лет они играют на сцене городского народного театра. "Встреча с замечательным человеком, воспитателем и другом, – пишет Михаил, – изменила нашу со Светланой жизнь, определила в ней высокие духовные и нравственные ориентиры".