Москва. Музей имени Рублева в Андрониковом монастыре.
0
745
От ДК завода "Серп и Молот" мы буквально за пару минут дошли и до Андроникова монастыря, в котором ныне размещается Центральный музей древенрусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Подошли мы к нему со стороны закрытых боковых ворот:
Монастырь ведет свою историю с 1357-го года. Свое название Андроников он носит в память о первом игумене, святом Андронике Московском, ученике Сергия Радонежского.
Обходим ограду с башнями, построенную в XVII веке:
Впрочем, нужно понимать, что внешний облик и башен, и главного храма, и других построек монастыря - это реконструкция XX столетия, в чем легко можно убедиться, взглянув на фотографию 1883-го года:
Перед входом в монастырь установлен памятник самому Рублеву:
Входим на территорию бывшего монастыря, а ныне музея (хочется надеяться, что в итоге так это и останется, а то монастырей у нас все больше, а вот музеев - наоборот).
К воротам примыкает Настоятельский корпус, построенный во второй половине XVII века:
Его украшают изразцы:
Этот, насколько я понимаю, означает, что "Христос победит":
Главный храм монастыря - Собор Спаса Нерукотворного образа:
Храм этот был построен в 1420 (или 1425)-1427 годах и является самым древним храмом Москвы, сохранившимся до наших дней.
Собственно говоря, именно благодаря древности этого храма ансамбль монастыря был сохранен и в нем создали музей древерусского искусства.
Диспутируется вопрос, был ли это первый каменный храм монастыря или это перестройка более раннего храма, от которого сохранились белокаменные рельефы.
Естественно, помимо летнего собора в монастыре была и зимняя церковь, совмещенная с трапезной палатой (типичное решение, позволяющее сэкономить на обогреве). Есть такая и здесь - это церковь Михаила Архангела.
Строился храм в два захода. Сперва в 1691-1694 годах была возведена основная часть здания вплоть до кровли, а затем работы надолго прервались.
Связано это, вероятно, с тем, что храм строился на средства царицы Евдокии Лопухиной как родовая усыпальница Лопухиных, а в 1694-м году после смерти матери Петра I Натальи Кирилловны положение ее сильно пошатнулось и ей стало не до храма.
В итоге, достроили его только в 1728-1739 годах, возвеля восьмерик с главкой:
На храме установлена табличка, где Евдокию Лопухину именуют последней русской царицей. Честно говоря, формулировка довольно странная, поскольку даже если считать русскость по крови, то последней русской царицей будет Елизавета Петровна.
Еще несколько монастырских построек - духовное училище, построенное в 1810-1817 годах
Братский корпус, построенный в XVII-XVIII веках:
Еще одна башня ограды, уже XVIII-го века:
Памятный знак в честь Адрея Рублева (который скончался и был похоронен в этом монастыре, правда мест захоронения его, увы, неизвестно):
Еще один памятный знак напоминает о том, что в монастыре был захоронен купец Иван Логгинович Медведников - один из основателей Иркутска:
Осмотрев монастырь снаружи, заходим в церковь Михаила Архангела, где располагается экспозиция музея. Надо сказать, что хоть ее и не сравнить с Третьяковской галереей (с ней вообще, в плане коллекции древнерусской иконы сравнить невозможно ни один музей мира), но коллекция очень качественная и заслуживающая внимания.
Главное сокровище экспозиции - "Спас Вседержитель", он же Спас из Гавшинки, поскольку последнее ее местоположение - Спасская церковь в селе Гавшинка (впрочем, изначально она писалась для Успенского собора Ярославля, затем ее передали в Толгский монастырь, а уже из него она попала в Гавшинку - вотчину монастыря). Икона эта домонгольской эпохи (искусствоведы спорят, о времени ее написания - XI-XII век или первая половина XIII века, а также месте ее написания - Византия, Ярославль или Ростов).
Интересна и сама история появления иконы в музее. Ее передал музею в дар андеграундный художник Василий Яковлевич Ситников перед тем, как эмигрировать на Запад в 1975-м году. По словам экскурсовода (он как раз вел экскурсию во время моего посещения и я краем уха подслушал его), икону эту Ситников купил у уголовников, которые грабили церкви, причем досталась она ему по дешевке, поскольку уголовники в иконописи разбирались плохо, а икона была записанной (Ситников же обратил внимание на характерную структуру иконной доски). Потом, когда реальная стоимость иконы выяснилась, эти уголовники пытались даже достать Ситникова в США и требовали, чтобы он им доплатил.
В результате записей Христос лишился половины нимба:.
Новгород,
Святитеь Николай с избранными святыми на полях. XIV век:
Богоматерь Одигитрия. Первая половина XVI века
Ростов.
Деисусный чин. Последняя четверть XV века::
Троица. Конец XV века.
Иконы из праздничного ряда. Около 1497 года:
Господь Вседержитель на престоле. Первая половина XVI века
Иоанн Златоуст и Василий Великий (фрагменты створок царских врат). Вторая четверть -середина XVI века.
Тверь.
Богоматерь и Иоанн Предтеча из деисусногго чина Первая половина XV века
Ззабавно, что у Иоанна борода по цвету сильно отличается от волос, так что создается впечатление, будто он в парике
Очень выразительная "Богоматерь Владимирская". Первая половина XV века:
Апостол Павел. Конец XV века. За счет цветного нимба выглядит он очень авангардно:
Святой Николай. Середина XV века
Средняя Русь.
Святые Косма и Дамиан. Конец XV-начало XVI века
Москва.
Иоанн Предтеча. 1420-е гг.
Распятие. Конец XIV - первая половина XV века:
Великолепный "Спас Нерукотворный". Вторая полвина XIV века:
Святитель Василий Великий. Первая треть XVI века.
Троица. Первая треть XVI века
Иаанн Предтеча Ангел Пустыни. 1560-е годы
Иаанн Предтеча. 1560-е годы
Богоматерь Владимирская Волоколамская. Около 1572-го
Богоматерь Умиление. 1560-е
Святые Николай Чудотворец и Богоматерь Тихвинская. 1550-е
Великомученик Георгий с житием. Первая треть XVI века
Вологда.
Святой Николай с явлением Богоматери Сергию Радонежскому и избранными святыми. Первая половина XVi века
Святые Николай Чудотворец, Антоний Великий т Афанасий Афонский и избранными святыми на полях. Середина XVI века
Преподобные Симеон и Даниил Столпники. Середина XVI века
Преподобный Кирилл Белозерский. Середина XVI века
Псков.
Воскресение (Сошествие в ад.) . Третья четверть XVI Века
Святитель Петр Московский. Первая треть XVI века.
Части киота с житием Николая Чудотворца. Середина - третья четверть XVI века.
Очаровательная дверь в жертвенник. Конец XVI века. Центральная Россия:
Ее очень забавно разглядывать:
Очень выразительный каменный поклонный крест конца XV - первой половины XVi века. На одной стороне Распятие:
На другой - Святой Николай и двое "неизвестных святых" (сразу вспоминается анекдот):
Иконостас Спасо-Евфимиевского монастыря из Суздаля. 1660-е годы:
"Поздняя" икона.
Москва.
Преподобный Сергий Радонежский. Вторая половина XVII века.
Возведение Иисуса Христа на крест. Середина - третья четверть XVII века
"Успение". 1731
Мастера Оружейной палаты:
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1672 год:
Федор Евтихиев Зубов. Рождество Богородицы. 1688
Кирилл Иванов Уланов. Богоматерь Живоносный Источник. 1703 год
Тихон Иванов Филатьев. Богоматерь Умиление и Посещение в беде страждущих (Всех скорбящих радости). Начало XVIII века
Карп Иванов Золотарев (работал в Золотописной мастерской Посольского приказа). Богоматерь с младенцем на престоле. Конец XVII века
Преподобный Нил Столобенский. Вторая половина XVIII века. Осташков (?):
Святая Троица. Гостеприимство Авраама. Последняя треть XVIII века. Великий Устюг (?)
Дверь в жертвенник Благоразумный разбойник. Первая половина XVII Века. Центральная Россия
Пророки Иосия и Вениамин из Соловецкого монастыря. Первая треть XVII века:
Покровец "Литургия ангелов". 1781-й год (кайма конца XIX века):
Характерное для допетровской архитектуры пространство зала с центральным квадратным столбом:
Змееборец. Деталь из Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря (скорее всего она как раз относится к первому каменнному собору):
Деревянная скульптура как всегда чистый восторг:
Набор Нилов Столобенских всех размеров и сортов:
Голова Иоанна Предтечи.
Пророк Аарон.
Евангелисты (фрагмент царских врат).
Царские врата.
Христос в темнице:
Великомученица Екатерина:
Никола Можайский:
Апостолы Петр и Павел:
Параскева Пятница:
Очень забавный Мученик Мина Котуанский:
Фрагменты рамы иконостаса:
Ангелы:
Есть в музее и отдел фресок, снятых со стен перед разрушением церквей.
Иконостас из Благовещенской церкви в Юрьевце - Повольском. Первая треть XVIII века:
А вот фрески из Макариева монастыря в Калязине:
Изразцы:
Монастырь ведет свою историю с 1357-го года. Свое название Андроников он носит в память о первом игумене, святом Андронике Московском, ученике Сергия Радонежского.
Обходим ограду с башнями, построенную в XVII веке:
Впрочем, нужно понимать, что внешний облик и башен, и главного храма, и других построек монастыря - это реконструкция XX столетия, в чем легко можно убедиться, взглянув на фотографию 1883-го года:
Перед входом в монастырь установлен памятник самому Рублеву:
Входим на территорию бывшего монастыря, а ныне музея (хочется надеяться, что в итоге так это и останется, а то монастырей у нас все больше, а вот музеев - наоборот).
К воротам примыкает Настоятельский корпус, построенный во второй половине XVII века:
Его украшают изразцы:
Этот, насколько я понимаю, означает, что "Христос победит":
Главный храм монастыря - Собор Спаса Нерукотворного образа:
Храм этот был построен в 1420 (или 1425)-1427 годах и является самым древним храмом Москвы, сохранившимся до наших дней.
Собственно говоря, именно благодаря древности этого храма ансамбль монастыря был сохранен и в нем создали музей древерусского искусства.
Диспутируется вопрос, был ли это первый каменный храм монастыря или это перестройка более раннего храма, от которого сохранились белокаменные рельефы.
Естественно, помимо летнего собора в монастыре была и зимняя церковь, совмещенная с трапезной палатой (типичное решение, позволяющее сэкономить на обогреве). Есть такая и здесь - это церковь Михаила Архангела.
Строился храм в два захода. Сперва в 1691-1694 годах была возведена основная часть здания вплоть до кровли, а затем работы надолго прервались.
Связано это, вероятно, с тем, что храм строился на средства царицы Евдокии Лопухиной как родовая усыпальница Лопухиных, а в 1694-м году после смерти матери Петра I Натальи Кирилловны положение ее сильно пошатнулось и ей стало не до храма.
В итоге, достроили его только в 1728-1739 годах, возвеля восьмерик с главкой:
На храме установлена табличка, где Евдокию Лопухину именуют последней русской царицей. Честно говоря, формулировка довольно странная, поскольку даже если считать русскость по крови, то последней русской царицей будет Елизавета Петровна.
Еще несколько монастырских построек - духовное училище, построенное в 1810-1817 годах
Братский корпус, построенный в XVII-XVIII веках:
Еще одна башня ограды, уже XVIII-го века:
Памятный знак в честь Адрея Рублева (который скончался и был похоронен в этом монастыре, правда мест захоронения его, увы, неизвестно):
Еще один памятный знак напоминает о том, что в монастыре был захоронен купец Иван Логгинович Медведников - один из основателей Иркутска:
Осмотрев монастырь снаружи, заходим в церковь Михаила Архангела, где располагается экспозиция музея. Надо сказать, что хоть ее и не сравнить с Третьяковской галереей (с ней вообще, в плане коллекции древнерусской иконы сравнить невозможно ни один музей мира), но коллекция очень качественная и заслуживающая внимания.
Главное сокровище экспозиции - "Спас Вседержитель", он же Спас из Гавшинки, поскольку последнее ее местоположение - Спасская церковь в селе Гавшинка (впрочем, изначально она писалась для Успенского собора Ярославля, затем ее передали в Толгский монастырь, а уже из него она попала в Гавшинку - вотчину монастыря). Икона эта домонгольской эпохи (искусствоведы спорят, о времени ее написания - XI-XII век или первая половина XIII века, а также месте ее написания - Византия, Ярославль или Ростов).
Интересна и сама история появления иконы в музее. Ее передал музею в дар андеграундный художник Василий Яковлевич Ситников перед тем, как эмигрировать на Запад в 1975-м году. По словам экскурсовода (он как раз вел экскурсию во время моего посещения и я краем уха подслушал его), икону эту Ситников купил у уголовников, которые грабили церкви, причем досталась она ему по дешевке, поскольку уголовники в иконописи разбирались плохо, а икона была записанной (Ситников же обратил внимание на характерную структуру иконной доски). Потом, когда реальная стоимость иконы выяснилась, эти уголовники пытались даже достать Ситникова в США и требовали, чтобы он им доплатил.
В результате записей Христос лишился половины нимба:.
Новгород,
Святитеь Николай с избранными святыми на полях. XIV век:
Богоматерь Одигитрия. Первая половина XVI века
Ростов.
Деисусный чин. Последняя четверть XV века::
Троица. Конец XV века.
Иконы из праздничного ряда. Около 1497 года:
Господь Вседержитель на престоле. Первая половина XVI века
Иоанн Златоуст и Василий Великий (фрагменты створок царских врат). Вторая четверть -середина XVI века.
Тверь.
Богоматерь и Иоанн Предтеча из деисусногго чина Первая половина XV века
Ззабавно, что у Иоанна борода по цвету сильно отличается от волос, так что создается впечатление, будто он в парике
Очень выразительная "Богоматерь Владимирская". Первая половина XV века:
Апостол Павел. Конец XV века. За счет цветного нимба выглядит он очень авангардно:
Святой Николай. Середина XV века
Средняя Русь.
Святые Косма и Дамиан. Конец XV-начало XVI века
Москва.
Иоанн Предтеча. 1420-е гг.
Распятие. Конец XIV - первая половина XV века:
Великолепный "Спас Нерукотворный". Вторая полвина XIV века:
Святитель Василий Великий. Первая треть XVI века.
Троица. Первая треть XVI века
Иаанн Предтеча Ангел Пустыни. 1560-е годы
Иаанн Предтеча. 1560-е годы
Богоматерь Владимирская Волоколамская. Около 1572-го
Богоматерь Умиление. 1560-е
Святые Николай Чудотворец и Богоматерь Тихвинская. 1550-е
Великомученик Георгий с житием. Первая треть XVI века
Вологда.
Святой Николай с явлением Богоматери Сергию Радонежскому и избранными святыми. Первая половина XVi века
Святые Николай Чудотворец, Антоний Великий т Афанасий Афонский и избранными святыми на полях. Середина XVI века
Преподобные Симеон и Даниил Столпники. Середина XVI века
Преподобный Кирилл Белозерский. Середина XVI века
Псков.
Воскресение (Сошествие в ад.) . Третья четверть XVI Века
Святитель Петр Московский. Первая треть XVI века.
Части киота с житием Николая Чудотворца. Середина - третья четверть XVI века.
Очаровательная дверь в жертвенник. Конец XVI века. Центральная Россия:
Ее очень забавно разглядывать:
Очень выразительный каменный поклонный крест конца XV - первой половины XVi века. На одной стороне Распятие:
На другой - Святой Николай и двое "неизвестных святых" (сразу вспоминается анекдот):
Иконостас Спасо-Евфимиевского монастыря из Суздаля. 1660-е годы:
"Поздняя" икона.
Москва.
Преподобный Сергий Радонежский. Вторая половина XVII века.
Возведение Иисуса Христа на крест. Середина - третья четверть XVII века
"Успение". 1731
Мастера Оружейной палаты:
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1672 год:
Федор Евтихиев Зубов. Рождество Богородицы. 1688
Кирилл Иванов Уланов. Богоматерь Живоносный Источник. 1703 год
Тихон Иванов Филатьев. Богоматерь Умиление и Посещение в беде страждущих (Всех скорбящих радости). Начало XVIII века
Карп Иванов Золотарев (работал в Золотописной мастерской Посольского приказа). Богоматерь с младенцем на престоле. Конец XVII века
Преподобный Нил Столобенский. Вторая половина XVIII века. Осташков (?):
Святая Троица. Гостеприимство Авраама. Последняя треть XVIII века. Великий Устюг (?)
Дверь в жертвенник Благоразумный разбойник. Первая половина XVII Века. Центральная Россия
Пророки Иосия и Вениамин из Соловецкого монастыря. Первая треть XVII века:
Покровец "Литургия ангелов". 1781-й год (кайма конца XIX века):
Характерное для допетровской архитектуры пространство зала с центральным квадратным столбом:
Змееборец. Деталь из Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря (скорее всего она как раз относится к первому каменнному собору):
Деревянная скульптура как всегда чистый восторг:
Набор Нилов Столобенских всех размеров и сортов:
Голова Иоанна Предтечи.
Пророк Аарон.
Евангелисты (фрагмент царских врат).
Царские врата.
Христос в темнице:
Великомученица Екатерина:
Никола Можайский:
Апостолы Петр и Павел:
Параскева Пятница:
Очень забавный Мученик Мина Котуанский:
Фрагменты рамы иконостаса:
Ангелы:
Есть в музее и отдел фресок, снятых со стен перед разрушением церквей.
Иконостас из Благовещенской церкви в Юрьевце - Повольском. Первая треть XVIII века:
А вот фрески из Макариева монастыря в Калязине:
Изразцы: