Творить по-русски: разговор в поезде с Юлдус Бахтиозиной
Юлдус Бахтиозина — большой художник и может работать практически в любом виде искусства: от фотографии до видеоинсталляции, от дизайна театральных костюмов до кино. А еще она художник идейный и о сверхзадаче своего творчества говорит твердо: «Я использую русские культурные коды, но даю им новое звучание, смысл. Только так, на мой взгляд, они могут остаться с нами».Так вышло, что в тот самый момент, когда Юлдус Бахтиозина выехала на съемку для InStyle в Москву, я села в поезд иотправилась в обратном направлении — вее родной Петербург. Наши «Сапсаны» разминулись и мы не встретились лично, но, пока за окном Юлдус проносились Чудово, Угловка и Бологое, она дисциплинированно отвечала на мои вопросы втелеграме. А я, следуя через Тверь, Окуловку и Чудово, принимала сообщения. Со временем появилось ощущение тихой беседы под мерный стук колес.Юлдус, по ее словам, стала известной как «художник, работающий с фотографией». Ее снимки и инсталляции есть вколлекции Музея Фаберже, экспонировались в Великобритании, Бельгии, Германии и Италии, а с 2013 года она сотрудничает с петербургской галереей Anna Nova, которая с 23 по 26 сентября представит работы художницы на международной ярмарке Photofairs 2021 вШанхае (в этом году смотр пройдет вонлайн-формате). Год назад Юлдус вышла на новый уровень и выпустила полнометражный фильм «Дочь рыбака» — про продавщицу из рыбного ларька, которая верит, что сможет стать принцессой, приняв участие вспециальном кастинге. Модные тренды в нем гармонично сочетаются с фольклором, современный киноязык — с цитатами из советских фильмов-сказок вроде любимых с детства «Морозко», «Королевства кривых зеркал» и «Золушки».«Первые мысли о том, что я хочу снимать кино, возникли у меня в19 лет. Тогда я сняла 10-минутную короткометражку-посвящение любимому мужчине. Каким-то чудесным образом я понимала, что не сейчас, но потом, когда мне будет что сказать, точно сниму настоящий фильм. “Дочь рыбака”— не просто эксперимент. Это осознанный продукт, мое детище. Запланированное, выношенное стрепетом, созданное с любовью. Думаю, только так дети и должны появляться на свет», — пишет мне Юлдус.Прошлым летом ее дебютный фильм был тепло встречен на кинофестивале имени Андрея Тарковского «Зеркало», а в этом году, когда ей исполнилось 35, стал единственной картиной из России в программе «Форум» на Берлинале. Кроме участия в европейском киносмотре, нынешним летом уЮлдус случилось еще одно событие — премьера в Мариинском театре мультижанрового спектакля лауреата «Золотой маски» Максима Петрова на музыку Игоря Стравинского «Байка. Мавра. Поцелуй феи», где она выступила вроли художника по костюмам («Ясоздавала их с моей любимой целью — переосмыслить некоторые из классических образов»). Она работает сразными техниками, вразных видах искусства, но с одной миссией: «Я хочу выводить народное творчество на новый уровень. Оно может пропасть, стать ненужным. А бороться с ненужностью куда сложнее, чем с эксплуатацией».
— Вы обучались графическому дизайну в лондонском Сент-Мартинс. Думаете, художнику нужно иметь специальное образование? — спрашиваю я — и через пять минут ловлю ответ.
— Я окончила еще и Северо-Западную академию государственной службы имогу сказать, что, на мой взгляд, не важно, какое именно образование художник получил. Художник, артист сегодня, окей, еще не сегодня, но завтра,— это человек, который знает очень много, которому есть что дать этому миру, он — визионер, он — вдохновитель, он — помощь в мире хаоса и черных лебедей, он — источник знаний, правды, силы и света.Юлдус знает, о чем говорит: она сама — визионер. Ну, например, задолго до того как это стало мейнстримом, художница начала говорить о diversity иснимать всвоих фотопроектах моделей разной расовой принадлежности икомплекции— ей вообще всегда нравилась инаковость. «Меня саму не принимала ни одна социальная группа, ни одно комьюнити. Вполне естественно, что теперь меня интересуют такие же люди. Как правило, они прошли сложный путь, и это их закалило, а закаленный человек всегда движется, стремится, создает. Сейчас diversity превращается вконъюнктуру, вокруг появилось очень много подложных героев. Чувствуя это, я снова ухожу в себя, обращаюсь к автопортрету».В 2014 году Юлдус Бахтиозина стала первым российским спикером на международной конференции TED и вышла кпублике в кокошнике, чтобы рассказать об «отчаянных русских романтиках». В2017-м (тот год, когда она попала в финал венецианской Arte Laguna Prize) снова поднялась на сцену TED, но теперь в удивительном головном уборе, напоминающем поднятое к небу крыло золотой птицы. Экстравагантный внешний вид — продолжение ее творчества. «Для меня любой выход на улицу, появление влюбой среде — игра. Мне нравится быть максимально разной и при этом всегда искренней. То, как я выгляжу, отражает то, что я думаю», — говорит она. Уже на Московском вокзале я с удивлением узнаю, что сама Юлдус редко вдохновляется визуальным искусством. Особенно вмоменты, когда его создает. Она, конечно, любит работы Яна Фабра и некоторых молодых художников («Recycle Group крутые и останутся вистории, потому что опережают время и создают культовый продукт»), но куда больше ее интересуют книги современных философов и публицистов (Юваля Ноя Харари, Нассима Николаса Талеба, Алексея Ситникова), путешествия и люди. Сейчас совместно с курортом «Первая линия» Бахтиозина работает над проектом, который посвящен человеку имедицине будущего, снимает ролик для юбилейного кинофестиваля«Зеркало» (выйдет в конце лета) и пишет сценарий нового фильма. Представьте себе, я даже не спросила осюжете, потому что ибез всяких спойлеров понятно: это надо будет увидеть.
Выражаем благодарность директору парка ГАУК г. Москвы ПКиО «Фили» Чукову Азамату Раджабовичу запомощь в организации съемки.
Фото: Nikolay Biryukov
Cтиль: Evgenya Avaisova
Макияж: Савва Савельев
Прическа: Татьяна Нитченко
Сет-дизайнер: Ангелина Ольшанская
Продюсер: Ольга Закатова
Ассистенты фотографа: Виталий Сагалов, Михаил Вонотков / Kometa rent
Ассистенты стилиста: Мария Фомичева, Вера Дятлова
Ассистенты сет-дизайнера: Евгений Григорьев, Владимир Харламов
Ассистенты продюсера: София Расторгуева, Артем Назаров