Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

«У нас нет такого жанра, как патриотический спектакль»: «Золотая маска» едет в Казань

0 500
«У нас нет такого жанра, как патриотический спектакль»: «Золотая маска» едет в Казань

Гендиректор фестиваля Мария Ревякина о татарских режиссерах, эффектах пандемии, судьбе «Ходжи» Бекмамбетова из Свияжска и спектакле «Горбачев»

Последний раз спектакли «Золотой маски» приезжали в Казань в 2004 году. Спустя 16 лет, на весну, в столице РТ была намечена обширная программа, которую сорвал коронавирус. И все же в ближайшие недели наш зритель увидит «Сон в летнюю ночь» (23–24 сентября) «Мастерской П.Н. Фоменко» и «Доброго человека из Сезуана» (5–6 октября) театра им. Пушкина. «БИЗНЕС Online» поговорил с директором «Маски» и столичного Театра Наций Марией Ревякиной о миссии премии и способах формирования региональных программ.

Мария Ревякина: «Театр — один из видов искусств, который требует непосредственного живого взаимодействия с аудиторией»

«У НАС ОЧЕНЬ ЧАСТО НЕКОТОРЫЕ ЧИНОВНИКИ ДУМАЮТ: ЕСЛИ ОНИ ХОРОШО РАЗБИРАЮТСЯ В ХОККЕЕ, ТО ПОНИМАЮТ И В БАЛЕТЕ»

— Мария Евсеевна, многие сегодня размышляют о том, каким будет прекрасный постпандемийный мир будущего. Найдется ли в нем место для театра и уж тем более для театральных премий и фестивалей?

— Скорее всего, вопрос этот лучше задать людям науки или врачам. Все зависит от того, насколько быстро найдут эффективную вакцину или возможность правильно лечить коронавирус. Но вряд ли это получится очень быстро.

Театр — один из видов искусств, который требует непосредственного живого взаимодействия с аудиторией. Здесь важен обмен энергией, контакт актера со зрителем — эта энергетическая связка необходима. Во время пандемии какие-то театры нашли способы взаимодействия в режиме онлайн — имелось много интересных проектов, но в основном были трансляции записей спектаклей, читки пьес, поэзии, вопросы к актерам и их ответы. И это, кстати, хорошая возможность привлекать новую аудиторию. В частности, Театр Наций пополнил свою на 300 тысяч человек за счет медиапроектов. Но все-таки это в большей степени маркетинг и здесь не идет речи о развитии театрального искусства. Другое дело, что во время пандемии появились спектакли, которые были написаны драматургами специально для театральных онлайн-проектов. Это уже несколько другое явление. Скорее всего, данный опыт будет зафиксирован и, возможно, сохранится, но это уже вопрос скорее исследовательский, о будущем такого формата.

Я верю, что все-таки живой театр останется, мы преодолеем сложный вирусный кризис, войдем опять в привычный ритм сценической жизни.

— То есть вы ждете, что все вернется на круги своя?

— Может быть, все не вернется, потому что пандемия принесла определенную трансформацию в нашу жизнь, переосмысление очень многих вещей и ценностей. Один из ключевых социальных эффектов пандемии: она по-новому определила соотношение между физическим и виртуальным мирами, в том числе во всем, что касается человеческой коммуникации. В России данные исследований фонда «Общественное мнение» дают контрастную картину: 61 проценту тех, кто работал удаленно в пандемию, не понравился этот опыт. Мы понимаем, как нужен человек человеку, как важно общение (человек все-таки — социальное существо), как сложна изоляция… Все-таки общество развивается определенным образом. Наверное, все уже не будет так, как раньше. Но самое интересное и живое в театре должно развиваться дальше.

— Много говорили о том, что зритель по самым разным причинам не сразу вернется в театры, даже когда они откроются.

— Театр Наций начал продавать билеты с августа, и 1 сентября мы открыли сезон. В августе возобновились показы спектаклей в рамках конкурсной программы фестиваля «Золотая маска». Пока мы продаем 50 процентов зала, как того требуют московские правила профилактики коронавируса. Не могу сказать, что есть ажиотаж, тем не менее публика приходит, она очень соскучилась. И мы видим это по зрительному залу.

— А что касается жанров спектаклей, ждать нам бума комедий, которые отвлекут публику от тягот повседневности? Не получится ли воплощение в жизнь истории, когда в Питере чиновник от культуры советовал Юрию Бутусову, тогда худруку театра имени Ленсовета, ставить спектакли повеселее?

— У нас очень часто некоторые чиновники думают: если они хорошо разбираются в хоккее, то понимают и в балете. К сожалению или к счастью, это не так. Каждый театр или режиссер выбирает тот материал, который ему интересен и волнует его. Только в этом случае может получиться спектакль, который станет интересен зрителю.

— Понятно, что «Золотая маска» сильно пострадала от коронавируса — были сорваны показы номинированных спектаклей в Москве, усложнилась работа жюри. Вы уверены, что 30 октября в зале «Зарядье» состоится церемония вручения премии этого года?

— Сейчас в планах церемония стоит 30 октября. Пока что у нас все спектакли идут, два жюри — драматическое и музыкальное — работают, так что все в рабочем режиме. Разве что мы уже не смогли арендовать такое количество площадок, чтобы осенью показать все спектакли-номинанты в Москве. Поэтому что-то жюри смотрит непосредственно в регионах.

«ЗДЕСЬ НЕТ ДЕЛЕНИЯ НА БОГАТЫХ И БЕДНЫХ, МАЛЕНЬКИХ И БОЛЬШИХ,  ВЫСОКИХ И НИЗКИХ, ПОНИМАЕТЕ?»

— Вообще, как вы определяете главную цель «Золотой маски»? Какова миссия национальной театральной премии?

— Миссия не меняется, она постоянна — это поиск самых интересных работ, которые появились в театральном сезоне, возможность показать и обсудить их, проследить новые тенденции, открыть другие имена. Собственно говоря, фиксация данного процесса, само движение театра, как он развивается, куда идет, — вот что является миссией «Маски». Познакомить и зрителя, и театральное сообщество с самым ярким и интересным, что появилось за сезон по всей России.

— Просто иногда кажется, что у нас есть две «Золотые маски». Одна прежде всего касается регионов, для которых номинации и уж тем более победы здесь очень важны. Тут и стимул для дальнейшего развития театров, и возможность иначе разговаривать с местными чиновниками, от которых зависит финансирование. А вот что касается Москвы и Петербурга, то здесь «Маска» часто ассоциируется с постоянными спорами и даже конфликтами относительно того, кто получил премию, а кто нет, кого номинировали, а кого нет… Получаются две такие ипостаси.

— Нет, ипостась одна. У нас наравне с Большим театром в афише, например, пермский театр оперы и балета, театр «Урал Опера Балет» и камерный частный театр «Амадей» из Москвы. Тем и ценна «Маска»: рядом со столичными легендарными театральными именами можно увидеть театры из Лесосибирска, Альметьевска, Мотыгино, познакомиться с самыми разными жанрами. Здесь как раз «Маска» дает возможность увидеть все поле — и возможность на равных участвовать в фестивале.

— Но нет ли парадокса в том, что в одной оперной номинации соревнуются «Альцина» Генделя в постановке Кэти Митчелл из Большого театра и маленькая опера Александра Маноцкова «Сны Иакова» из татарстанского Свияжска, которую на одном показе могут увидеть 3050 зрителей (обе, кстати, получили «Маску» в разных номинациях)? Получается такая борьба Давида с Голиафом.

— Нет, это искусство. Здесь нет деления на богатых и бедных, маленьких и больших, высоких и низких, понимаете? Это искусство — вот и все.

Ксения Шачнева, Александр Маноцков, Инна Яркова (слева направо) на XXV церемонии вручения театральной премии «Золотая маска» в Большом театре

— Что касается регионов, то могу вам привести такой пример из Казани. В 2018 году Нурбек Батулла получил «Золотую маску» за роль в пластическом спектакле Туфана Имамутдинова, с которым вы работали в Театре Наций, «Алиф». На мой взгляд, это событие здорово отразилось на культурном ландшафте города. Имамутдинов и Батулла пытаются осмыслять татарское национальное искусство, которое часто воспринимается как нечто консервативное, средствами современного искусства. И на них до «Маски» смотрели как на таких городских сумасшедших, но теперь государство просто не может пройти мимо тех, кто занимается подобными проектами. И заслуга «Золотой маски» здесь колоссальна. Вообще, насколько вы обращаете внимание на национальное искусство в рамках премии и фестиваля?

— Впервые в афише «Золотой маски» национальная постановка появилась в 2001 году — тогда «Арвайден» из Владикавказа получил специальную премию жюри фестиваля.

Имена режиссеров Фарида Бикчантаева и Туфана Имамутдинова (Татарстан), Айрата Абушахманова (Башкортостан), Андрея Борисова и Сергея Потапова (Якутия), Алексея и Сюзанны Ооржак (Тува), Олега Юмова и Эрдэни Жалцанова (Бурятия) известны далеко за пределами их родных театров — все они совершенно закономерно стали номинантами или лауреатами «Золотой маски».

Национальный театр всегда интересен и самобытен. Безусловно, уже исторически сложилось, что на «Маске» он широко присутствует. Существовало время настоящего бума якутского театра: помню, как на постановки режиссера Андрея Борисова было не протолкнуться. Имелись постановки из Уфы, Татарстана, где тоже очень самобытный театр, подчас совершенно по-другому переосмысливающий любую прозу. Философские спектакли Евгения Ибрагимова в хакасском национальном театре кукол «Сказка» стали настоящей легендой «Маски». Запомнились оперные постановки, в том числе национальная «Кахым-туря», уфимского театра оперы и балета Республики Башкортостан. Два года назад настоящим открытием стал Татарский драматический театр из Альметьевска и постановка Эдуарда Шахова «Магазин» по одноименной острой социальной пьесе Олжаса Жанайдарова. В прошлом году специальную премию драматического жюри получила совершенно потрясающая постановка Айрата Абушахманова по книге «Зулейха открывает глаза». В этом году в «Маске» участвует «Аллюки» — дебют в опере Туфана Имамутдинова на музыку композитора Эльмира Низамова.

Подобных примеров много. Мне кажется, что это здорово, когда мы открываем такие интересные, яркие постановки, тем более на основе национального материала.

«РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ САМИ ВЫДВИГАЮТ ПРЕТЕНДЕНТОВ ДЛЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА»

— Можно еще о критике «Маски». Открываешь «Фейсбук», а там вечно масса недовольных. Патриотическая общественность считает, что недостаточное внимание уделяется патриотическим спектаклям…

— У нас нет такого жанра, как патриотический спектакль.

— Молодежь жалуется, что в любом случае премию «за лучший спектакль» получит Лев Додин, а «за лучшую режиссуру» — Юрий Бутусов.

— Получают постановщики разных возрастов. В искусстве нет подобных градаций — возраст, национальная принадлежность, black lives matter — все что угодно. Это искусство, оно отражает наш мир, существует для человека, рассказывает о нем. «Мы находимся внутри искусства. Выйти из него нельзя, так же, как невозможно выйти из родного языка», — как говорил Юрий Лотман. Но обиды всегда существуют. Потому что мы с вами работаем в таком мире, где если я творец, то это мое дитя и, конечно, оно для меня и моего круга самое ценное…

Наши эксперты отсматривают более тысячи спектаклей по всей стране в год. Причем региональные театры сами выдвигают претендентов для экспертного совета. Например, если они выпустили пять спектаклей за сезон, а выдвигают на «Маску» один, то сами прекрасно понимают: четыре других нужны для жизни труппы, театра, привлечения зрителей и, может быть, их уровень таков, что не надо их выдвигать. Потому эксперты смотрят то, что заявляет театр. Из этой просмотренной тысячи, условно говоря, выбирают 70–80. У них открытое голосование и обсуждение. Там не происходит ничего тайного, они много спорят и переголосовывают.

И у экспертов тоже разные мнения, у них есть свои предпочтения, вкусы, образование, насмотренность. Они все равно абсолютные индивидуальности. Тем не менее путем тщательного отбора и профессионального обсуждения складывается список номинантов и афиша фестиваля. Но это не значит, что другие спектакли, которые они смотрели, ужасны. Нет, конечно! Потому эксперты формируют каждый раз еще и лонг-лист: 100 спектаклей, которые они считают достойными в прошедшем сезоне. Мы их отбираем в другие наши проекты потом, если есть возможность.

— Вы как-то обращаете внимание на эти конфликты или стараетесь держаться над схваткой?

— Когда появляются какие-то публикации, кто-то чем-то недоволен, а кто-то говорит: «А я бы выбрал то-то» — это мнение конкретного человека. Он бы сделал так, а жюри в количестве 14 человек поступило иначе. И что делать? Один человек не жюри. Он так видит, потому что мы все пристрастны, все что-то любим больше, что-то меньше, можем с чем-то не соглашаться. И это нормально.

— Просто вот в этом году была самая громкая история со спектаклем БДТ «Слава» Константина Богомолова по стихотворной пьесе Виктора Гусева 1936 года. Постановка не попала ни в одну из номинаций «Золотой маски», а председатель экспертного совета Дина Годер сказала, что Богомолов в этой работе не дал моральной оценки эпохе, о которой идет речь…

— Тут дело не в Дине Годер. Экспертный совет так проголосовал. Это спор уже для профессионального сообщества, данная тема активно обсуждалась, но вот такое решение принял экспертный совет открытым голосованием.

— Много ходит разговоров и о том, что недовольные в конце концов все-таки организуют свою премию и будет, как в отечественном мире кино, где есть «Золотой орел» и «Ника». Но пока театральное сообщество держится.

— Это прекрасно. Значит, театральное сообщество все-таки сильное и понимает, что, как бы ни спорить, все равно есть какие-то объективные критерии. Экспертные советы формируются профессиональным сообществом — решением союза театральных деятелей, которое основывается на предложениях региональных отделений союза, а также ассоциаций театральных и музыкальных критиков… Так каждый год подбирается команда экспертов. И это не единоличное, а коллегиальное решение. Похожим образом собирается жюри: в него входят профессионалы-практики (режиссеры, актеры, художники, драматурги и другие). И эти люди, выбранные самим сообществом, принимают решения, выбирая наиболее интересные, с их точки зрения, постановки в сезоне. К подобному надо относиться совершенно спокойно — это правила игры, придуманные людьми, которые сами создают театральную реальность в нашем театральном мире.

«ЕСТЬ ГОРОДА, КОТОРЫЕ ЕЩЕ НЕ ГОТОВЫ К КАКИМ-ТО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ НАЗВАНИЯМ»

— Как «Золотая маска» отбирает региональные программы?

— Мы всегда тесно работаем с регионом и коллегиально решаем, что привозить, какие спектакли и каких авторов, режиссеров хотел бы видеть сам регион. Естественно, учитываем культурные предпочтения города, в который едем. Есть города, которые еще не готовы к каким-то экспериментальным названиям, например…

—  Так и заявляют на уровне руководства региона?

— Да. Мы сотрудничаем с местными министерствами культуры и нашими театральными коллегами. Допустим, они говорят: «Мы бы хотели больше классических постановок». Отвечаем: «Хорошо, вот есть номинанты, лауреаты такие-то, посмотрите, но еще нам нужно проверить площадки». То есть, если вы хотите, скажем, увидеть спектакли Фоменко, Бутусова и так далее, нужно смотреть, соответствуют ли площадки. Если технически они подходят, это прекрасно. Если нет, то мы начинаем думать о другом спектакле. И, естественно, разговариваем с театрами, удобно ли в данный период ехать, например, самим. Это такой логистический процесс.

Но есть города, в которые мы довольно часто ездим по просьбе, скажем, наших спонсоров в регионы их присутствия. И мы наблюдаем определенную тенденцию, если первоначально, условно говоря, 8 лет назад, привозили спектакли более понятные этому зрителю, то с течением времени усложняем программу и видим, как меняется публика, отношение, понимание театра. Зритель — это же непосредственный соучастник любого спектакля.

— В Казани «Золотая маска» была очень давно, в 2004 году.

— Да, 16 лет прошло.

— Хорошо помню те спектакли в 2004-м, это были еще времена, когда и денег не имелось, чтобы куда-то ездить, и интернет еще не сделал все максимально доступным. Показали два спектакля театра Et Cetera («Король Убю» Александра Морфова, «Шейлок» Роберта Стуруа) с Александром Калягиным, а также постановку «Облом off» Михаила Угарова, где играли молодые Владимир Скворцов и Анатолий Белый. Данные работы тогда, можно сказать, формировали, например, мое сознание как театрального зрителя. Вы ведь собирались в Казань этой весной, и тогда была намечена очень обширная и разнообразная программа…

— Мы отобрали различные спектакли: в том числе и Константин Богомолов с «Преступлением и наказанием» из питерского «Приюта комедианта», и тот же Лесосибирск с «Мертвыми душами» в постановке Олега Липовецкого.

Но пандемия сделала свое дело, поэтому мы вынуждены были афишу сократить. И привозим в Казани такие спектакли: «Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски («Мастерская П. Н. Фоменко») и «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова (театр им. Пушкина).

— Это было какое-то конкретное пожелание от властей республики? Знаю, что вы общались с министром культуры Татарстана Ирадой Аюповой, а она любит Бутусова.

— Мы общались и с министром, и с руководителями театров обсуждали. Конечно, афиша была бы более разнообразной, если бы не ситуация, связанная с коронавирусом. Но, надеюсь, казанская публика оценит обе театральные работы!

— Я так понимаю, что, раз проект состоялся, значит, все-таки Татарстан, несмотря на уменьшение бюджетных расходов, поучаствовал финансово?

— Конечно! Мы не едем никуда, если нет паритетного финансирования. Потому что театр привезти — большие расходы, конечно. Это адаптация спектакля на сцене, аренда необходимого оборудования, необходимость размещения больших коллективов в гостиницах, транспортировка декораций, оплаты гонорара.

«ТЕАТР ИЗ БОЛЬШОЙ АТНИ ПОКАЗАЛ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ СПЕКТАКЛЬ ПО СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЕ «ФРОНТОВИЧКА» НА «МАСКЕ ПЛЮС»

— Хотел спросить: когда вы слышите про Татарстан, со словом «театр» у вас сразу возникают какие-то ассоциации — имена, площадки?

— Вы знаете, я помню тот визит в Казань в 2004 году.

— Вы, кажется, как раз только стали директором «Золотой маски».

— Да, я не была больше в Казани с тех пор, но запомнила город — он для меня связан с потрясающей архитектурой, открытыми, талантливыми людьми. Для меня это была очень интересная поездка. Я знаю хорошо Фарида Бикчантаева: он замечательный, талантливейший режиссер. Весной этого года на круглом столе для руководителей театров малых городов, который мы проводили в рамках внеконкурсной программы «Маска плюс», была рада познакомиться с Раилем Садриевым из Буинска и Ленаром Зайнуллиным из Большой Атни — жаль, что не получилось привезти в эти малые города спектакли «Золотой маски», но начало возможному сотрудничеству положено. Кстати, театр из Большой Атни в этом году показал очень интересный спектакль по современной пьесе «Фронтовичка» на «Маске плюс». Нияз Игламов, который у нас был в экспертном совете и жюри, — профессиональнейший человек. Я читаю, кстати, то, что он пишет.

Есть такой художник Фагиля Сельская (известный театральный художник по костюмам — прим. ред.), она, правда, живет не у вас сейчас, а в Геленджике. И она прекрасный художник. Очень хорошая… У вас талантливейшие люди!

«Тимур Бекмамбетов очень загорелся тем, что сделал у вас, рассказывал интересно об этом спектакле»

— У вас в Театре Наций в этом сезоне намечена премьера спектакля, который родом из Татарстана, — это «Ходжа Насреддин» Тимура Бекмамбетова. Он сначала его проверил в качестве театрального эскиза на лаборатории в Свияжске. Расскажите, пожалуйста, о данном проекте. Как он возник у вас?

— Просто пришел Тимур с такой идеей. Он очень загорелся тем, что сделал у вас, рассказывал интересно об этом спектакле. И вот они с нашим художественным руководителем Евгением Мироновым долго говорили — и родилась идея поставить данный спектакль. Она появилась в одном контексте, сейчас трансформировалась совершенно в другой. И мы даже не рассказали на пресс-конференции по случаю начала сезона, как именно изменился спектакль, потому что это сюрприз. Мы ждем, что в декабре премьеру выпустим.

— Ходжу будет играть Константин Хабенский, а его ишака — Миронов, как и планировалось?

— Нет, уже не так. Позже вы все узнаете.

«Я знаю хорошо Фарида Бикчантаева: он замечательный, талантливейший режиссер»

«В НОЯБРЕ У НАС ДОЛЖНА БЫЛА СОСТОЯТЬСЯ ПРЕМЬЕРА РОБЕРА ЛЕПАЖА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

— Ваш театр, как никакой другой в России, работает с большими зарубежными звездами — режиссерами, пандемия сильно повлияла на подобные планы?

— Вы знаете, в ноябре этого года у нас должна была состояться премьера режиссера Робера Лепажа «Мастер и Маргарита». Мы репетировали в прошлом году в Квебеке, ездили к нему, должны были еще раз лететь летом и уже выпускать осенью, но отложили планы. Сейчас как раз занимаемся онлайн-утверждением костюмов и всего прочего. На следующий 2021 год планируем в июне репетиции в Канаде и уже осенью выпуск в Москве «Мастера и Маргариты». Но все остальные премьеры осенью выпустили, хотя должны были весной.

— «Мастер и Маргарита» — это всегда риск. Так и вижу рецензии критиков: знаменитый режиссер Лепаж доказал еще раз, что великий роман Булгакова нельзя адекватно ни поставить на сцене, ни экранизировать.

— Риск есть. У Лепажа свой взгляд — человека, который вырос не в России, и у него совершенно иное понимание данного романа. Посмотрим.

— Правда, что иностранные режиссеры часто ставят какие-то немыслимые задачи в плане технического обеспечения сцены, каких-то вопросов дисциплины, еще чего-то. Рассказывали, например, что в Театре Наций очень тяжело работали над «Сказками Пушкина» с Робертом Уилсоном.

— Очень тяжело шел выпуск. Но все режиссеры совершенно разные. Например, Тимофей Кулябин (недавно он у нас выпустил спектакль «Разбитый кувшин») много ставит за рубежом и очень хорошо научился жесткому ритму планирования. Он четко знает, что ему нужно, всегда готов к репетициям. У Уилсона же совершенно другой подход, он создает все в процессе, на сцене со своей командой.

— То есть он скорее наш человек?

— Не то слово. И, конечно, при выпуске спектакля ему объясняют, что у нас закон № 44-ФЗ и что мы не можем менять декорации, потому что контракт подписан, мы это все уже сделали… Бесполезно! Он говорит: «Это нужно убрать, а то перекрасить в фиолетовый цвет». Все. А на сцене все уже стоит. Он прямо по ходу все меняет и только так понимает творческий процесс.

Лепаж — нет. Он тщательно готовится к репетициям. Когда мы прилетели в Квебек репетировать, у него было все расписано по каждому дню: сцена такая или такая. Абсолютно подготовленная команда. Люди знают, что в этой сцене должны быть туфли такие, сумочка, шляпка с перьями, халат. Все готово. Очень в этом смысле технически готовы, что мне как директору весьма нравится, потому что я люблю какую-то определенность в общей предсказуемой театральной неопределенности. (Улыбается.)

— Кажется, что даже многие столичные коллеги из благополучных театров немного завидуют вашим возможностям.

— Я не знаю, трудно это прокомментировать. Мне кажется, что у нас довольно успешная репертуарная политика. Евгений Миронов и Роман Должанский соединяют в ней интересные названия… Например, «Рассказы Шукшина» Алвиса Херманиса. Это наш бестселлер. Сколько мы его ни играем, ни возим, везде он очень хорошо принимается: в Чили, Штатах… При этом Херманис — человек из другой страны, совершенно с иным менталитетом. Как он это угадал, почувствовал деревню, русский характер совершенно бесшабашный, сумасшедший, абсолютно трогательный. А как Римас Туминас в театре имени Вахтангова прочитал «Маскарад» или «Онегина»… Это же потрясающе! Ну как?! Литовский режиссер… Нет границ здесь, национальности не имеют значения…

— Спектакль Херманиса «Горбачев» — тоже ваша премьера нынешнего сезона. Что это за текст?

— Текст, который делал сам Херманис. Он писал всю инсценировку пьесы, очень много перечитал материалов о Горбачеве, большое количество дневников, встречался с Горбачевым. Это, в общем, такая история о Михаиле Сергеевиче и Раисе Максимовне.

— Кажется, что это немодная тема нынче и вам сейчас будут «шить» излишний либерализм.

— Понимаете, к подобному нужно относиться как к истории. Это история, мы ее прошли. Вот так случилось. Когда Андрей Могучий поставил у нас «Сказку про последнего ангела» и мы сидели на репетициях уже перед выпуском, я вдруг подумала: «Боже мой, это же 90-е годы, я же там была». Мы с Могучим беседовали, он говорит: «А мы так и не прочувствовали это». Понимаете, подобное прошло, уже за нами, это уже история нашей страны, наших семей, судеб, и только сейчас мы начинаем переосмысливать что-то. Это действительно так.

— 1980-е и эпоха Горбачева тоже требуют сегодня вновь осмысления?

— Я думаю, что да. Все требует осмысления, возвращения к каким-то серьезным раздумьям.

Режиссер Кирилл Серебренников перед оглашением приговора по делу «Седьмой студии»

«НУЖНО, ЧТОБЫ ГОСУДАРСТВО ПЕРЕСМАТРИВАЛО ОТНОШЕНИЕ К НЕЗАВИСИМЫМ МАЛЕНЬКИМ ТЕАТРАМ»

— Судебная история «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова требует какого-то осмысления отношений государства и театров? Теперь все директора театров трясутся над №44-ФЗ и прочее?

— Все дело в том, что эти ФЗ не касались «Седьмой студии». Студия — некоммерческая организация, никакие ФЗ там не работают: ни 44-й, ни 223-й… Это совершенно разные темы. Подобное не имеет отношения к большей части театров, на сайтах которых в открытом доступе есть вся информация о планово-хозяйственной деятельности, план-график, электронный бюджет. У нас минфин и минкульт сейчас даже могут не спрашивать, как у нас с деньгами: заходишь в электронный бюджет и видишь остатки — все. Видишь, что по каким статьям, какие контракты и т. д. Все прозрачно и открыто.

— А частные театры? Им очень тяжело, например, Николай Коляда то угрожает голодовкой, то эмиграцией, то закрытием своего знаменитого «Коляда-театра».

— Частные театры… Здесь нужно, чтобы государство пересматривало отношение к независимым маленьким театрам, потому что в них как раз возникает театральное будущее. У нас в текущем году попали на «Маску», по-моему, 23 независимых театра, которые не имеют постоянного госфинансирования. В них есть как раз ростки того, что может не получиться в устойчивых больших государственных театрах, когда есть и определенная косность, если худрук уже давно сидит на своем месте и ничего не смотрит. А вот частные театры свободны, придумывают, живут на острие, на лезвии бритвы. Это безумно интересно.




Москва

Заказать недорогой ремонт кухонной мебели в районе в Москве и Московской области


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

«Самый низкий». Жительницы Севастополя не спешат рожать

Пьяный водитель улетел в кювет на Алтае

Развитие малой авиации в Сибири обойдется в 8 миллиардов

Проект развития малой авиации в Сибири оценили в 8 млрд рублей

Новости Тувы

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)

Перенос дат II этапа культурного проекта «Классика: история и современность» в Дмитрове

Пассажир рейса Москва — Пермь попал в реанимацию

«Радио Зенит» – информационный партнер форума «Мы вместе. Спорт»


Новые очистные сооружения построили в бывшем военном городке Ногинск-4

Свыше 400 спортсменов примут участие во всероссийских соревнованиях по синхронному плаванию в Чехове

В усадьбе «Измайлово» открылась выставка строгановской школы керамики

На мигрантов в России начнут составлять цифровые досье


Названа дата, когда можно будет переобувать зимнюю резину

Сотрудники компании «Газпромнефть-СМ» поддержали акцию по сдаче крови

Росгвардейцы задержали мужчину, подозреваемого в хранении наркотиков на северо-западе Москвы

На мигрантов в России начнут составлять цифровые досье


Глава Тувы Владислав Ховалыг
Москва

Сергей Собянин: Новый путепровод улучшит пропускную способность других трасс


Частные объявления в Туве



Загрузка...
Персональные новости
Дима Билан

Дима Билан стал «Мистером Х» в проекте “Новая битва экстрасенсов” на ТНТ



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Кызыл на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Торжественная месса Бетховена прозвучит в Мариинском в день 200-летия со дня первого исполнения

Сергей Шнуров и Гарик Мартиросян «не смогли поделить» участницу «Новой Фабрики звезд»

«Мое сердце у твоих ног»: Сергей Шнуров признался в симпатии одной из участниц «Новой Фабрики звезд»

Ольга Бузова стала человеком-невидимкой на ТВ-3 в новом сезоне легендарного шоу о звёздах


Рыбакина о том, что не играла в Индиан-Уэллс из-за болезни: «К сожалению, восстановление заняло много времени»

Александрова обыграла первую ракетку мира на турнире WTA

Александрова впервые войдет в топ-15 мирового рейтинга

Теннисистка Касаткина отреагировала на высказывания Винер о россиянах


Top 10 Emmanuelle Seigner Movies

I was diagnosed with cancer aged 39… you are never too rich, too famous or too young, says Dr Philippa Kaye

The 10 Intense New Action Movies on Netflix That Left Me on the Edge of My Seat!

Top 10 Love Affair Movies of the 2000s and 2010s