2 Такие разные Истории Тамерлана
Потомки обрусевших братьев владели поместьем до середины XVIII века, а затем род Карачар по мужской линии прекратил свое существование.
здесь конечно более правильно понимать "татары и русские" как определение религиозное: были татары - нехристиане, крестились стали русские. хотя уже и имена у них не "татарские", но "русские"-православные.
а Дьяченко в славянско-церковном Словаре толкует
карачъ (как) вельможа татарский (Бусл.)
что подходит гораздо лучше, чем "общеизвестное" кара-чёрный тюрк.
По некоторым предположениям, отец Тимура Тарагай был вождем племени барласов и потомком некоего Карачара нойона (крупный феодал-землевладелец в средние века), могущественного помощника Чагатая, сына Чингисхана
смотрим Рашид-ад-Дина и у него находим Карачара внука Джучи-хана
12-й сын Джучи-хана — Удур (С).
У него (Удура) был 1 сын, по имени Карачар (В), Этот Карачар имел 5 сыновей в таком порядке, как (ниже) перечисляется.
так что Карачар есть и от Чингизова рода.
да, и Баянов в роде Чингизахновом много было... а уж Тимуров разных тьма, в смысле туман.
например Великий Тимур:
|140| Рассказ о вступлении Мунгу-Тимура, сына Тукукана, второго сына Бату, на царствование над улусом его.
Рассказ о восшествии на престол Туда-Менгу, о низложении его «сыновьями Мунгу-Тимура-и Тарбу, 448 о царствовании их сообща; о бегстве Токты от них; о том, как он захватил их хитростью при помощи Ногая и об умерщвлении (их).
Когда Мунгу-Тимур, процарствовав 16 лет, умер в 681 г. (= 11 IV 1282 — 30 III 1283)
и ещё одна совсем "дикая мысль":
смотрю я на
Легенды об Огуз-хане. Племенное деление туркмен
(Легенда об Огуз-хане сложилась в своем настоящем виде, повидимому, только в XIII в. В обеих сохранившихся версиях — проникнутой мусульманской тенденцией версии Рашид-ад-дина и лишенной этой тенденции уйгурской версии — Огуз-хану приписаны подвиги и походы, аналогичные действиям Чингиз-хана.
..., но
1. в истории № 1 Царь Ог - это отец Тимура, татарский император.
2. а в истории № 2 Уз - Днепр, следовательно
Ог-Уз - "Ог (царь) днепровский"...
и далее:
|V, 3| Они рассеялись по всем областям Китая, Индии, Кашмира, Иранской земли, Малой Азии (Рум), Сирии и Египта, с силою и мощью, господством, преобладанием и подчинили себе большую часть стран обитаемого мира. Эти племена с течением времени разделились на много ветвей, во всякое время от каждой ветви являлись (другие) ветви; каждая получила имя и прозвание по какой-нибудь причине или какому-нибудь поводу
вставку редакторско-переводческую после "они..." я опустил (тюркские и монгольские племена)
и я понимаю, что без этой вставки, без тюрок и монгол - это есть правда! только наша русская правда!
происхождение Тимур Аксака по русским докам
Древняя Российская вивлиофика. Ч.16.
Авторы: Новиков Н.И.
Год издания: 1791
Кол-во страниц: 442
Издательство: при Императорском Московском Университете
глава XXVI Описание Индийских царей,...
стр. 232
в лето 6903 (- 5508 = 1395 год от РХ) при ВК Василии Дмитриевиче и архиепископе Киприане, митрополите...
...приходил с Восточной стороны от Синей Орды от Шемаханской земли от Заецких татар царь Темир Аксак и много мятеж в Орде воздвиже и в России великую брань сотвори...
...тот Темир от худых заецких татар...ковач был железу...
PS Полагаю, что заецкий не от зайца, но от Яик - за Яиком - за Уралом (рекой)!
РУИ ГОНСАЛЕС ДЕ КЛАВИХО
ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ В САМАРКАНД КО ДВОРУ ТИМУРА
(1403-1406)
HISTORIA DEL GRAN TAMORLAN
Первый русский перевод, предпринятый под редакцией И.И. Срезневского в прошлом вехе, хотя и обладает многими достоинствами, содержит ряд неточностей, неверно или неудачно переведенных мест, не говоря о том, что памятник в целом нуждается в современном комментарии, который вполне возможен благодаря трудам В.В. Бартольда, И.П. Петрушевского, Ф.И. Успенского, И.И. Ум-някова, Б.Д. Грекова, А.Ю. Якубовского, М.Е. Массона, Г.А. Пугаченковой и др.
есть несколько перлов:
1. верное замечание Клавихо по поводу герба Тамербека:
у Тамербека - лев на солнце.
а у Тимура - три сферы.
конечно можно порассуждать, что мол после завоевания Ирана себе взял их герб, но кажется в геральдике была другая традиция - свой герб давать завоёванной стране, городу!
так что получается два разных государя:
герб Турана = Тимура - три сферы
герб Ирана = Тамербека - лев на солнце.
Иран и Туран - две части великой империи!
2. про Чагатаев - татар, среди 4 праотцев-прародителей: брат Чагатая - Чаркасс, то бишь казаки чиркассы родные братья татар-чагатаев! может разные войска казацкие: Днепровские, Донские, Волжские; далее разрослись: уральские, сибирские, семиреченские, кубанские, черноморские...
3. страна Катай: давно мучился, наконец, узнал, откуда такая проблема с определением Катая, видно от Клавихо, у него
3.1 Тамербек платил дань Катаю (за 7 лет - должок).
3.2. послы Катая все в мехах
3.3. Катай - далёкая великая страна на севере; когда к ней едешь, пересекаешь страну амазонок; таким образом, Катай - это великая страна на северо-запад от Самарканда!
с учётом истории № 1, что войска московские приходили, воевали к месту рождения, жизни и деятельности Тимура, и далее в союзниках, Московское царство имеет основания и шансы на ещё одно название от иностранцев - Катай!
Князь Китай - это князь Андрей Георгиевич в бозе Боголюбский! Китай - народное прозвище! от имени Андрей через Юс малый имеем Я(н)дрей - Ядрей - Ядрый! от него же могло пойти имя легендарного героя на Востоке - Арда-Кир - Ардашир - Ардачир! либо просто Кир Орды!
к вопросу о мусульманской религии Тамербека-Тимура:
Клавихо участвовал в пирах, устроенных Тамербеком, на которых вино пили все, начиная с Тимура и кончая его женами.
Не выпить чашу от Тимура или за его здравие значит оскорбить государя. опасно для жизни.
Да, и братину пускали по кругу тоже!
для сравнения:
ТАМЕРЛАН
Автобиография Тамерлана (ГВ. но 19 века!!!!! со всеми художественными фантазиями и вымыслами! по заказу, за Ваши деньги напишем хоть кому автобиографию!!!))))
Когда мне исполнился 21 год, я задумал отправиться в путешествие.
Одной из милостей Божьих было то, что в 1398 г. я с 400 000 конницы двинулся к г. Эрзруму.
Бог помог мне и в следующем, 1399 году. Потомок Чингисхана, Туклук Тимурхан собрал войско для завоевания Мавераннахра и перешел у Ходжента Сыр-Дарью. Мавераннахрские амиры и Хаджи Барлас из страха бежали в Хорасан и перешли Сайхун (Сыр).
Я сам был в нерешимости: последовать ли общему примеру и искать спасения в Хорасане или же добровольно присоединиться к войску Туклук Тимурхана.
Богу угодно, чтобы я действовал заодно с Туклук Тимурханом, и потому поспешил присоединиться к нему у Ходжента на берегу реки Сыр-Дарьи.
В это время Туклук Тимур снова прислал приказание казнить меня;
в 1362 г., с 60 всадниками, выехал из Самарканда в Хорезм.
Я отправился далее в Хорасан, но меня захватил в плен хан Алибек. Два месяца мне пришлось томиться в тюрьме,
Однако мне удалось, наконец, выбрать удобное время и бежать из тюрьмы.
Ильяс, сын Туклук Тимурхана с тридцатью тысячами всадников перешел каменный мост и разбил царский шатер. У меня в это время было всего только 6000 всадников и те, видя значительный перевес в силах на стороне нашего врага, пришли в уныние.
Я предпринял поход в Персию. Совершенно неожиданно на меня напал шах Мансур с пятью тысячами всадников.
Выехав из Самарканда,...
После этого я разрушил до основания капища, в которых туземцы поклонялись своим идолам и распространил в этой стране мухамедданскую веру. Самое большое капище принадлежало Тугул-богадуру. Когда я вздумал его разрушить, ко мне обратились жрецы (брахман), поднесли много золота и просили пощадить кумирню. Я не обратил внимания на их просьбы и велел прогнать их. В кумирне находилась между прочими идолами и статуя человека; когда я хотел уже сделать распоряжение, чтобы сломали это изображение, один из жрецов обратился ко мне с просьбой оставить неприкосновенною эту статую святого чудотворца, высокочтимого по их вере. По его словам, этот чудотворец был настолько силен, что в одну ночь мог иметь половое сношение с 1600 женщинами. На это я ответил жрецу, что дьявол еще сильнее их чудотворца, он может в одну ночь познать какое угодно число женщин.
Амир Хусайн, внук амира Казагана из Кабула, пришел, чтобы отобрать земли, принадлежавшие его отцу. Я ему много помогал, но он решился убить меня, несмотря на то, что я был женат на его сестре. Чтобы примирить его с собою, я назначил его наместником в Балх, но это не только не подействовало на него так, как я ожидал, но он, напротив, почувствовал силу свою, остался моим врагом и задумал воевать со много. Я тоже сделал необходимые приготовления к войне с амиром Хусайном.
(Далее пересказ вещих снов по поводу
Однажды Тохтамыш-хан, забыв все мои дружеские услуги, сделанные ему в разное время, с бесчисленным войском пришел, намереваясь воевать со мной.
Когда я отправился в сторону Ирака,… и я овладел этой страной.
Собираясь в поход на Индустан,… я овладел Индустаном и разорил там множество городов.
Когда я двинулся с поиском в Сирию, против меня соединились войска Сирии, Египта и Турции.
Однажды, в то время когда я располагал всего стотысячным войском, на меня напал царь Рума — Кайсар с войском в четыреста тысяч человек.
Когда я собирался в поход из Самарканда на Китай,
В то время, когда я овладел Персией, жители провинции Шираз, с помощью шаха Мансура, убили поставленного мною наместника. За это я распорядился всех ширазцев предать избиению. Ширазцев я не только помиловал, но даже вознаградил этот народ, а Ходже Махмуду отдал страну Мегриджан.
Однажды отец сказал мне: «Выслушай и запомни те наставления, которые я тебе теперь дам.
1. Почитай и не забывай своих предков, помни, что ты, Тимур, сын Тарагая, Тарагай сын амира Баргуль, Баргуль сын амира Илынгыза, Илынгыз сын Богадура, Богадур сын Анджаль-нуяна, Анджаль-нуян сын Суюичи, Суюнчи сын Ирдамчи-Барласа, Ирдамчи-Барлас сын Качули-Богадура, Качули-Богадур сын Тумен-хана, который был родственником сына Яфиса. Из наших дедов Караджар Нуян первый познал Бога посредством размышления о мире, вместе со своими подчиненными, которых рассудок убедил в истинности ислама. Признав Единого Бога царем, он признал визирем пророка Божия, потом признал праведных халифов.
Когда мне исполнилось 17 лет, отец удалился в частную жизнь.
Мне минуло 18 лет, я возмужал, стал силен и пристрастился к охоте.
Достигши 20-летнего возраста, я полюбил верховую езду и часто, разделив своих сверстников на два отряда, устраивал примерные сражения между ними.
Мне исполнился 21 год, я достиг совершеннолетия и почувствовал себя вполне зрелым мужчиной.
В этом году султан Кран, сын Саура, причинил немало вреда и жестокостей в Чагатайском улусе. Я хотел наказать Крана и стал собирать для этого войско; хотя я многим делал добро, но в деле войны у меня нашлось так мало помощников, что я должен был ждать удобного случая. Амнр Казган, глава Чагатайских амиров, сразился с Краном в долине Зенги. К удивлению всех людей, справедливый был побежден жестоким, и Кран, вследствие этого, причинил еще больше вреда. Наконец, амир Казган собрал многочисленное войско, разбил наголову жестокого Крана, взял его в плен и вознаградил обиженных им.
Достигши 22-летнего возраста, я решился поднять восстание в союзе с Барласом. Я собрал на совет 40 молодых людей, вместе со мною учившихся в школе, и предложил на их обсуждение свое намерение собрать войско на гору Арафат.
В этом году мне исполнилось 23 года.
я получил письмо амира Хусайна такого содержания: «Начальники моего войска согласились убить меня и возвести на престол амира Бакыра; я надеюсь, что вы скоро прибудете; может быть, мне удастся соединиться с вами, отправиться к амиру Казгану и добиться у него почестей».
Нимало не медля, я выступил с войском и в тот же вечер отправился к Герату.
с 300 своих храбрых всадников, я направился вместе с ним к Хорассану. Подойдя к Герату, мы нашли городские ворота отворенными.
Мне исполнилось 24 года, я стал изучать военное искусство и хотел захватить власть.
В это время мне исполнилось 25 лет. Амир Казган, намереваясь овладеть Хорезмом, считал это дело чрезвычайно трудным и потому хотел поручить это мне.
Возвратившись вместе с Абдуллой к амиру Казгану, я удостоился от него благодарности, а в виде награды за успешное выполнение возложенного поручения, я был назначен наместником в Хорезм. Мне исполнилось 26 лет.
амир Казган отдал мне крепость Шадман.
Мне исполнилось 27 лет.
Я известил об этом Казгана, которому был предан, как сын, и амир написал завещание в мою пользу, чтобы по смерти его я был султаном Туранской области.
По смерти Казгана, Туклук Тимур и Баян-Кули возвели на престол Абдуллу Валихана, которому амир Казган при жизни выдал ханскую грамоту; они сначала его признали, потом коварно убили в окрестностях Самарканда. Абдулла отличался скупостью, а Туклук Тимур и Баян-Кули были очень жадны, а потому остались недовольны поставленным ими амиром. Они вскоре свергли Абдуллу и на его место возвели на престол Тимур Шах Углана, сына Ясур Тимурхана.
Мне в это время исполнилось 28 лет.
Собрав войско, я двинулся в Самарканд.
В это время я достиг 29-летнего возраста.
В это время мне исполнилось 30 лет.
Внук амира Казгана, амир Хусайн, задумал занять престол его отца и направился в Мавераннахр с войском и преданными людьми. Он написал мне письмо и просил моего содействия исполнению своего намерения.
Когда я взял Балх, мать городов, то наследники убитых им правителей убили самого амира Хусайна, чтобы отомстить за смерть своих отцов. Мне исполнился 31 год. Внук Чингисхана, Туклук Тимур был ханом в области Чете. Вскоре он вздумал овладеть Мавераннахром, пришел в местность Хак, на берегу реки Сыр-Дарьи, вблизи Ходжента, и собрал здесь множество войска. Мне, Хаджи Барласу и амиру Баязиду Туклук Тимур прислал грамоты. В грамоте, между прочим, заключалось следующее, не допускающее возражений приказание: «Я, Туклук Тимур хакан (царь царей), сын хакана, приказываю тебе со всем народом и войско присосоединиться ко мне».
В это время мне исполнилось 33 года. В начале года прибыл гонец от амира Хусайна и привез мне весьма экстренное известие: амир Хусайн сообщал мне, что он вновь нуждается в поддержке с моей стороны, так как амир Туклук Тимур, соединившись с Баян-Сальдуром, двинулся на амира Хусайна с таким большим войском, что справиться с этими соединенными силами Хусайну нечего было и думать. Мне очень хотелось выручить амира Хусайна из беды и потому я тотчас же двинулся с войском из Шахрисябза и вместе с тем отправил письма амиру Хызру и амиру Баязиду.
Когда я подходил к железным воротам, я узнал, что амир Хаджи Барлас с амиром Баязидом обменялись посольствами и заключили союз, чтобы общими силами убить меня.
В это время мне исполнилось 34 года.
Я остановился в Самарканде и послал человека, чтобы собрать отставших по дороге воинов. В это время мне исполнилось 37 лет.
Племена страны Чете, без всякого постороннего влияния, начали враждовать между собою и возмутились против своего правительства. Желая быть полновластным правителем, я отправился для отражения их.
Я пришел в Кеш и там остановился.
Потом я собрал много войска и сообщил амиру Хусайну, что я собираюсь идти войной на Чете, и отправился для защиты пути через Дарью. Всего у меня собралось до семи тысяч войска,
Вскоре перед нами появилось войско Ильяс-Ходжи.
До моего сведения дошло, что военачальники Чете с войском пришли и расположились в самаркандских горах. Поэтому я поспешил назначить три отряда войск под начальством Тимур-Ходжи Углана, Аббас-Богадура и Чадырчи Богадура, которым я приказал возможно скорей напасть на войско Чете. За первыми тремя отрядами я отправил еще два, под начальством Дауд-Ходжи и Инду-Шаха, которым приказал составить резерв для передовых отрядов. Эти два отряда скоро догнали передовых, но те, своим малодушием, уничтожили и в двух задних отрядах всякую уверенность в победе и потому Дауд-Ходжа и Инду-Шах повернули назад. Я вскоре узнал о случившемся. Бежавшие военачальники и сами были смущены своим поступком. По дороге они встретили только Кепек Тимур-богадура, главного военачальника Чете, дрались с ним, бежали и, по одиночке, возвратились ко мне. Собрав рассеянные войска, я двинулся с находившимися при мне отрядами в сторону Балха и остановился на берегу реки Аму.
Мы получили известие, что войска Чете осадили и разграбили несколько городов. Встревоженный этим, я переправился через Аму-Дарью. В это время из Самарканда нам дали знать, что туда пришли враги. Жители, по имея крепости, баррикадировали улицы и рассчитывали, что я с войском приду к ним на выручку. Я немедленно двинулся к Самарканду с тысячей всадников.
По дороге до нас дошли еще более печальные вести: в запертом неприятельским войском городе Самарканде был жестокий холод и свирепствовала моровая язва.
…я не обратил внимания на Самарканд, а оставив для военных действий у Самарканда амира Джагу, амира Сайфуддина, Ак-Буга, Ильчи-богадура, сам отправился в сторону Баклана. Когда я пришел в область Баклан, ко мне явился и ампр Хусайн. Выступив из Баклана, я перешел в Карши, чтобы провести там зиму. Я распустил всё свое войско и приказал воинам вновь собраться ко мне к празднику Науруз, весной.
В это время мне исполнилось 38 лет. Город Карши также назывался Кепек хан магмурасы; я приказал сделать вокруг города крепостную стену и украсил внутренность города многими зданиями. Наступила весна. По совету амира Хусайна я отправился к Самарканду.
Когда войска Чете нападали на города, военачальникам приходилось производить расходы на приведение крепостей в оборонительное положение.
Чакыр-богадур занял Самарканд; чтобы задержать его там я выступил по направлению к Самарканду. Я подошел к Самарканду, и оттуда вышел с войском Чакыр-богадур и вступил в бой с моими войсками. Перейдя реку Ям я в четыре перехода достиг Ходжента.
С общего согласия мы остановились в местности Варак и оттуда тремя отрядами двинулись дальше. Чтобы устрашить врага, мы распустили слух, что пришли монголы и распустили монгольское знамя. Так мы догнали Малик-богадура. Увидя монгольское знамя, войска Малик-богадура в страхе бежали и присоединились к амиру Хусайну. Оставшись таким образом победителем, я отправился в местность Рабат-Малик. Там амир Кай-Хисрау торжественно встретил меня и поздравил с победой.
Наступило лето; посоветовавшись со своими приближенными, я решил послать хану Чете богатые подарки и просить у него помощи. Хан прислал мне десять тысяч человек конницы.
В то время когда я расположился на отдых вокруг Кеша, я получил известие, что Малик-Хусайн, правитель Герата, грабит жителей владений амира Хусайна. Я сейчас же двинулся туда с войском, перешел реку Термед, отнял у Малик-Хусайна всё награбленное им и возвратил по принадлежности подданным амира Хусайна. Сам же я, чтобы помочь амиру Хусайну, отправился к столице Бадахшана.
* * *Закончив на этом эпизоде автобиографию амира Тимура,
N.B. (к вопросу на каком языке и каким алфавитом писали на востоке) переводчик с персидского Наби-джан-Хатыф не преминул по восточному обычаю украсить свой труд небольшим заключением следующего содержания.
С помощью Божьей я окончил эту книгу. Бог прощает всем людям их прегрешения, поэтому и я прошу благосклонных читателей не ставить мне в вину сделанные мною промахи
N.B. в словах тюркского и уйгурского наречий и не сердиться на меня за эти невольные ошибки.
N.B. (свежачок) В 1835 году я написал эту книгу, придерживаясь в точности того, что было написано со слов самого «сахиб-уль-кырана» Тимура. Я остановился на описании примирения Тимура с Хусайном, во-первых, потому, что на этом оканчивалась и персидская рукопись а, во-вторых, и потому, что «мир лучше войны». Согласно этого изречения я и закончил свой труд описанием примирения, чтобы в конце было хорошее.
не смотря на подавляющее общее мнение научников, что Тимур был
Эмир, полководец, а не царь-государь, есть - привожу переписку, где указан титул Тимура - Султан,
что соответствует титулу царь-король:
ТАМЕРЛАН
ПЕРЕПИСКА С ТОХТАМЫШЕМ
ПИСЬМО I
"Отправлено это письмо его величеству достославному, Щиту ислама и защитнику правоверных Тимуру Гурагану!
Ты, Великий и высокодостойный султан, - да благословит каждое твоё слово всевышний Аллах, - поистине заменил мне отца, и права твои на меня и на моё почтительное повиновение превышают всё, что можно исчислить и определить.
Тохтамыш. Зима 1391 года."
обращение "величество" - к царю-королю, к государю!
Султан - однозначно и формально.
Кроме того Великий хан Золотой орды признает свою "сыновью"- вассальную зависимость от "отца"-сюзерена.
ПИСЬМО II
"Великий хан Тохтамыш в своём письме...
...поднял против меня Хорезм, потом взбунтовал моих эмиров и,
Султан-Джамшид Тимур-Гураган. Лето 1391 года."
под властью Тимура были эмиры, а его титул Султан.
ПИСЬМО III
а во здесь Тохтамыш "грубит" и претендует на равенство, называя себя и Тимура "братьями", и снижая титул с Султана до "великого эмира":
"Хвала Аллаху, который по благости своей сделал нас братьями и соединил нас под своей властью, как неразъединяемые корни, как побеги одного дерева!
...желал бы великому эмиру от Аллаха ...
Если царская милость проведет черту прощения по списку прегрешений и проступков несчастного, то после этого я вытащу голову из узды покорности и не сдвину ноги с пути повиновения.
Да свершится всё по твоему мудрому слову, великий эмир!»
Тохтамыш. Декабрь 1404 года."
но всё равно "царская милость".
ПИСЬМО ТАМЕРЛАНА БАЯЗИДУ I
датировка после 1391 года противоречит дате писем вышеприведённых (!?)
письмо, находящееся в собрании редких рукописей библиотеки Сулеймания, не датировано. Но из его содержания можно сделать вывод, что оно было составлено непосредственно перед выступлением Тимура против Токтамыша в начале марте 1395 года. Тимур находился в это время на территории своего зимнего лагеря на реке Самур между Баку и Дербентом в Ширване. Такое имело место еще раз в более позднее время, а именно в 1401 году, но тогда пребывание в этом месте случилось не весной, а в ноябре месяце 4. К этому выводу подталкивает речь о нахождении в Багдаде «в предыдущий год» (par-sal), и мы знаем, что Тимур и в самом деле отправился в путь 10 ноября 1393 года, чтобы провести предстоящую зиму в Мугане и Ширване. В этот момент в Египте правил «черкесский юнец», который вырвал власть у своего господина, убил его сына и посадил халифа в тюрьму. Имеется в виду черкес Баркук, который устранил своего господина, Султана аль-Малик ас-Салих Хагги и Мансура, убил его сына Али и заточил в <210> заключение халифа ал-Мутаваккила. День его смерти — 19 июня 1399 г 5.
"...яркого чингизханового света, поддержки истины в духовном и мирском султана Махмуд-хана 51 — да продлит Аллах его власть и прольет его милость и щедрость над всем миром..."
P.S. последнее противоречие между титулом и датами может говорить в пользу идеи, что имеется опять компилятивный, собирательный образ:
1. "султан Тимур в 1391", который по мнению Герасимова умер в возрасте ок 50 лет.
2. "Эмир Тимур" ок. 1393-1395 года и после...
3. что касается смысла и соотношения титулов Эмир, Тэмир, Тэмирлан, учитывая титулы у Рашид-ад-Дина, понимаю и толкую сицевым образом:
1. командир десятка и сотни (взвода и роты, эскадрона) - Эмир.
2. командир 10000 ( сотни сотен) - Т-Эмир, где Т - тьма, туман!
3. Тамир-Лан - Главнокомандующий все войсками страны, государства, где лан - руское, укр., старое - земля, поле, степь, равнина.
от Thietmar2: карты из этой серии книг и предыдущую не обрезанную.
Карта Моголистана по клику
Экспедиция в Индию по клику
Предыдущая по клику
Комменты ГВ к картам:
1. Тобол и Сургут - уже были во время Тимура 14-15 века!? или во время автора - 16 век!?
хи-хи, оказывается по французски в 16 веке Chine называлась Catai !?
2. да, либо европейцы не знали Аральского моря, либо его ещё не было в 16 веке!? и Аму- и Сыр-Дарья впадали в Каспий, а на в Арал!?
но как заселены Восточное Поволжье-Южный Урал (страна Гетов) и Междуречье, в том числе северное... (кто знает может дать инфо, ссылки на археологию этих мест!?)
хи-хи, они Булгар полагают за Кеч (Kec, их всего 3 вижу на карте: под Самаркандом и под Каспием ), так значит если Тимур родился в Кече(!?), то бишь мог и на Волге в Великом Булгаре! гениально!
3. 1710 год западное творчество началось:
если у них Волга примерно на 70 градусе, а ныне устье между 40 и 45 градусами, то куда же они положили нулевой меридиан?
если ныне между Гринвичем и Канарами - ок. 15 градусов!? разница в 25-30 градусов!?
Урал - назван Кавказом и Имаус
находим на Урале Великую Венгрию и Валахию под ней!
Калмыки уже у Волги! и есть еще Calmac на Амуре!?
а у Китая, аж три названия!
P.S. инфо в рамке: понадёргали всё, что могли и втиснули бездумно!
ТАМЕРЛАН
УЛОЖЕНИЕ ТИМУРА
Часть вторая
вот тут на меня снова нахлынуло, вскипело ретивое, выплеснётся зараз накипевшее:
Слово о принципиальности и объективности историков, переводчиков, редакторов... или что лучше: объективная или национальная история!
"Поэтому я изложил принципы создания царства и держания бразд правления в <сих> Уложениях и написал руководство по управлению государством, дабы каждый из моих потомков действовал сообразно ему и удержал в руках трон и царство, приобретенные мною непрестанным трудом и заботой, казачеством 164 , беспрерывными военными походами и сражениями, милостью Всевышнего и содействием несравненной общины <пророка> Мухаммада, да пребудет над ним божье благоденствие и милость, а также любовью и почестями, кои я оказывал возвеличенным потомкам и несравненным сподвижникам Пророка."
а теперь внимание сноска
Комментарии
164 Казачество — образ жизни царевича, потерпевшего неудачу в борьбе за престол.
чтобы никого не забыть и не обидеть, дам всех причастных:
(пер. Х. Кароматова)
Текст воспроизведен по изданию: Уложение Темура. Ташкент. Изд. лит. и искусства им. Гафура Гуляма. 1999
© текст - Кароматов Х. 1999
© сетевая версия - Тhietmar. 2003
© OCR - Тахир Тайсин. 2003
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Изд. лит. и искусства им. Гафура Гуляма. 1999
во как! оказывается казаки у Тимура (там, далеко в Средней Азии, а отнюдь не у нас, на Руси) - это князья-принцы, братья и прочие родственники государя, вольные, всё благородного рода, воины!
а у нас, наверное, вот с этого:
неизвестно кто и откуда, беглые холопы, воры, бандиты и разбойники!
Если Тимур с полусотней всадников идёт украдкой к Кандагару, то это великий поход победный великого завоевателя, а у нас с Волги Разин со товарищи за зипунами, то это поход шайки разбойников и воров!?
и уже мнение русских о благородном происхождении казачества воспринималось новой знатью, как неуместная шутка, блажь, чудачество!
Вспомнился упрёк одного нового участника формуа, про мои посты - сплошной национализм!
Эх, милок, не бывает история объективный, но только национальная!
не может быть у субъекта объективного мнения, знания.
И все призывы сделать нашу историю объективной, для чего естественно нужно пригласить "объективных иностранных спецов" или переписать их историю о нас, приводят к тому, что эти иноверцы и инородцы пишут, вернее написали нам такую историю,... что мама, не горюй!
а вот интересно, куда делись те источники и та история, которые использовал и написал дю Бек в 16 веке? а чё это никто не перевёл Историю дю Бека - на русский язык для всеобщего знакомства!?
куда делись русские князья, брат Тимура - Князь Донской, войско московское из походов Тимура в Малую Азию, Сирию, Египет?
По истории 16 века - войско московское приходит в Среднюю Азию, а по истории 17-18 века - русских Тимур громит на Днепре, на Дону и у Ельца?
Это что, объективная реальность, прошлое, история так поменялись за 100 лет?
и как прошлое, как объективная реальность могла измениться!?
ах, это изменилось наше, то бишь их восприятие этой объективной реальности! и в результате этих изменений в восприятии в силу политических и национальных, личных, субъективных интересов, поменялась история "объективная"! то есть из прошлого, из истории с точки зрения "объективной", а отнюдь не национальной, не-э..: русских и казаков исключили, а монголов и тюрков добавили, даже грузин и азербайджанцев и узбеков, и турк(о)менов добавили.
и стал Тимур, чисто объективно великим завоевателем, и памятники ему ставят турки и узбеки, и даже не смотря на то, что он их, узбеков и турок, громил и гонял по степи и горам!
P.S. а вот интересно как это слово "казачество" написано на языке оригинала - древнеузбекском-тюрку, персидском и прочих языках? это калька? перевод?
кстати, после того как усвоил монгольское и французское "джете", чьё-то там ещё "чете", русское - "геты-гетман", вспомнилось "тюркско-турецкое"
джигит, джигитовка
видим здесь сразу два корня вместе и дже(т)- и гет-
Джигит
(по-турецки — молодой). — На Кавказе издревле так назывались наездники, отличавшиеся отвагой, выносливостью, искусством лихо управлять конем и владеть всякого рода оружием. Отсюда и джигитовка, т. е. бешеная скачка (гарцевание, упражнение в конном ристании)
Джигит (по-тюркски «молодой парень», «юноша», также «молодец») — исторически в Средней Азии и на Кавказе: наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, искусством управлять конём и владеть оружием.
посему, джигит - это казак, а джигитовка - это и есть казакование!
Значение <править>
устар., рег. быть казаком, заниматься казацким делом; ездить верхом; воевать, обращать в казачество, делать казаками ◆ Из городов Киевского, Волынского и Подольского кр