«Астана Балет» привёз в Ташкент хореографическое богатство Великой степи
0
39
В Год Казахстана в Узбекистане «Астана Балет» впервые представляет на сцене Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои лучшие постановки из своего репертуара. На пресс-конференции перед началом гастролей Гастроли молодого балетного коллектива 22 августа начались с концертной программы «Наследие Великой степи» и одноактного балета «A Fuego Lento». «Наследие Великой степи» - авторская интерпретация Айгуль Тати и Мукарам Авахри танцевального наследия предков. Искусно составленный красочный дивертисмент из хореографических миниатюр по легендам и сказаниям бескрайней степи, где издревле жили кочевые племена, населявшие историческую прародину казахского народа, составили танцевальные номера разной стилистической направленности. Объединённые сквозной темой Великой Степи и непрерывной нитью музыки, они напоминали замысловатый узор народных орнаментов, которыми искусные вышивальщицы и ковроделы украшали одежды и юрты. Лирические девичьи хороводы перемежались пляской охотников, мистические шаманские танцы – групповыми или сольными. Поэтичны названия этих ярких, красочных хореографических номеров. «Озарение» - фрагмент из одноактного балета «Язык любви» по казахским народным мелодиям в обработке Рената Салаватова; «Пленительная нежность» в исполнении солистки Дарины Кайрашевой; космически загадочный фрагмент из балета «Элем» («Вселенная») на музыку Армана Амара; «Вольная степь» на музыку Курмангазы; «Праздник души» - этно-фольклорная композиция группы «Туран». Гром аплодисментов сотрясал зал после каждого танцевального номера. Танец «Радость» на музыку Алипбекулы (хореография Анны Цой, исп. Анель Балтенова), пожалуй, передал тот приподнятый настрой, который царил и на сцене, и в зале. Искусство казахского и узбекского народов во многом близко и понятно каждому жителю наших дружественных республик, давно породнившихся на соседствующих землях, нередко и кровно. Думаю, не у меня одной замерло сердце, когда на сцене представили «Посвящение женщинам Великой Степи» (музыка Дина Нурпеисова). Испокон веков на просторах Центральной Азии почиталась женщина, мать и хранительница очага, под ногами которой, как учит народная мудрость, простирается Рай. Помнить об этом следует и сегодня. Общей истории наших народов посвящён и танец «Скифские фрески» в исполнении этно-фольклорной группы Chemirani - хореография и костюмы Мукарам Авахри. В движениях артистов можно было уловить элементы ферганских мужских танцев. И как же приятно было узнать, что в жилах Главного хореографа театра «Астана Балет» Мукарам Авахри есть струйка узбекской крови. Вот оно - родство истории и культуры, которое должно сплачивать наши республики и народы. Она намеревалась в юности учиться балету в Ташкенте, но получила специальное образование в балетной школе Алматы и многие годы служила искусству хореографии в этом городе, пока шесть лет назад не была приглашена возглавить новый театр в столице Казахстана. Волнуясь, сидела в зале, с достоинством, без суеты наблюдала за выступлением своей труппы. - Мы много работаем, многого достигли, - призналась Мукарам. - Театр "Астана Балет" основан в 2012 году по инициативе Первого Президента Нурсултана Назарбаева. Наш дебют выпал на июль 2013 года Прошло шесть лет, и мы обрели тысячи поклонников в Казахстане и далеко за его пределами. Рады показать своё творчество и в Узбекистане, где так тепло и сердечно нас встречают. Театр развивает и выводит национальный танец на большую сцену, опираясь на классическое наследие и современное балетное искусство, неоклассику. Во втором отделении вы увидите тех же артистов совершенно в другом сценическом образе. Театр за столь краткий срок успел показать своё искусство в России, Китае, США, Азербайджане, Франции, Италии, Беларуси, Бельгии, Японии и Польше. Теперь к этому гастрольному списку добавился и солнечный Узбекистан. Под занавес первого отделения овации вновь заслужила этно-фольклорная группа «Туран», покорившая публику композицией «Несравненные красавицы» в постановке хореографа Айгуль Тати. В антракте зрители оживлённо обсуждали искусство артистов, восхищались красотой и нежностью девушек, статью мужской группы исполнителей, волшебной красотой костюмов. Мне удалось рассмотреть их в костюмерной – над эскизами изящных, со вкусом выполненных театральных костюмов, как оказалось, работала целая когорта художников: Наталья Протасова, Муслим Жумагалиев, Кайролла Абишев, Саида Багдат – и нередко в соавторстве с хореографами Айгуль Тати и Мукарам Авахри. Да, сочинить и сшить костюм для артиста балета - целое искусство. Он должен быть не только красив, но и исторически отражать эпоху, к тому же, подчеркивая красоту человеческого тела, не стеснять движений. Обсуждали зрители и хореографические особенности танцев. Кто-то был преисполнен полного восторга, знатоки отмечали не всегда выдержанную синхронность в движениях, некую эклектику. Но коллектив не почивает на лаврах, которыми его увенчали чуть не с рождения. Он самобытен, хореографы постоянно работают над повышением профессионального уровня артистов, ищут свой путь в современном балетном поле, идя почти непроторенными тропами к современным балетным формам в осмыслении народного искусства и неоклассики. - Конечно же, нас воодушевляет и государственная поддержка, и любовь зрителей, которые ценят наши спектакли, и мы уже успели обрести свою публику, которая знает, что увидит на нашей сцене современный балет. Рикардо Амаранте, Мукарам Авахри, Айгуль Тати Увидели неоклассическую постановку коллектива и ташкентцы. Бурными аплодисментами завершалась каждая сцена одноактного балета «A Fuego Lento» из неоклассического репертуара театра. Мне посчастливилось сидеть в зале рядом с Мукарам Авахри, Айгуль Тати и Рикардо Амаранте – приглашённым хореографом этой постановки. Извинившись за свой русский, он объяснил, что артисты сумели уловить его замысел и воплотить на сцене задуманные им танцевальные фантазии в стиле танго и бразильской самбы. Правда, когда его пригласили в театр, в труппе, практически, были только девушки, и он поставил условие пополнить коллектив танцорами. Театру нужно было обретать новое, свежее видение, убеждённо говорил Рикардо. Он жил и работал в Бельгии, когда впервые по приглашению руководства театра побывал в Казахстане. И не устоял перед возможностью попробовать себя в работе с молодыми и по-хорошему амбициозными артистами «Астана Балета». - поменял благополучную Бельгию на развивающийся Казахстан. За время работы выучился русскому языку, артисты понимают его установки с полуслова, дополнила Мукарам Авахри нашу беседу с Рикардо. Интересно было узнать, что вместе с бразильским хореографом в труппе работают также артисты из других стран: Австралии, Израиля, Бразилии, ближнего зарубежья. Полагаю, такой приток «свежей исполнительской крови» не помешал бы и узбекистанскому театру. Балет «A Fuego Lento» публика принимает безоговорочно. Эффектная музыка Астора Пьяццоллы, Лало Шифрина, Карлоса Гарделя и Саё Косуги, хореография Рикардо Амаранте, который сам же разработал костюмы, выстроил сценографию и свет - всё это эффектно, броско, современно. И всё же, как мне показалось, трудно передать раскованную свободу и выразительную эротику, образность танцев, которым славится Бразилия. Возможно, со временем артисты обретут эти качества. Пока же над образами превалировала техническая сторона - старательное исполнение сложных элементов. С неоклассикой ташкентская публика знакома по выступлениями Балета Бежара, современного Израильского балета и экспериментальным постановкам ташкентской труппы. Вспомнились и одноактные балеты хореографа Олимджона Бекназарова, которые он поставил в стиле неоклассики лет 10 назад с молодыми артистами балета в Ташкенте. Хорошо бы пополнить репертуар ГАБТа имени Навои современными постановками, приглашать постановщиков современного балета, солистов. Да, всё это требует затрат, но хорошее пожелание, как говорят в Узбекистане - половина дела. Гастроли казахстанского коллектива продолжит всемирно известный балет «Легенда о любви» - воссозданная до мелочей постановка Юрия Григоровича, украшавшая репертуар Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве. Об этом в следующем репортаже - после спектаклей, которые пройдут 24 и 25 августа. Тамара Санаева Фото автора и Юрия Полянского Видео автора