Самые впечатляющие декорации советского кино
Как много усилий на самом деле прилагали создатели советского кино, сложно порою оценить на первый взгляд. Но истории о работе съёмочных групп могут пролить свет на эту тайну
Бал Наташи Ростовой
Фильм “Война и мир” Сергея Бондарчука до сих пор называют одним из самых дорогих проектов. Основной бюджет тратили на костюмы и обстановку. Хрустальный завод Гусевской ради фильма изготовил копии ваз 17 века, а советские музеи, в том числе в Музей Московского Кремля и Третьяковская галерея, обеспечили костюмеров реквизитом предметами мебели. Все в кадре — подлинные экспонаты. А для съёмок горящей Москвы, декорации столицы возвели с нуля в Подмосковном селе Теряево. Четыре месяца пиротехники потратили на подготовку взрывов. Прежде советское кино не знало таких масштабов: несколько десятков домов и копия Сухаревской башни, возводимая полгода, погибли в огне. Пожар в фильме “Война и мир” снимали на 5 камер. И техника, и люди защищались от огня огнеупорными костюмами.
Средневековая Русь для “Андрея Рублёва”
Андрей Тарковский оберегал достоверность на съемках. Киноленту “Андрей Рублев” отсняли в трех городах России: Владимире, Пскове и Суздале. Только там были постройки времен средневековой Руси. Но подлинной архитектуры режиссеру было мало. Он с нуля воссоздал ради фильма технологию отлива церковных колоколов. В семидесяти километрах от Суздаля по указке Тарковского выкопали колокольную яму. Режиссёр восстановил процесс производства колокола совместно с консультантом Саввой Ямщиковым.
Репродукция Успенского собора
Фильм “Иван Грозный” снимался во времена Второй Мировой. Съёмочную команду спешно переправили в Алма-Ату. Декоратором пришлось воссоздавать Успенский собор в условиях местного Дворца Культуры. В репродукцию Успенского собора из советского фильма внесли изменения: по просьбе Сергея Эйзенштейна добавили фреску Страшного суда как намек на предстоящую сцену цареубийства. А фанерные стены из-за недостатка материала плели из местного кустарника. Оживший “Тихий Дон”
Быт казаков воссоздали в фильме Сергея Герасимова “Тихий Дон” с нуля. Объединить художественный вымысел и историческую достоверность было непростой задачей. Но художнику Борису Дуленкову удалось невозможное. Он долгое время гостил у донских казаков, где запечатлел на бумаге изображения их хат снаружи и внутри. На берегу реки Донец построили дома книжных героев, хуторскую церковь и даже создали копию вокзала Новочеркасска. Строили быстро, но съёмки начались только месяца через три. Режиссёр ждал, пока деревянные жилье и плетни потемнеют на солнце.
Деревня из сказки и Змей-Горыныч
Ради сказки “Василиса Прекрасная” Александр Роу адаптировал под съемки поле под Сергиевым Посадом. Русскую деревню создавали по эскизам Андрея Егорова, но самым впечатляющим экспонатом оказался, конечно, Змей Горыныч. Роу отказался от бумажного дракона и настоял на создании рабочей модели. Он оформил спецзаказ в экспериментальном заводе игрушек города Загорска. Для перевозки механического змея в Симферополь пришлось эксплуатировать железнодорожные платформы и 18 грузовиков. Кино по меркам советского времени получилось довольно впечатляющим.