МУЗЫКА И ПОЛЕТ – ИХ ОБЪЕДИНИЛА ГИМНАЗИЯ
– Сколько лет ты обучаешься в школе искусств? И что это такое?
Начала учебу в детской духовой школе, продолжила в школе Свиридова. Сейчас я в 5 классе. Моя учительница Ия Александровна Шакина возит меня на конкурсы, концерты, мастер-классы. Несколько лет назад ездили в Суздаль. Это была первая разлука с домом, учитель меня поддерживала, не давала грустить, возила по разным интересным местам. В музыке нужно заниматься инструментом, сольфеджио, хором. Сольфеджио это азы. Без хора также никуда, он развивает слух.
– Как часто в твоей голове слышится мелодия?
Я придумываю в голове свою музыку. Бывает, слышу где-то начало и продумываю до конца дня. Завтра это может быть новая музыка. Передать словами сложно, ее можно сыграть или напеть, но для этого нужен хороший слух. Музыка рождается через вдохновение. Пока же в основном я являюсь распространителем музыки, я играю. Кто-то присутствует в зале, идет домой и решает сыграть, другие же начинают слушать.
– Вспомни участие в конкурсах. С какого возраста они начались?
Начались с 9-ти лет. Особенно волнительно, когда перед тобой доигрывают последний номер. Понимаешь, что тебе сейчас выходить и играть перед огромным залом. К конкурсам привела учительница. Вначале было страшно, меня возили на легкие конкурсы, для того чтобы начать. Я занимала первые места. Потом стали возить на более серьезные конкурсы, где с каждым разом было все сложнее и сложнее. Сильные конкурсанты, требования, когда нужно играть много произведений подряд, это большой стресс, нужно собраться перед этим. Сейчас я стремлюсь к более сложным конкурсам, моя цель выступить на конкурсе Чайковского, но пока туда рано, он для взрослых. И хочу выступить с оркестром. Я переживаю за конкурсантов. Много с кем познакомилась за это время, мы друг друга поддерживаем, с некоторыми дружим.
– А чем конкурсы отличаются от концертов?
Концерт это более сложная вещь, приходят послушать тебя и других, если ошибешься это могут заметить, запомнить. Когда выступаешь на конкурсе, в ошибке нет ничего страшного, главное не останавливаться, продолжать играть. Любое произведение можно сыграть без ошибок. Большую роль в этом играет волнение, нужно меньше волноваться. Чтобы успокоиться, я дышу, вспоминаю что-то хорошее, больше репетирую дома. Преподаватель в это время поддерживает за кулисами.
– В чем разница между исполнителями? Как можно по-разному сыграть одно и то же произведение?
У всех свой стиль игры. Все играют так как чувствуют. Также некоторые слышат исполнение на улице, в ютубе, и начинают играть также, повторяя. Педагог работает над техникой. Может подсказать что-то в интонации произведения. Он отвечает на многие вопросы, проставляет аппликатуру, какими пальцами играть, это очень важно. В каждом произведении есть интонация. Везде нужно как-то двигаться к концу, где-то играть громче, где-то тише, где-то более взволновано, где-то спокойнее. Для того чтобы играть взволнованно, нужно в голове внутри прочувствовать какую-то картину, возможно грустную, неспокойную, и пытаться передать эти чувства в музыке, зрителям. Важно вдохновение, думаю, что это чувство, которое помогает играть, подсказывает как что делать. Конечно испытываешь волнение, когда приходишь на конкурс, размышляешь о зрителях, что они подумают. Но начинаешь играть, и все мысли только о произведении.
– Что значит сыграть поверхностно?
В каждом произведении есть глубина. Поверхностно, значит просто сыграть и уйти. Быстро, четко, не от души.
– Какие композиторы играются легко, какие осваиваются со временем?
Кому-то легко играть Чайковского, но сложно Баха. Кому-то наоборот. В Свиридове сложна техника, но я стараюсь. Есть композиторы, которых сложно играть. Сначала они играются спокойно, потом резко набирается темп. Нужно очень быстро перебирать пальцами. Техника исполнения это очень непростая вещь, которую сложно наработать. Для этого нужно играть всякие этюды, порой сидеть без перерыва три часа, в принципе работать в целом. Главное захотеть. В запасе должно быть много разных произведений по характеру, по виду.
– Твоя жизненная основа, какова она? К чему ты возвращаешься в чувствах, в мыслях, в делах?
Музыка. Человек состоит из музыки, любви. Из музыки на 50% и на 50% из любви. О профессии пока не думаю. Но благодаря музыке у меня есть мечта, хочу попасть в Артек. Стараюсь участвовать в конкурсах и копить грамоты, для того чтобы туда поехать.
– Когда ты начала заниматься этим? Как правильно называется спорт? И какое значение он имеет для тебя?
Этим видом спорта я увлеклась три года назад, мне было девять лет, получила в подарок сертификат, попробовала и понравилось. Называется он аэротрубная дисциплина парашютного спорта. Для меня это уже не увлечение, а профессиональный вид спорта.
– Любой человек может попробовать себя в этом или нужны конкретные навыки? Какова безопасность? Страшно ли?
Многие приходят попробовать как вид развлечения. Их называют перворазами, что значит в первый раз. Спортсмены занимаются основательно, готовятся к соревнованиям. Для безопасности надевают шлем от ударов, которые случаются часто. Беруши, чтобы не оглохнуть в трубе. В первый раз мне не было страшно, попался хороший тренер.
– В чем заключается суть спорта? Какие ограничения?
Назначение дисциплины - подготовка к прыжкам с парашютом. Но многие в дальнейшем этим не пользуются, а тренируются для развития. Этот вид спорта появился достаточно недавно. Хотели его включить в олимпийские игры в 2024 году, но к сожалению не включили. Возрастные категории применяются в соревнованиях. Дети от 5 до 11 лет. С 12 до 18 – юниоры. С 18 лет - старшие.
– Тяжело ли совмещать с учебой?
Бывает усталость, но надо просто собраться мыслями и шагнуть в эту трубу. С учебой я успеваю тренироваться один раз в неделю 30 минут. В каникулы чаще. Также перед соревнованиями необходимо тренироваться 3-4 раза в неделю.
– Что самое сложное? Как вы развиваете координацию? Какова максимальная высота, на которую ты взлетала?
Новые элементы тяжелы, когда делаешь их впервые. Есть элементы, когда может закружиться голова и ты всегда должен ориентироваться в этой трубе, держать себя в руках.
У нас много труб. Я начинала во Фризоне, потом тренировалась в Аэродинамике, сейчас занимаюсь в трубе с названием Вакуум. У всех труб различается диаметр. Самая большая труба на территории нашей страны это труба в Чечне. Диаметр 5 метров, я долетала почти до самого верха. Сложность для каждого разная. Для меня это бесконечные брейкеры и наверно двойной винт.
– Прыгала ли ты с парашютом?
Мне пока рано. Прыжки с парашютом разрешены с 14 лет. Можно прыгать с инструктором, а в дальнейшем уже и самим, и оттачивать свои навыки в полете.
– Насколько важна высота?
Если делаешь элементы на соревнованиях, то лучше не подниматься слишком высоко, не заходить за грани стекла иначе тебя просто не будет видно. Выполняя элементы на соревнованиях, далеко улетать не разрешается.
– Каковы ощущения?
Если долго делаешь связки, иногда может закружиться голова, а так всегда по-разному. Если это сложный элемент, конечно можешь выбиться из сил, потому что надо держать себя в этом полете. Там нельзя без напряжения, тебя может развернуть. Новые элементы это всегда тяжело, что-то тренер не показывает и ты должен воспринять это на слух. Так же есть кукла на которой показывается все, чтобы спортсмен мог это увидеть. Когда спортсмен в трубе, он не слышит и чтобы контактировать, тренер показывает движения. Если надо выпрямить ноги, разогнет два пальца. Чаще это показывают перворазам, кто первый раз зашел в трубу.
– Травмы случаются?
Вначале я не ударялась о стекло и не падала. Рядом стоял инструктор, который поддержит, поможет. В дальнейшем такие ситуации были, этого не избежать они у всех есть. Спортсмены врезались головой, теряли сознание, лопалось стекло. На наших глазах человек вышел из трубы и потерял сознание. Если инструктор в трубе, он поймает тебя в полете. Мой инструктор уже стоит за стеклом. Так что я могу и коленкой врезаться, синяк получить, ногу повредить. Это работа. Ты не можешь отвлекаться, смеяться, ты должен себя держать, все мышцы напряжены. Любую минуту тебя может просто вынести в стекло, ты можешь врезаться и улететь куда-нибудь.
– Расскажи о теле в воздушном потоке.
Есть привычные элементы. А если делать новый, надо быть собранным и это всегда волнительно. Есть элементы где ты продавливаешь поток, надо удержаться на нем и при этом продавить, чтобы ровно встать. А в некоторые моменты он наоборот тебе помогает.
– А как устроена аэротруба?
Воздух в трубу нагнетается с улицы. В современных трубах устанавливаются четыре двигателя. Дышать в трубе достаточно легко, но иногда просят открыть створки чтоб поступал холодный воздух с улицы. Летом внутри очень жарко. Скорость потока регулируется под свой вес. Есть такое понятие – полетные транзиты, когда к примеру, лежишь на животе и надо перевернуться на спину. Сделать это можно через ноги, через голову, как удобней. Полет в аэротрубе это свободный полет, но все-таки ограничен стенками так называемого стакана. Если скорость потока меньше спортсмен должен сделать так, чтобы не касаться сетки пола, а лететь еще выше. А если скорость высокая, нужно продавить поток чтобы не улететь высоко.
– Сколько длятся соревнования?
Два дня, а то и больше. Спортсмен должен отлетать две обязательные программы, в которые включены обязательные элементы. И два или три раза выполнить произвольную программу. В нее включаешь что хочешь. Обязательная программа 30-45 секунд, произвольная 1-1,5 минуты.
Для полетов в аэротрубе необходимы и другие занятия. Полина увлекается воздушной гимнастикой на специальных полотнах, вырабатывает гибкость, растяжку. А когда адреналина недостаточно, садится на квадроцикл. Один композитор написал музыку для ее полета, получилось очень красиво. Являясь чемпионкой России, Полина не перестает любить свою гимназию, приятную обстановку, педагогов, старается стать отличницей в году. Из любимых предметов – физкультура, математика, русский язык и музыка. У Екатерины Степановой обладательницы ряда дипломов, призовых мест в музыке, среди любимых предметов также математика, а еще Катя любит литературу, с удовольствием разучивает стихотворения и пишет сочинения. Заканчивается учебный год. Обе девочки провели его каждая по-своему, но с неизменной преданностью своему делу и любовью к родной гимназии.
Назар НУРДЖАНОВ, Ксения СИТНИКОВА, Валерий ГВОЗДЕВ, Надия НУРДЖАНОВА, Мария СЕМИКОВА