Татаро-монгольское нашествие: как оно повлияло на Крым
XIII век является одним из важнейших периодов в истории Крыма. Вторжение в Таврику привело в движение не только самих татаро-монгол, но и многие другие народы, обитавшие в Северном Причерноморье и его окрестностях. Вскоре после первого набега, датируемого 1223 годом, татаро-монголы вновь приходят в Крым и оседают в его восточной части, вытесняя из степного Крыма кочевавших там половцев. По всей видимости, именно в результате их военной деятельности в Крым прибывают караимы и армяне. В 60-е годы XIII века в Крыму появляются итальянские колонизаторы. Они закладывают фундаменты многочисленных факторий и поселений, включая Каффу, самый крупный крымский город эпохи позднего средневековья и раннего нового времени. Одновременно с ними в Крым прибывают торговцы из стран мусульманского Востока и христианской Европы; многие из них также оседают на территории полуострова.
Оказавшись впервые в Крыму в 1223 году, татаро-монгольские войска разграбили Судак, но вскоре покинули полуостров для того, чтобы принять участие в знаменитой битве на Калке, окончившейся сокрушительным поражением объединенных русско-половецких войск в мае того же года. Новые набеги на Крым были предприняты в 1238, 1239, 1248 и 1249 годах. Разграбив несколько крымских городов, захватчики не ушли, а осели в восточной части полуострова. Своей первой столицей в Крыму они избрали город Солхат (иначе Сулхат / Солкат / Сурхат), с этого момента известный также под тюркским или монгольским названием Къырым (в русифицированной транскрипции «Крым»; ныне «Старый Крым»). Позднее по имени главного татарского центра «Крымом» стал называться и весь полуостров. Подчинив своей власти восток Таврики, татары вскоре обратили свое внимание на ее центральную и западную части.
Вторжение татаро-монгол в юго-западный Крым
Не вызывает сомнений тот факт, что татары атаковали юго-западную Таврику и Крымскую Готию еще в XIII веке. Как именно в то время выглядела жизнь крымских готов сказать сложно: мы знаем, что готы проживали в юго-западном Крыму и вдоль линии побережья от Алушты до Судака, однако, более точных данных у нас нет. Вторжение татар в территории проживания крымских готов произошло, по всей видимости, еще во время правления хана Бату («Батыя» русских летописей; жил в 1209–1255/1256 годах). Об этом нам известно из нескольких письменных источников. К примеру, знаменитый купец и путешественник Марко Поло (1254–1324) писал, что хан Бату завоевал Готию и Газарию, ранее принадлежавшую половцам. Об опустошении Готии татарскими войсками во время правления Бату говорят и другие источники. Марино Санудо Старший, умерший около 1337 года, отмечал, что в 1242 году «татары опустошили Русию, Газарию, Сугданию, Готию, Зихию, Аланию, Польшу и другие державы общим числом до тридцати». Никифор Григорас, византийский историк XIV века, утверждал, что татарские войска завоевали также народы зихов, абхазов и готов. Он датировал это событие царствованием императора Иоанна III (1222–1254), что также совпадает со временем правления Бату. Об этом же упоминал в первой четверти XVI века польский каноник Матвей Меховский. В главе, посвященной генеалогии заволжских татар, он сообщил, что Батый (Bathi) разорил Готию, Русь и другие страны.
Татары совершали набеги на юго-западный Крым и позднее. В 1278 и 1299 году войска золотоордынского правителя Ногая пронеслись по восточному и западному Крыму, разграбив и разрушив главные города полуострова – Сугдею, Херсон, Алустон, Горзувиты, Тепе-Кермен, Баклу, Сюрень, Мангуп и Эски-Кермен. Во многих из них, вне всякого сомнения, проживали также и готы.
Некоторые источники сообщают нам о том, что татары не просто опустошили территории, на которых проживали крымские готы и аланы, но и подчинили себе эти народы. Марино Санудо информировал французского короля Филиппа VI в письме от 13 октября 1334 года о том, что среди народов, зависящих от татар, есть также проживающие в Галгарии (искаженное Газзарии, т.е. в Крыму) готы и немногочисленные аланы (Gothi et aliqui Alani). О том, что аланы и готы переняли одежду и обычаи татар и более того – стали их союзниками – упоминал около 1290 года византийский историк Георгий Пахимер. Конрад Гесснер, швейцарский ученый XVI века, указывал, что незадолго до османского вторжения поселившимся в Крыму «остроготам, тем не менее, всегда позволялось владеть горами под [условием выплаты татарам] налога».
Золотая Орда и Крымская Готия в XIV веке
Известный византолог А.А. Васильев пришел к выводу, что Крымская Готия, как и другие подчиненные регионы Таврики, вынуждена была выплачивать татарам дань. Однако золотоордынских представителей власти, по его мнению, в Готии не было. Ввиду отсутствия достоверных источников подтвердить или опровергнуть это суждение, впрочем, сложно. В XIII и начале XIV века жизнедеятельность в столице Крымской Готии, городе Доросе-Феодоро (Мангупе), по археологическим данным, едва прослеживается.
Ситуация изменяется лишь во второй половине XIV века. К этому времени запустевший город Дорос-Феодоро вновь возвращается к жизни. Об этом красноречиво свидетельствуют три эпиграфических памятника на греческом языке, найденных на Мангупе археологами. В первом из них, датируемом 1361/1362 годом, говорится о постройке «башни верхнего города почтенной Пойки» и «восстановлении Феодоро вместе с Пойкой» сотником (тысяцким?) по имени Хуйтани. Эта надпись крайне важна тем, что, во-первых, содержит первое упоминание о городе Феодоро. Именно так – Феодоро – с XIV века стал называться средневековый Дорос, позднее переименованный в Мангуп. Во-вторых, в ней упоминается имя сотника (тысяцкого), под чьим руководством проводились работы. Его имя – Хуйтани – по-видимому, является искажением готского Хвитан («Белый») или Гутани.
Дополнительные работы по строительству башни в Феодоро велись сотником (тысяцким) Чичикием (чтение имени не бесспорно) во время правления хана Тохтамыша между 1380/1381 и 1397/1398 годом. В.Л. Мыц предположил, что сотник Чичикий и тысяцкий Хуйтани были представителями военно-административного аппарата крымского улуса Золотой Орды. Оба этих деятеля были, вне всякого сомнения, христианами православного греческого образца, на что указывает упоминание о Святом Димитрии и христианская символика этих надписей. Тот факт, что в надписях нигде не упоминается их предполагаемое «княжеское» происхождение, не позволяет считать Хуйтани и Чичикия князьями. Упоминание в одной из надписей имени хана Тохтамыша можно интерпретировать как указание на то, что Феодоро и Готия находились в политической зависимости от татар.
Нет также никаких сомнений в том, что в 1380-ые годы уже существовало самостоятельное княжество Феодоро с собственной династией: в одном из итальянских документов 1382 года упоминается князь Феодоро по имени Аффендизи, а также его брат, внуки, люди и подданные. Таким образом, из этого документа однозначно и несомненно явствует, что княжество Феодоро фигурировало как самостоятельная политическая единица не позднее 1381 года, а по-видимому, и раньше.
Институт совместного феодоритско-татарского кондоминиума (соправления), который, как мы предположили, имел место во второй половине XIV века, прекращает функционировать в первой четверти XV века. С этого времени и вплоть до турецкого завоевания Крыма в 1475 году Готия становится независимым христианским княжеством известным под названием Феодоро.