Учительство, священство и пророчество в женском исполнении
Если проповедь, написанная или произнесенная женщиной, лишена истерики, если в ней нет даже столь естественной позы взирания «сверху вниз», с которой «посвященный» вещает тем, кто еще не дорос до его вершин – то нет оснований к тому, чтобы подводить этот женский труд под строгое понимание слов апостола Павла о молчащей жене.
Впрочем, женщина, которая вроде бы не может входить в круг священников, порой может оказаться много выше этого круга – в лике пророков. Пророчествовали от Духа Мариам (Исх. 15,20-21), Девора (Суд.4,4-5), Олдама (4 Цар. 2,14-20), Анна (Лк. 2,36-38). Пророчествовали четыре дочери диакона Филиппа из Кесарии (Деян. 21,8-9).
Апостол Павел советует, чтобы коринфские женщины совершали свои пророчества с покрытой головой (1 Кор. 11,5). То есть дар женских пророчеств он признает.
Есть и равно-апостольные женщины. Это не только Мария Магдалина, Нина, просветильница Грузии, княгиня Ольга или царица Елена. Основными распространителями христианской веры были не специально обученные и посланные миссионеры.
Наиболее действенный путь миссии именно бытовой. Такая низовая миссия не была сознательным усилием Церкви и решением ее иерархов, поддержанным мощью финансовым и образовательных церковных институтов. Она шла через установление брачных связей, через бытовые контакты, через купцов, гостей и пленников. Порой именно гонения приводили к расширению христианского присутствия.
Сначала варвары брали христиан в плен. А потом они же учились у своих рабов.
Св. Нина прошла путь от пленницы до апостола Грузии, а св. Патрик от выкраденного свинопаса до апостола Ирландии.
Болгарский князь Борис первые знания о христианстве он получил от плененного им греческого монаха Феодора (Куфары), а затем к нему вернулась его сестра, бывшая в плену в Константинополе и там принявшая православие (Продолжатель Феофана 4,14)…
Порой прекрасная украденная христианка рожала от вождя варварского племени и своего сына воспитывала в своей вере. Потом он становился наследником своего отца и уже весь свой народ вел к крещальной купели.
Кроме того, сама жертвенность и чистота первых христианок заставляла язычников восклицать – «ах, какие у христиан женщины!» .
Высший дар Духа – это готовность к исповедничеству (а вовсе не право настоятельства).
И тут, по слову церковного историка 4 века, «Божественное слово сделало женщин мужественными как мужчины: одни, выдержав такие же подвиги, получили равную награду за свое мужество» (Евсевий. Церковная история.8,14,14).
И тут даже св. Иоанн Златоуст признает: «Во всех других отношениях, как по природе, так и по деятельности и по занятиям, есть различие между полами, — различается, говорю, мужеский пол от женского. Женщине назначено домашнее хозяйство; мужчине — занятия и общественными и политическими делами. Но в подвигах ради Бога и в трудах на пользу церкви подобного различия нет, и случается наоборот, что в трудах и добрых подвигах этого рода женщина берет на себя даже долю более значительную, чем мужчина. Желая показать между прочим это, в послании к отечественному вашему городу Павел с похвалою упоминает имена многих женщин, которые, по его словам, не мало потрудились в деле исправления мужчин и наведения их на истинный путь (Рим. гл. XVI). С какою целью говорю я все это? Для того, чтобы вы не считали чужим для себя делом принимать участие в заботливости и трудах, клонящихся в исправлению церковного состояния, но сознавали своим долгом, и сами непосредственно, и через других, чрез кого только можете, привносить с своей стороны надлежащее усердие к укрощению общего волнения и смятения, обнявшего восточные церкви» (Св. Иоанн Златоуст. Письмо 157.К Италике).
Но идеал и реальность слишком разошлись: «Надлежало бы иметь внутри храма стену, которая отделяла бы вас от женщин. Но как вы не хотите этого, то отцы признали необходимым отделить вас, по крайней мере, этими деревянными досками; в древнее же время, я слыхал от старцев, не было и таких стен, – «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28), – да и во времена апостолов вместе находились мужчины и женщины. Тогда и мужчины были мужчинами, и женщины женщинами, а ныне все напротив: женщины усвоили себе нравы блудниц, а мужчины ничем не лучше коней неистовых» (св. Иоанн Златоуст. 73-я Беседа на Евангелие от Матфея).
Однако для богословия важен как раз идеал. И в нем стен нет.
Так что я бы не лишал Бога права что-то изменить в Его Церкви в грядущих веках.
Мы сегодня резко разводим учительство и таинственно-литургическое «преломление Хлеба». Но настолько ли четко это разделение в текстах Нового Завета? Мог ли возглавлять литургическую трапезу, читать основные молитвы и преломлять хлеб не-проповедующий? И не-начальствующий в общине?
Сегодня в монастырях нередко иеромонах, служащий Литургию, не проповедует, не «учит». Но, значит, и в древние времена могли быть люди не-учащие, но литургисающие. И, значит, апостольский запрет на женское учительство и проповедь не означает запрета на возглашение общей молитвы и сакраментальное служение.
Мы всё же мало знаем о жизни первобытной христианской общины. На сегодняшних трапезах вести «застолье» могут поручить некоему человеку. Но это не значит, что такой же окажется его роль в следующий раз. Он может быть «тамадой на час». Могла ли христианская община разным людям поручать возглавлять свои молитвы в разные дни?
В начале второго века «Старица» (=Церковь) повелевает Ерму занять место пресвитера (священника), чему он сопротивляется, не будучи таковым: «Она сказала мне: — Садись здесь. — Госпожа, пусть прежде сядут пресвитеры. — Я тебе говорю, — настаивала она, — садись» (Ерм. Пастырь Видения 3,1).
И это поручение не становилось лично-неотъемлемым, сохраняющимся на всю жизнь и значимым для любого другого собрания христиан в других селениях.
Если же люди могли на собраниях молиться по очереди, пророчествовать по очереди, один за другим, то в этой «очереди» могли быть и женские голоса. Что и было запрещено в конце концов 11-м правилом Лаодикийского собора: «Не должно поставлять в Церкви так называемых пресвитид или председательниц» .
«Таково загадочное правило не менее загадочного Лаодикийского собора. О последнем мы точно не знаем, когда он имел место и в каком составе. Полный текст его правил не дошел до нас» (протопресв. Николай Афанасьев. Пресвитиды или председательницы // протопресв. Николай Афанасьев. Церковь Божия во Христе. Сборник статей. М., ПСТГУ, 2015, с. 516).
Впрочем, женщина, которая вроде бы не может входить в круг священников, порой может оказаться много выше этого круга – в лике пророков. Пророчествовали от Духа Мариам (Исх. 15,20-21), Девора (Суд.4,4-5), Олдама (4 Цар. 2,14-20), Анна (Лк. 2,36-38). Пророчествовали четыре дочери диакона Филиппа из Кесарии (Деян. 21,8-9).
Апостол Павел советует, чтобы коринфские женщины совершали свои пророчества с покрытой головой (1 Кор. 11,5). То есть дар женских пророчеств он признает.
Есть и равно-апостольные женщины. Это не только Мария Магдалина, Нина, просветильница Грузии, княгиня Ольга или царица Елена. Основными распространителями христианской веры были не специально обученные и посланные миссионеры.
Наиболее действенный путь миссии именно бытовой. Такая низовая миссия не была сознательным усилием Церкви и решением ее иерархов, поддержанным мощью финансовым и образовательных церковных институтов. Она шла через установление брачных связей, через бытовые контакты, через купцов, гостей и пленников. Порой именно гонения приводили к расширению христианского присутствия.
Сначала варвары брали христиан в плен. А потом они же учились у своих рабов.
Св. Нина прошла путь от пленницы до апостола Грузии, а св. Патрик от выкраденного свинопаса до апостола Ирландии.
Болгарский князь Борис первые знания о христианстве он получил от плененного им греческого монаха Феодора (Куфары), а затем к нему вернулась его сестра, бывшая в плену в Константинополе и там принявшая православие (Продолжатель Феофана 4,14)…
Порой прекрасная украденная христианка рожала от вождя варварского племени и своего сына воспитывала в своей вере. Потом он становился наследником своего отца и уже весь свой народ вел к крещальной купели.
Кроме того, сама жертвенность и чистота первых христианок заставляла язычников восклицать – «ах, какие у христиан женщины!» .
Высший дар Духа – это готовность к исповедничеству (а вовсе не право настоятельства).
И тут, по слову церковного историка 4 века, «Божественное слово сделало женщин мужественными как мужчины: одни, выдержав такие же подвиги, получили равную награду за свое мужество» (Евсевий. Церковная история.8,14,14).
И тут даже св. Иоанн Златоуст признает: «Во всех других отношениях, как по природе, так и по деятельности и по занятиям, есть различие между полами, — различается, говорю, мужеский пол от женского. Женщине назначено домашнее хозяйство; мужчине — занятия и общественными и политическими делами. Но в подвигах ради Бога и в трудах на пользу церкви подобного различия нет, и случается наоборот, что в трудах и добрых подвигах этого рода женщина берет на себя даже долю более значительную, чем мужчина. Желая показать между прочим это, в послании к отечественному вашему городу Павел с похвалою упоминает имена многих женщин, которые, по его словам, не мало потрудились в деле исправления мужчин и наведения их на истинный путь (Рим. гл. XVI). С какою целью говорю я все это? Для того, чтобы вы не считали чужим для себя делом принимать участие в заботливости и трудах, клонящихся в исправлению церковного состояния, но сознавали своим долгом, и сами непосредственно, и через других, чрез кого только можете, привносить с своей стороны надлежащее усердие к укрощению общего волнения и смятения, обнявшего восточные церкви» (Св. Иоанн Златоуст. Письмо 157.К Италике).
Но идеал и реальность слишком разошлись: «Надлежало бы иметь внутри храма стену, которая отделяла бы вас от женщин. Но как вы не хотите этого, то отцы признали необходимым отделить вас, по крайней мере, этими деревянными досками; в древнее же время, я слыхал от старцев, не было и таких стен, – «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28), – да и во времена апостолов вместе находились мужчины и женщины. Тогда и мужчины были мужчинами, и женщины женщинами, а ныне все напротив: женщины усвоили себе нравы блудниц, а мужчины ничем не лучше коней неистовых» (св. Иоанн Златоуст. 73-я Беседа на Евангелие от Матфея).
Однако для богословия важен как раз идеал. И в нем стен нет.
Так что я бы не лишал Бога права что-то изменить в Его Церкви в грядущих веках.
Мы сегодня резко разводим учительство и таинственно-литургическое «преломление Хлеба». Но настолько ли четко это разделение в текстах Нового Завета? Мог ли возглавлять литургическую трапезу, читать основные молитвы и преломлять хлеб не-проповедующий? И не-начальствующий в общине?
Сегодня в монастырях нередко иеромонах, служащий Литургию, не проповедует, не «учит». Но, значит, и в древние времена могли быть люди не-учащие, но литургисающие. И, значит, апостольский запрет на женское учительство и проповедь не означает запрета на возглашение общей молитвы и сакраментальное служение.
Мы всё же мало знаем о жизни первобытной христианской общины. На сегодняшних трапезах вести «застолье» могут поручить некоему человеку. Но это не значит, что такой же окажется его роль в следующий раз. Он может быть «тамадой на час». Могла ли христианская община разным людям поручать возглавлять свои молитвы в разные дни?
В начале второго века «Старица» (=Церковь) повелевает Ерму занять место пресвитера (священника), чему он сопротивляется, не будучи таковым: «Она сказала мне: — Садись здесь. — Госпожа, пусть прежде сядут пресвитеры. — Я тебе говорю, — настаивала она, — садись» (Ерм. Пастырь Видения 3,1).
И это поручение не становилось лично-неотъемлемым, сохраняющимся на всю жизнь и значимым для любого другого собрания христиан в других селениях.
Если же люди могли на собраниях молиться по очереди, пророчествовать по очереди, один за другим, то в этой «очереди» могли быть и женские голоса. Что и было запрещено в конце концов 11-м правилом Лаодикийского собора: «Не должно поставлять в Церкви так называемых пресвитид или председательниц» .
«Таково загадочное правило не менее загадочного Лаодикийского собора. О последнем мы точно не знаем, когда он имел место и в каком составе. Полный текст его правил не дошел до нас» (протопресв. Николай Афанасьев. Пресвитиды или председательницы // протопресв. Николай Афанасьев. Церковь Божия во Христе. Сборник статей. М., ПСТГУ, 2015, с. 516).